Ну, дайте, дайте тишины!!!
«В таких условиях невозможно работать!!!» — срываемся мы всякий раз, когда коллега, врывающийся в отдел в очередной раз зычно сотрясает дверью окружающее пространство. Возмущение нарастает снежным комом … у соседа «на правом фланге» скрипит офисный стул, а он к тому же изо всех сил барабанит на клавиатуре. Да и выдержать «бесконечный сериал» по обсуждению новинок из модного журнала справа… безобразие просто! Нет слов…одни выражения… А имя всему этому бедствию — нерабочая обстановка. Попробуем найти выход из плотного окружения «безысходности». Ежедневно мы планируем совершить положенные «12 подвигов» и еще несколько гениальных деяний, пытаясь сосредоточиться одновременно на нескольких производственных задачах. Но, проведя весь день в заботах, «аки пчела», с прискорбием обнаруживаем, что вожделенный результат — все так же «за высокими горами». Что же мешало? Да буквально все: клиенты, докучающие просьбами, предложениями и пожеланиями, начальник, решивший поручить вам разработку еще одного сверхсрочного проекта, слишком яркий свет, жаркий воздух, звук факса, блики от монитора, доносящиеся со всех сторон задушевные разговоры о финансовом анализе бухгалтерской отчетности и жалобы на спущенную петлю на колготках, и еще множество звуков и запахов, издаваемых другими поюще-жующе-громкоговоряще-смеющимися сотрудниками… В общем, как говорят юмористы, сильнее громкой беседы может раздражать лишь шепот. По наблюдениям ученых, изучавших поведение служащих на рабочем месте, в среднем 23 раза в день любой сотрудник отвлекается на внешние раздражители, связанные (и не очень) с работой: посторонние шумы, предметы, посетители. Не говоря уже о том, что взгляд наш блуждает, перемещаясь с объекта на объект 100 тыс. раз за день. А вот чтобы вновь сосредоточиться, приходится потратить минимум три минуты. Нехитрые подсчеты показывают, что только на попытки (не всегда успешные) сконцентрировать внимание на работе затрачивается чуть более часа в день. И это без учета времени, отнятого посторонними раздражителями. Одним словом, в офисе просто нет места рабочей атмосфере со всеми вытекающими последствиями. Оценив перспективу доделывать работу во внеурочное время, когда основные «раздражители» разойдутся по домам, «кипит наш разум возмущенный» и пытается найти более приемлемый выход из множества вариантов. Перенести офис на близлежащий необитаемый остров, окружив его неприступной для посетителей крепостной стеной? Заставить коллег ходить «по струнке», рассчитавшись на первый-второй, под команду: «Равняйсь! Смирно!!!»? Или хотя бы повесить на спину табличку «НЕ БЕСПОКОИТЬ» и мимикрировать под клавиатуру? Один из наиболее оптимальных вариантов — пополнить ряды надомных работников. Но извилистый путь фриланса приемлем не для всех. Как же научиться продуктивно работать в офисе? Способы есть. Но прежде чем вступить в борьбу с внешним хаосом нерабочей обстановки, стоит убедиться, не находится ли он внутри тебя?
«ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ, С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ» Не секрет, что невнимательность на работе может дорого стоить, поскольку становится иногда причиной несчастных случаев. Цену «человеческого фактора» лучше всего познали пилоты, водители и авиадиспетчеры. Но даже если ваша работа не требует постоянной максимальной сосредоточенности, неспособность концентрироваться и рассеянность приведут к нерациональному использованию рабочего времени, а, следовательно, к тому, что придется либо засиживаться на работе, либо рано вставать, либо (что хуже) урывать время для работы на выходных. Перспективы, прямо скажем, не радужные. Чтобы не распыляться впустую, попробуем разобраться в причинах недостаточной внимательности на службе. Все факторы можно условно разделить на зависящие от нашего «хотения» и напрямую с ним не связанные. К первому типу относится недостаточная мотивация и желание побездельничать. Перефразируя классика, можно сказать: «Если организм отвлекается, значит, ему это зачем-нибудь нужно». Нередко работа выступает в роли малопривлекательного, не очень интересного и даже рутинного занятия. Выхода два: либо сменить род деятельности на более увлекательный, либо заняться самомотивацией, превращая выполнение ежедневных обязанностей в занимательную игру с поощрениями и наказаниями. К причинам, от нас не зависящим, можно причислить особенности строения нервной системы. Некоторые просто категорически не способны концентрироваться на выполняемой работе. Если у вас инертная или слабая нервная система, вы «обречены» на неустойчивое и плохо переключаемое внимание. «Вылечить» такого сотрудника бывает сложно (если только родители еще в дошкольном возрасте не позаботились о развитии нужных навыков). Трудности с усидчивостью свойственны и излишне импульсивным, гиперподвижным «живчикам». Врагами концентрации внимания объявлены хронические заболевания, переутомление, депрессия и перегрузки. Вполне логично, что при общем ослабленном состоянии организм не способен «выдавать на-гора» высокую работоспособность, параллельно снижая и функцию внимания. Рассеянность может быть и побочным эффектом от приема некоторых лекарственных препаратов. И здесь уже без помощи врача не обойтись. Но есть и еще одна причина, не зависящая ни от индивидуальных особенностей, ни от мотивации работника.
Это интересно. Вопреки логично напрашивающимся выводам, хорошее настроение на рабочем месте не способствует повышению производительности труда. К такому неутешительному выводу пришли канадские ученые, исследовавшие поведение рабочих на предприятии. Те из них, кто трудился в скверном настроении, делали в два раза меньше ошибок, чем их коллеги, находящиеся в приподнятом расположении духа. Секрет прост: жизнерадостный работник стремится сохранить благоприятные эмоции, не омрачая их работой. А прибывающий в плохом настроении хочет отвлечься от мрачных мыслей и потому сосредотачивает все внимание на выполнении задания, работая с максимальной отдачей.
НУ И ОБСТАНОВОЧКА! Оглянитесь-ка вокруг. Оцените обстановку. Если не видите никакой разницы между рабочим столом и мусорной корзиной, а кипа «нужных» бумаг закрывает горизонт, пора приниматься за генеральную уборку территории (для вдохновения напомним, чистка авгиевых конюшен была зачтена Гераклу как подвиг). Под уборкой подразумевается не перемещение центра свалки из одной точки стола в другую и не раскладывание мусора в кучки правильной геометрической формы, все намного серьезнее: повышение эффективности рабочего пространства поможет лучше концентрироваться на работе. Прежде всего, нужно побеспокоиться о: — Защите тылов. Желательно, чтобы с вашего рабочего места было видно входную дверь, а за спиной не оставалось свободного прохода. Древнейший инстинкт самосохранения побуждает всегда быть начеку: не подкрадывается ли кто-нибудь сзади с нехорошими намерениями, например, чтобы напасть. Поэтому если вас все время не покидает чувство незащищенности спины, сконцентрироваться на квартальном балансе будет непросто. Оптимальный вариант — сидеть спиной к стене. Это обеспечит надежную защиту тыла и вид на открытое пространство, позволяющие мыслить творчески. Если нет такой возможности, помогут маленькие хитрости. Например, разместите зеркало так, чтобы в отражении видно было дверной проем, или повесьте у входа колокольчик, издающий мелодичный звон при открывании двери. — Маскировке. Дискомфорт создает и незащищенность рабочего места от посторонних взглядов. Исправить положение можно с помощью небольших ограждений — буйнорастущего цветка, папок, ящиков, стопок бумаг или монитора компьютера. Если личное пространство хотя бы частично закамуфлировано, это создает ощущение безопасности и, следовательно, расслабляет и дает возможность сосредоточиться на работе. Но не перестарайтесь, иначе выстроенные баррикады вызовут у шефа подозрение, что вы «работаете под прикрытием», то есть заняты посторонним делом. Негативно сказывается на концентрации внимания расположение рабочего места напротив дверей. В этом случае вы попадаете под фокус внимания «всяк сюда входящего» и именно к вам первому будут обращаться со всякими просьбами, вопросами и поручениями. Если нет возможности сдвинуть стол с «линии огня», можно расположить поблизости какой-то предмет, преломляющий световые лучи: привлекая внимание входящего, он отвлечет его от вас. — Упорядочении хаоса. Часто мешают сосредоточиться разноцветные стикеры, окружающие, словно враги партизана, со всех сторон. Если не можете обходиться без «напоминалок», лучше собрать их в букет и поместить на «газон» (к примеру, на доску объявлений). Все не относящиеся к работе (но пребывающие на вашем столе потому, что сердцу милы) вещи должны как минимум не мешать. То, чем вы пользуетесь для работы постоянно, должно всегда находиться в пределах досягаемости (лучше на расстоянии вытянутой руки), а не разыскиваться с помощью компаса. Но ничто так не отвлекает внимание, как мобильные телефоны, час от часу в различных концах офиса попискивающие увертюрами Чайковского или трелями. Решением проблемы может стать негласный пакт между сотрудниками об обязательном переводе сотовых в беззвучный режим. Но для полной концентрации внимания и этого недостаточно.
|
Марина Топка -В разгар рабочего дня больше всего раздражает включенное радио в режиме нон-стоп. При выполнении конкретного задания сосредоточиться просто невозможно из-за постоянных телефонных звонков, новых «горящих» заданий, которые нужно сделать «на вчера» и из-за которых приходится бросать уже начатые. Универсального приема, помогающего сконцентрироваться, нет. Хотя думаю, у каждого найдется способ, найденный методом проб и ошибок. Чтобы выполнить все запланированное, можно было бы закрыть дверь на ключ и сделать вид, что тебя нет, но это практически невозможно, ведь не всегда в кабинете находишься сам. Поэтому преимущественно приходится ранжировать задания по срочности и важности. При выполнении работы желательно стараться (если есть такая возможность) не отвлекаться по мелочам, пока не выполните задание окончательно. Все важные дела лучше закончить в первой половине дня, пока есть рабочий настрой.
КАК СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ Методов концентрации внимания существует великое множество, но алгоритм решения проблемы, как правило, складывается из нескольких основных этапов. Первый из них -«Создаю установку». Проанализировав все факторы, мешающие сосредоточиться, попробуйте нейтрализовать их. К примеру, отключите телефоны или попросите друзей и знакомых не беспокоить вас хотя бы какое-то время. Не верьте обещающим завладеть вашим вниманием «на минуточку»: беседа как минимум превратится в «десятиминуточку», а если таких вторжений будет несколько, на визиты может уйти до 25% рабочего времени. Однако отвлекающими от работы могут быть не только внешние, но и внутренние раздражители. Особо опасны мысли, уводящие от деловых берегов. Гоните взашей всякие отступнические «размышлизмы»! Если вы голодны, лучше поешьте, ибо на пустой желудок вряд ли удастся сосредоточиться. Полезны для концентрации внимания продукты, богатые минералами, в частности бором (финики, сливы, изюм), железом и цинком (говядина), а также углеводами, снабжающими кровь сахаром. - «Точные настройки». Теперь слегка подкрутите настроечный регулятор. Постарайтесь сознательно повысить интерес к тому, что делаете, даже если занятие кажется вам безнадежным. Вспомните, как тепло отзывался о статистике (науке, возглавляющей рейтинг самых рутинных занятий) герой культового кинофильма: «А я вообще люблю свою работу. Без статистики это не жизнь, а каторга какая-то. Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали, как хорошо мы живем». - «Не пытайтесь сидеть на двух стульях». Разделите работу на несколько задач, например, три простых и две сложных. Начните с более легких и, одолев большую часть задания, с оставшейся поможет справиться окрыляющее чувство успеха. Почувствовав, что концентрация внимания ослабевает, встаньте и пройдитесь. Или переведите взгляд на что-то красное. Это приостанавливает процесс рассеивания внимания. -Закрепление результата. Понаблюдайте, что лучше всего способствует концентрации внимания: полнейшая тишина или негромкая классическая музыка? В какое время дня вам лучше работается, утром или после обеда? Для развития внимания полезны и тренировки мозга: решение головоломок, изучение иностранных языков, чтение литературы по незнакомой тематике. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что умение направлять и удерживать внимание на конкретном объекте, неразрывно связано с развитием волевых качеств, поэтому успех в этом нелегком деле ждет тех, кто даже в мелочах умеет быть хозяином своих действий. Иными словами, лучший способ стать внимательным — никогда не позволять себе выполнять любую работу невнимательно.
|