Боевой патрон
Что ни говори, с незапамятных времен отношения «начальник-подчиненный» складывались без особых затей. Взять хотя бы указ Петра I, повелевающий «подчиненному перед лицом начальства вид иметь лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать лицо вышестоящее». В наши дни величайшее предписание, наверняка, негативно сказалось бы на эффективности бизнеса, поэтому находящимся на разных ступенях карьерной лестницы приходится выискивать более актуальные пути для организации производственного симбиоза. Наиболее удачными находками мы готовы поделиться с читателями.
Трудно не согласиться с тем, что в отношениях «подчиненный-начальник» неоспоримое преимущество на стороне последнего, ведь в его руках материально-нематериальные стимулы (дословно с лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных). Да и самого руководителя сравнивают с одним из эффективнейших рычагов управления: по результатам исследований, на решение о смене места работы существенное влияние оказывают два обстоятельства — размер зарплаты и психологический климат в коллективе, который кондиционирует «первое лицо» предприятия. И еще неизвестно, что важнее. Согласно заверениям HR-менеджеров и профессиональных психологов, количество специалистов, согласных перейти на меньшую зарплату, но в подчинение к лучшему (по сравнению с нынешним) руководителю, составляет 25% из общего числа респондентов. А от шефа, относящегося к своим подчиненным, как рабовладелец к неграм на мандариновой плантации, бегут, сверкая пятками, даже из самых преуспевающих компаний. Стоп! Будем объективны и зададимся грибоедовским вопросом: «А судьи кто?» Кто оценивает деспотизм руководителя? Конечно, подчиненные, поэтому столь явно однобокий подход заведомо отдает субъективизмом. К сожалению, в жизни все намного сложнее, чем в сказках, где все персонажи без полутонов делятся на плохих и хороших. У каждого шефа есть свои сильные и слабые стороны. Часто требовательные начальники имеют репутацию злых, а в качестве критериев оценки используются довольно неоднозначные факторы: «поругал сильно или не очень», «заметил или не заметил оплошность», «отпустил домой пораньше или задержал на сверхурочные»… Получается, за деревьями не видно леса и, как правило, главные вопросы: «Умеет ли руководитель объективно оценивать потенциал сотрудников?», «Заботится ли о развитии бизнес-талантов подопечных?», «Чем продиктованы сверхзадачи, которые ставит шеф перед командой: личными амбициями или желанием вывести компанию на новый виток?» — остаются без ответа. Поэтому, прежде чем обвинять шефа в нелояльности, зададимся целью выяснить, не делаем ли мы сами чего такого, что способно навлечь гнев на нашу (праведную?) голову?
КАК РАЗОЗЛИТЬ БОССА Вы стараетесь быть самым трудолюбивым, исполнительным, ответственным сотрудником в компании. Но вместо медали «за особые заслуги» — насупленные брови шефа и лихорадочные попытки вспомнить, где вы могли допустить оплошность. Возможно, вы ее и не найдете. Откроем секрет: руководители тоже не всегда бывают объективными. Если, к примеру, начальнику не нравится запах ваших духов, не пытайтесь его переубедить, лучше смените аромат (или хотя бы не пользуйтесь им в рабочее время). Но это частности, обратимся к закономерностям. Даже самого кроткого начальника могут вывести из равновесия и превратить в тигра следующие поступки: — Демонстрация откровенной скуки на совещании. На ваших мечтах прослыть лучшим работником компании и в скором будущем разместиться в кресле «большого начальника» может поставить жирный крест простой зевок во время выступления патрона. Не придадут солидности деловому имиджу и разглядывание узоров на обоях или пейзажей за окном, запуск бумажных самолетиков, рисование каракулей на документах или карикатур на товарищей (тем более на шефа)… Но особо раздражают руководителей чавкающие звуки и запахи, выдающие «уплетание» остро пахнущей снеди. — Побег. Ничуть не лучше воспринимается уход в разгар совещания по незначительным поводам: выкурить сигарету, сделать важный телефонный звонок, выпить воды, выйти в туалет… Если вы не удосужились нужные манипуляции проделать заранее, это может быть воспринято как неподготовленность к мероприятию, а следовательно, безответственное отношение к работе в целом. — Невозможность связаться с сотрудником. Выезжая за пределы офиса (особенно с ценными бумагами по важному поручению), не нужно выключать мобильный телефон, несмотря на все внутренние позывы. Отвечайте на звонки, даже если вопрос шефа застал вас в дверях офиса, ибо ничто так не досаждает начальнику, как «недоступность абонента» в момент решения важных производственных задач. — Мимикрия под трудоголика. Некоторые сотрудники намеренно стараются уйти на пару минут позже шефа, подчеркивая свою невероятную загруженность. И напрасно. На самом деле большая часть руководителей ценит не задержки после окончания трудового дня, а количество и качество проделанной работы. Не меньше нервирует патронов и выполнение служебных обязанностей «от звонка до звонка» в дни авралов, когда отдел утопает в нереализованных проектах. — Общение постфактум. Ничто так не ударяет по самолюбию руководителя, как переданное через сотрудников (или по электронной почте) сообщение, что вы ушли с работы (пусть даже по уважительной причине, например, к врачу). Не пожалейте пары минут, забегите к шефу отпроситься (заметьте, не поставить в известность, а именно спросить позволения), и «хорошее настроение не покинет больше вас». Помимо этого Исключите из своего лексикона подобные фразы: — Я в этом вопросе разбираюсь лучше вас; — Вы не правы; — Такое решение свидетельствует о вашей недальновидности; — Вы раздаете премии (повышаете оклады) несправедливо; — Зачем вы уволили Лидочку? Она была хорошей подругой; — Принимая подобное решение, вы должны были проконсультироваться со мной. Но даже если, несмотря на все рекомендации, вы все-таки разозлили босса, есть шанс обратить поражение в свою пользу.
Как правильно читать составленные руководителем характеристики сотрудников МОЛОДОЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РАБОТНИК — может выполнять большое количество работы за минимальную плату. ТВОРЧЕСКИ ПОДХОДИТ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ — всегда найдет кого-то, кто выполнит его работу. БОЛЬШИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ — вовремя приходит на работу. ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ — часто смотрит на часы. ОБЛАДАЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ — сегодня не сделал больших глупостей. ЖИВОЙ УМ — удачно придумывает отмазки. ИЗОБРЕТАТЕЛЕН — всегда найдет сто причин, чтобы делать что угодно, только не то, что требуется. ОСТРОУМЕН, С БОЛЬШИМ ЧУВСТВОМ ЮМОРА — постоянно торчит на анекдотных сайтах. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛОЯЛЕН — никуда больше устроиться не способен. СВОЮ РАБОТУ ЛЮБИТ — вполне можно платить ему меньше.
НА КОВРЕ Итак, всегда приветливая секретарь директора, с которой вы никогда не упускаете возможность обменяться любезностями, вдруг ледяным тоном изрекает нечто вроде: «Товарищ Новосельцев, срочно зайдите к директору и захватите с собой отчет!». «Это конец!» — успевает выдать мозг перед тем, как душа предательски устремляется в район пяточного нерва. Что бы ни случилось на самом деле (вы допустили ошибку самостоятельно, коллективно или, возможно, на вас вообще свалили чужую вину), момент объяснения с шефом малоприятен, но и до Армагеддона еще далеко. Во всяком случае можно (и нужно) вероятные риски свести к минимуму. Погодите стремглав мчаться в кабинет директора, «срывая дверь с петель». Прежде всего -«СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!» Переведите дух, приведите в порядок внешний вид и мысли. Не гоже бравому сотруднику пугать шефа всклокоченными волосами, заплаканными глазами или съехавшим набекрень галстуком. Внешний антураж прекрасно дополнят блокнот и ручка (сделайте вид, что явились за дальнейшими распоряжениями, а не на заведомую головомойку). Вспомните фразу из наверняка недочитанного Карнеги (иначе вы вряд ли бы оказались «на ковре»): «Не бьют только мертвую собаку», — и пообещайте… дочитать полезную книжицу. Успокойте себя тем, что если вас вызывают для беседы — это хороший знак, значит, у начальника еще теплится надежда на ваше перевоспитание. Гораздо хуже, когда шеф не признает даже самого факта вашего существования в компании. -ВКЛЮЧИТЕ ПЯТЫЙ МИКРОФОН! Не стоит кричать с порога: «Не виноватая я!» — и оправдываться, посыпая голову пеплом (или отборным черноземом из ближайшего цветочного вазона). Раскаяние должно быть сдержанным: никакой плаксивости в голосе и трагизма во взгляде! Войдите в кабинет с неподражаемым достоинством английского дворецкого, поздоровайтесь и внимательно выслушайте версию шефа о ваших безобразиях. Не перебивайте, слово для объяснений вам обязательно предоставят… если ваше мнение хоть чуть-чуть интересно начальнику. -ЕСТЬ КОНТАКТ! Проясняя ситуацию, не спорьте. В противном случае на смысл возражений начальник вряд ли обратит внимание, но однозначно к вашей вине добавится «неуважительное отношение к руководству». Попытки перевести стрелки на других сотрудников (пусть даже виновных) или убедить шефа в том, что он не прав либо не разобрался в случившемся, обойдутся дороже. Признайте свою вину (если вас пригласили на «коверную» беседу, значит она есть), покажите, что ситуация под контролем и вы уже загладили ее последствия. Ваше лицо должно отражать понимание и энтузиазм, то есть готовность переделывать работу в соответствии с бесценными инструкциями шефа. Если вы, действительно, не знаете, как «выйти из пике», не стоит в отчаянии заламывать руки и кричать: «Даже не представляю, как поступить!» — лучше скажите, что у вас есть кое-какие соображения на этот счет, но прежде вы бы хотели обсудить их с руководителем, опираясь на его прогрессивный опыт. И беседа плавно повернет в иное русло. Но это не единственный способ использовать энергию начальника в мирных целях.
МАНИПУЛЯЦИОННЫЙ КАБИНЕТ Не секрет, что не только руководители могут управлять сотрудниками, но и наоборот.
«Разница только в том, что подчиненные действуют завуалированно, — комментирует Александр Калита, психолог, бизнес-тренер. — Понимание начальником того, что он стал объектом управления, может дорого обойтись неумелому манипулятору. Но все же многим удается успешно использовать маленькие хитрости, чтобы установить «взаимовыгодные отношения для моей пользы», играя на слабостях своего шефа. К примеру, один из наиболее эффективных приемов, которым доводилось пользоваться и мне — намеренный проигрыш в споре (игре в шахматы). Предварительно затеяв спор — пари (не путать с конфликтом) на тему, способную «зацепить» патрона, настойчиво и уверенно доказывайте свою правоту, а потом — о, чудо! Внезапное озарение вдруг откроет вам глаза на правоту начальника. Руководитель, пришедший в отменное расположение духа, пребывает в радостном настроении и обычно легко подписывает заявление на отпуск или дополнительное финансирование отдела». Еще более результативен маневр отвлечения внимания. К примеру, изрядно опоздавший сотрудник, вбегая в офис, с порога ошарашивает заявлением: «А вы слышали?» — и начинает с воодушевлением излагать свежие сенсационные новости «партии и правительства», которые вряд ли смогут оставить кого-то равнодушным. Подключившийся к обсуждению руководитель, уже забывает поинтересоваться у сотрудника, прошмыгнувшего словно мышь на рабочее место, о причинах его опоздания. Эффективность приема усиливается за счет впечатления, что причиной опоздания послужило слушание этих самых сенсационных новостей. Еще один старый как мир способ влияния на начальство: человекоугодничество, лакейство и лесть, оказание мелких (и не очень) услуг, презенты, взваливание на собственные плечи обязанностей шефа — и все под соусом искреннего проявления уважения и заботы. И поскольку эти действия повторяются систематически, то не могут не вызывать у руководителя чувства долга перед радетелем (особенно, если подчиненный действует тонко и ненавязчиво). И такой «долг» как правило, возвращают в виде премий, зарубежных командировок, повышения по службе, увеличения оклада… Но все же не стоит злоупотреблять манипулятивными приемами. Попробуйте понять своего шефа, ведь быть начальником не так уж и легко. Вспомните, как сокрушался Иван Васильевич, герой культового кинофильма: «А вы думаете нам, царям легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики! У всех трудящихся два выходных дня в неделю, а мы, цари, работаем без выходных. Рабочий день у нас ненормированный… Если хотите знать, нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать…» Так-то. А вы говорите: «Царь, царь»… |