pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Если командная работа – не ваш конек

 Несмотря на то, что на собеседовании каждый специалист отвечает, что с легкостью работает в команде, на самом же деле, не каждый горит желанием и вообще понимает ее суть. Поэтому, чаще всего, специалисты обучаются командной работе уже в процессе ее выполнения. Большинство специалистов, столкнувшись с командной работой, соглашаются, что это не их конек. Но что поделать, работа не волк и выполнять ее необходимо.

• докладніше

Появился шанс на "грамотное увеличение" размера МЗП

 Напомним, что согласно этим рекомендациям от Международной организации труда, минимальная зарплата должна составлять не менее 60% от средней зарплаты в стране. В таком случае, украинская МЗП уже должна быть в пределах 5 000 грн.

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Беремся за ум


Беремся за ум

Беремся за ум

Руководить персоналом или даже целым предприятием сложно. Это аксиома. Но, как утверждают специалисты, далеко непросто управлять интеллектуальной собственностью (ИС), то есть правами на результаты творческой деятельности. Ведь ее объектами может быть все, что угодно, начиная с торговых марок и литературных произведений, и заканчивая научными открытиями и рационализаторскими предложениями. Справиться с такими нематериальными активами невозможно без специальных знаний и умений, приобретенных исключительно собственным умом.

Для нашей страны специальность «интеллектуальная собственность» достаточно молода: ей исполнилось лишь десять лет. Такой сравнительно небольшой возраст — не случайность. Ведь только с началом формирования национального законодательства Украины (в том числе, и патентного), появилась острая потребность в специалистах, ориентирующихся в шквале государственно-правовых нововведений. Нужно было срочно готовить кадры для сферы интеллектуальной собственности: и не только патентоведов и патентных поверенных, но и юристов, оценщиков, судей, преподавателей вузов… Итак, в 1996 году в перечне направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов в вузах, появилась специальность под номером 7.000002, а вскоре открылось первое (и надо сказать, пока единственное) профильное высшее заведение — Институт интеллектуальной собственности и права. Сегодня вуз предлагает не только подготовку дипломированных специалистов и магистров, но и краткосрочные программы подготовки и повышения квалификации в области интеллектуальной собственности. Кстати, пройти курсы для патентных поверенных пока можно только здесь.
Еще одно не менее важное направление деятельности института — популяризация знаний об ИС. Ведь, чего скрывать, большинство из нас (кстати, обладатели дипломов юридических факультетов — не исключение) не может дать вразумительного ответа на вопрос: «Что такое «интеллектуальная собственность?» Именно поэтому соответствующая дисциплина была введена в вариативную составляющую учебных планов отечественных вузов. Благодаря этому ежегодно более 80 тысяч студентов страны получают базовые знания по праву и экономике ИС.
Заметим, что изучить аспекты работы в интеллектуальной сфере можно и в других учебных заведениях страны, например, НТУУ «Киевский политехнический институт», Национальном авиационном университете, Университете «КРОК» и других (всего — 16 вузов). Но в каждом из них используются учебные программы и методические материалы, разработанные все тем же Институтом интеллектуальной собственности и права. Кстати, принципиальный нюанс: профессиональную подготовку по специальности можно получить лишь на основе первого высшего образования. По словам исполняющего обязанности ректора Института интеллектуальной собственности и права, доктора технических наук Павла Цыбулева, такая схема обучения выбрана не случайно и вполне оправдана.

Павел Цибулева
— Когда концепция подготовки специалистов в сфере ИС только обсуждалась, многими нашими оппонентами она была принята в штыки, — вспоминает Павел Николаевич. — В качестве аргументов приводились доводы о том, что таких профессионалов нужно растить едва ли не с детсадовской скамьи! Не думаю, что подобное мнение можно считать оправданным. Ведь, прежде всего, необходимо в совершенстве изучить предметную область, в которой работаешь, и лишь потом получить более узкую специализацию. Так, в отличие от отечественной системы образования, богатой на самые различные направления обучения, в странах, ссылаться на которые вошло в привычку, их меньше. В Соединенных Штатах, например, всего три: гуманитарная сфера, точные науки и инжиниринг. И только получив степень бакалавра в одной из этих областей, можно претендовать на магистерский диплом в более узкой специализации. Отстояв рациональность такого подхода к обучению, мы на пять лет опередили начало входа отечественной системы образования в Болонский процесс! Именно поэтому наши студенты — не неоперившиеся школьники, а состоявшиеся специалисты, прекрасно понимающие, ЗАЧЕМ им нужны новые знания…

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
Интересно, что образовательные программы по специальности предусматривали изучение преимущественно правовых дисциплин. Но по мере интеграции Украины в Европу, укрепления международных связей появилась необходимость акцентировать внимание не только на праве, но и на экономике ИС. Так, сегодня в учебных программах подготовки специалистов и магистров предусмотрены дисциплины нескольких направлений:
• правового (право ИС в системе права Украины, право промышленной собственности, авторское право и смежные права, защита прав ИС, конкурентное право);
• экономического (экономика ИС, оценка прав ИС, маркетинг ИС, ИС в инновационной сфере, управление инновационные проектами).
Разработанные учебные программы получили одобрение Академии Всемирной организации интеллектуальной собственности. Как подметил Павел Цыбулев, Лауреат Государственной премии Украины, по такому же пути развития идут и зарубежные коллеги, о чем неоднократно акцентируется внимание на многочисленных международных встречах и конференциях.
— По словам одной из преподавательниц юридического факультета Школы Джона Маршалла в Чикаго, ее студенты, будущие специалисты в сфере интеллектуальной собственности, часто просят: «Не надо нам рассказывать о праве, мы и так его прекрасно знаем. Расскажите, как из него сделать деньги!» Впрочем, наши учащиеся — не исключение, и тоже хотят научиться извлекать экономическую выгоду из своих знаний...
Предусмотрен блок информационных дисциплин (скажем, патентная информация и документация, патентные исследования, основы системного подхода, исследование операций, основы практической семиотики). К тому же, кроме обязательных, 30% дисциплин программы, согласно Закону Украины «О высшем образовании», составляют ее вариативную часть (20% читаются по выбору вуза и 10% — каждого студента). Подбор предметов зависит от контингента учащихся и их базовой специальности.
— Среди наших абитуриентов можно встретить и юристов, и экономистов, и журналистов, и инженеров, — объясняет Павел Николаевич. — Конечно, все они имеют разную подготовку, следовательно, отличается и понимание тех или иных процессов, механизмов. Например, правоведам сложнее разобраться в системном подходе, каких-то экономических концепциях. Экономисты и инженеры, наоборот, проблематичнее воспринимают юридические аспекты. Но, дифференцированно подбирая вариативные дисциплины, мы можем восполнить пробелы знаний. К тому же, в начале обучения читается курс «Введение в интеллектуальную собственность», который также помогает нам «выровнять» уровень подготовки студентов. В ближайших планах института — введение более узких специализаций, таких как «экономика интеллектуальной собственности», «управление инновационными проектами» и «управление интеллектуальной собственностью».

НЕИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
В Институте интеллектуальной собственности и права для всех без исключения преподавателей действует незыблемое правило: читаешь курс — напиши учебное пособие. Благодаря этому необходимой литературой «снабжаются» не только студенты всех вузов, в которых представлена специальность, но отдельные фирмы, компании, организации и предприятия, испытывающие нехватку знаний в сфере интеллектуальной собственности. Кстати, о преподавателях…
— Поскольку мы даем второе высшее образование, то сделали ставку не столько на знания, сколько на умения (как подать заявку или иск в суд, написать формулу изобретения и т. п.), — рассказывает П. Цыбулев. — Разве академические профессоры могут их дать? Думаю, нет. Как правило, доценты и доктора наук эрудированны, начитаны и высоко компетентны в своей области знаний, но… ничего не умеют сами! Вспомните хотя бы крылатую фразу: «Если знаешь, но не умеешь — учи других. Если не знаешь и не умеешь — учи учителей. А если знаешь и умеешь — делай сам!» Именно руководствуясь этим принципом, мы решили, что в нашем случае лучшими преподавателями будут именно практикующие специалисты. Так «Патентную информацию и документацию» читает начальник соответствующего управления, помощник первого заместителя директора ГП «Укрпатент», разработавший стандарты «Патентные исследования» и «Патентный формуляр», часто посещающий международные консультации и конференции в Женеве. Да, он не профессор и не доцент, но знает по этой теме куда больше! Предмет «Защита права интеллектуальной собственности» преподает замдиректора «Укрпатента», лично отстаивающий эти права в судах, через руки которого прошли все соответствующие законы! Курсы «Конкурентное право» и «Интеллектуальная собственность в инновационной сфере» — прерогатива главного консультанта Комитета по вопросам образования и науки Верховной Рады Украины. А дисциплина «Конкурентное право» — «конек» специалиста Антимонопольного комитета Украины, занимающегося нарушением прав ИС. Конечно, поначалу в Министерстве образования и науки нам утверждали, что такой преподавательский состав никуда не годится. Впрочем, мы обращались в ведущие университеты с просьбой подыскать профессоров для чтения лекций, но на поверку оказалось, что соответствующих преподавателей практически нет!
Никакие революционные методы в процессе обучения не используются, но преимущество все же отдается инновационным, например, деловым играм в форме кейсов (на западный манер). Зато активно разрабатывается дистанционная форма, которая должна «вступить в силу» уже с 2009 года. Кроме всех учебных пособий, созданных в электронном виде, уже используется и украинская версия учебной программы DL-101 под названием «Общий курс интеллектуальной собственности». Права на нее переданы нашей стране Академией Всемирной организации интеллектуальной собственности. К тому же, существует и уникальная система компьютерного тестирования знаний студентов. Благодаря внедрению дистанционного обучения, стать специалистом в сфере интеллектуальной собственности вскоре станет намного доступнее, как по временным, так и по финансовым затратам.
Особо важный аспект в обучении — повышение квалификации. Ведь если Украина становится на инновационный путь развития, как заявляется с высоких государственных трибун, никак не обойтись без системного взгляда на ИС и умения грамотно управлять ею.
— Интеллектуальная собственность проявляется в трех ипостасях, — резюмирует Павел Николаевич. — Первая — права на результат творческой деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки…) Вторая выражается в способности той или иной компании воспринимать новые идеи. Статистика показывает: предприятия, не применяющие новшеств, получают лишь 14% прибыли, использующие их частично — 39%, а ставящие во главу угла — 61%! Не правда ли, существенный разрыв?! Но есть еще и третья составляющая — человеческий капитал, интеллект персонала, его способность к новизне, целеустремленность и результативность. Творческая команда просто обречена на успех. А если таковой нет, любые инвестиции «уйдут в песок». И это не только мое личное мнение. Многим западным специалистам в сфере ИС я задавал вопрос: «Что вы считаете наиболее ценным с точки зрения интеллектуальной собственности?» Ответ был однозначен: «Мозги! Ведь все остальное — лишь производное от них…»

Изучаем интеллектуальную собственность
Учебное заведение
Специальность
Координаты
Институт интеллектуальной собственности и права
интеллектуальная собственность
ул. Урицкого, 45
тел. 494-0672
НТУУ «Киевский политехнический институт»
интеллектуальная собственность
просп. Победы, 37
тел. 441-1110
Университет «КРОК»
интеллектуальная собственность
Ул. Лагерная, 30-32
тел. 455-5757

 
Юлия ДАНКОВА
Фото из архива комментатора











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні
ArendaZala.com.ua - Конференц зали Personal.ua - Пропоную Роботу Training.ua - Тренінги в Україні
Srochno.ua - Терміново Потрібні Uajobs.com.ua - Пошук Роботи Jobsite.com.ua - Знайти Роботу
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту