Современный маркетинг включает разнообразный круг интересов: от психологии и физиологии человека до формирования и реализации долгосрочных рыночных стратегий по выпуску и сбыту конкретных изделий. Для удобства работы маркетологов специалисты выделяют пять параметров, так называемые, пять ПИ маркетинга (product, price, place, promotion, personal): товар (услуга), цена, место продажи, продвижение, персонал. Это — база, стоящая в основании всех действий деятеля рынка, независимо от того, исследования ли это, анализ ли ситуации, или планирование действий на будущее.
Необходимость в разработке стратегий в маркетинге возникает тогда, когда собрана максимально полная информация по пяти ПИ, выявлены потенциальные возможности, вытекающие из анализа этой информации, поставлены четкие цели рыночной деятельности (в том числе в цифрах).
Отдельным стратегическим пунктом деятельности маркетолога стоит выделить анализ зарубежного опыта и адаптацию его к украинским реалиям. Как показывает практика, не все методики, применяемые в других странах, могут иметь успех в Украине. Впрочем, высококвалифицированный специалист всегда сможет извлечь из чужого опыта полезную информацию.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
Игорь Манн, автор книги «Маркетинг на все 100%» рекомендует:
«Знай свой товар (услугу) поверхностно». Во-первых, «маркетер» не должен пытаться подменить продавцов. Во-вторых, «клиент, а не решение должен быть в вашем фокусе». В-третьих, «вы должны знать не технические характеристики решения, а то, что оно дает вашим клиентам. Превратите свойства в преимущества». В-четвертых, «свежий, «незамыленный» взгляд на решения зачастую может перевесить глубокое знание товара».
«Будьте проще». «Если вы хотите быть магнитом для других, то упрощайте все: маркетинг, коммуникации, решения, общение. Фраза: «Мы сделали рисеч после проведения БТЛ-кампании, и количество полученных лидз нас не разочаровало», — не такая уж и простая, как вам может показаться. В теории рекламы существует понятие «шум». Те, кто общается с вами, находится рядом или не очень далеко, не должны видеть и слышать этот «шум». От вас к ним и от вашей компании к целевым аудиториям должен идти четкий, ясный и простой сигнал».
«Как хорошо, что есть конкуренты!.. Это надо признать и использовать, но не переусердствовать». Многие руководители часто вменяют в обязанность менеджерам по маркетингу слежку за соперниками по бизнесу. Но даже когда «вы знаете все, что конкуренты сделали вчера, вам будет сложно превзойти их, если вы не знаете их планов на завтра». Одно из основных правил маркетинга — не путать покупку «именно вашего товара» с покупкой «вашего товара как такового». В некотором смысле игнорируйте соперников — «по тому, как вы относитесь к конкурентам и к конкуренции, можно многое сказать о вас».
«Over promise, over deliver». Известную английскую поговорку «Under promise, over deliver» переводят так: «Обещай меньше, делай больше». Абсолютно справедливо для всех сфер человеческой деятельности. Но не для маркетинга. Обещание «маркетера» клиенту или партнеру — это, прежде всего, стимул для самого производителя. Так проявляется непреложная истина — продвижение продукта начинается с его изготовления. «Если вы хотите достичь действительного успеха, — пишет Игорь Манн, — попробуйте мой девиз: «Обещай больше, а делай еще больше». Моя логика проста: обещая больше, вы должны сделать больше. И вы сделаете!».
|
|
ОПЫТ ПРОФИ
Опрос, проведенный в Великобритании, показывает, что самым эффективным в улучшении работы маркетолога англичане считают усиленное взаимодействие с другими отделами (см. диаграмму). Наряду с этим, украинские маркетологи первым и самым важным называют свободное информационное поле (доступ к статистическим, исследовательским базам экономики страны).
Украинские специалисты по маркетингу отмечают, что, имея рекомендации зарубежных коллег, намного легче адаптировать их к отечественному рынку с минимальными затратами. Как ни крути: «Проще учиться на чужих ошибках»…