«На недельку до второго»
Незамысловатая добавка к вакансиям: «особые условия — командировки» — приводит большую часть соискателей в содрогание, давая недвусмысленно понять о возможности «по долгу службы» отправляться на край света с собранным на скорую руку «тревожным чемоданчиком», осваивая технологию кочевой жизни и надолго распрощавшись с мечтами о стабильности и размеренности бытия. Но немало и таких, кто не мыслит жизни без регулярных поездок и неразрывно связанных с ними ярких впечатлений. На чьей стороне правда? Не спешите судить, не ознакомившись с нюансами.
Командировки бывают разные. В Амстердам и деревню Кубышки. Но главное отличие — не столько в географическом положении пункта назначения, сколько в целях поездки. Вас могут направить в филиал предприятия, расположенный в селе Кобеляки, с целью контроля, надзора или обучения тамошних специалистов столичным навыкам ведения бизнеса. Или адресовать в центральный нью-йоркско-парижско-миланский офис для ознакомления с особенностями корпоративной культуры компании. Помимо этого, командировать могут на конференции, специализированные выставки, семинары, тренинги в большие и малые населенные пункты. Во всех случаях и независимо от вашего отношения к служебной необходимости, свои обязанности, и что не менее важно, права, нужно знать на зубок.
ОТБЫВАЕМ ПО ИНСТРУКЦИИ Вряд ли найдется сотрудник, перед которым хотя бы раз в жизни не стояла перспектива отправиться в командировку. Прежде всего, определимся, что под командировкой понимается «поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы». И тут не все просто. Во-первых, направлен может быть только тот сотрудник, с которым заключен трудовой договор. Во-вторых, в определение служебных поездок не вписываются случаи, когда постоянная работа происходит в пути (как у водителей рейсовых автобусов), или если работа имеет разъездной характер (торговый представитель). Отправить вас могут не только в населенные пункты, но и на другие объекты, например, воинские части, строительные или географические площадки и т.д.
При этом в соответствии с трудовым законодательством вам обязаны будут оплатить: — расходы на проезд к месту командировки и обратно; — расходы по найму жилого помещения; — суточные (затраты на питание и другие личные нужды); — другие расходы (оплата услуг почты, телефонные переговоры, оформление виз и паспортов и т.д.).
Что приятно, помимо возмещения командировочных затрат, за время поездки (включая дорогу) за работником сохраняется средняя заработная плата. Срок вашей «ссылки» определяет руководитель: но он не должен превышать 30 дней (если вас командировали в пределах Украины), в исключительных случаях (к примеру, при выполнении пуско-наладочных или монтажных работ) пребывание на объекте может затянуться до окончания срока строительства. Иногда продлить служебную поездку могут и непредвиденные обстоятельства, к примеру, внезапная болезнь. Важно знать: отказ от командировки без уважительной причины считается дисциплинарным проступком. Но не для всех. Исключение составляют: несовершеннолетние, беременные и женщины, имеющие детей до 3-х лет: направление их в командировку запрещено КЗоТ, а вот женщин, имеющих детей от 3 до 14 лет можно командировать только по их согласию. Но не спешите на штурм баррикад, прежде чем отправляться в далекие (и не очень) края, независимо от формы собственности предприятия необходимо обзавестись пакетом первичных документов, включающим: • Приказ (распоряжение) руководителя предприятия о направлении вас в командировку (обязательное условие!) составляется исключительно в письменном виде. Убедитесь, что помимо ваших Ф.И.О. и занимаемой должности в нем указан пункт назначения, даты начала и окончания командировки, название организации, куда вас направляют, цель прибытия, вид транспорта, маршрут движения и другие определяющие положения. Если руководитель устанавливает ограничения относительно использования денежных средств, к примеру, разрешает (или нет) приобретать билеты в СВ, проживать в гостиничном номере люкс, питаться в ресторане и т.п., все эти дополнительные условия должны быть зафиксированы в приказе. • Задание на командировку (обычно выписывает руководитель структурного подразделения, направляющего сотрудника в служебную поездку, но иногда задание и приказ объединяют в один документ). • Предварительную смету затрат (расчет осуществляет сотрудник бухгалтерии). • Командировочное удостоверение (с отметкой об отбытии в командировку, прибытии в пункты назначения, отбытии из них и прибытии на постоянное место работы). Позаботьтесь, чтобы не забыли сделать запись в журнале регистрации удостоверений предприятия. В противном случае вам могут не возместить расходы на поездку: нет учетных записей, значит, не было и командировки. Перед выездом потрудитесь получить аванс, сумма которого определена в предварительной смете (не выдача предприятием аванса является административным нарушением и карается штрафом). Несколько по-иному обстоит дело, если вы отбываете в командировку в края заморские.
Это интересно. По данным консалтинговой компании Mercer, составляющей ежегодный рейтинг качества жизни, лучшим городом в мире для командировок и постоянной работы был признан Цюрих. За ним последовали Женева, Вена, Окленд и канадский Ванкувер. В «черном списке» оказались страны третьего мира, возглавляют список Багдад и африканские города Хартум, Банги и Браззавиль. При составлении рейтингов учитывались около 40 параметров, в числе которых доступность товаров и услуг, уровень развития системы здравоохранения и культуры, безопасность, состояние окружающей среды, климатические условия, социальная стабильность и уровень жизни местного населения.
ТАМОЖНЯ ДАЕТ «ДОБРО» В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за рубеж», вам вручат сумму, эквивалентную 280 грн на суточные расходы (для командировок в пределах Украины — всего18 грн) в валюте страны откомандирования или свободно конвертируемой. Причем, если сумма ввозимой наличности не превышает 3000 у.е., то никаких подтверждающих документов для этого не требуется. Сумму от 3000 до 10000 у.е. нужно будет указать в таможенной декларации, не забыв приложить справку по форме 1С для таможенного вывоза наличной валюты. Ну, а если вам посчастливилось увозить с собой аванс, превышающий 10000 у.е, стоит позаботиться о наличии платежной банковской карточки: только в таком случае «таможня даст добро» на вывоз. Одним из важнейших моментов является наличие обязательного страхования, покрывающего возможные расходы на медицинскую помощь и лекарства. Наличие такой страховки цивилизованные страны определяют в качестве одного из главных условий пропуска наших граждан. Разумеется, страхование должно производиться за счет командирующего предприятия. Но в некоторых странах обязательное страхование не требуется, в таких случаях вы можете либо рассчитывать на «авось», либо проявить инициативу. Не лишним будет предварительно ознакомиться со списком предметов, которые можно «ввозить-вывозить» как из нашей страны, так и из государства, куда направляетесь, в противном случае, большую половину содержимого чемодана придется оставить «на добрую память» таможенникам. Есть еще несколько полезных мелочей, которые необходимо знать: Звонки по телефону. Лучше всего звонить на родину из телефонных автоматов, на которых увидите надпись Intercontinental. Звонки из гостиничного номера обойдутся в несколько раз дороже. Льготное время для международных звонков с 20.00 до 8.00. Вызов полиции, скорой помощи и пожарных осуществляется бесплатно, но в отличие от наших номеров 01, 02 и 03 за рубежом, как правило, нужно набрать один номер (к примеру, 999 в Великобритании или 911 в США) и сообщить оператору, какого рода помощь вам требуется. О хлебе насущном. Если вы не запаслись провиантом на весь срок командировки, столоваться придется в местных заведениях общепита, где могут подстерегать разные неожиданности. Например, в Италии в счет может быть внесена сумма за пользование столовыми приборами. А на выходе из бара вас может поджидать парочка сыщиков из налоговой полиции, и подробно расспросив о том, что было съедено и выпито, попросить показать чек: таким способом налоговики отслеживают деятельность малого и среднего бизнеса. В английских пабах расплачиваются за каждый заказ отдельно, а чаевые включают в счет. А в американских ресторанах все, что не было съедено из заказанного вами, честные американцы сложат в пакетик с надписью «For your dog» (для вашей собаки) и торжественно вернут. Не бесполезными окажутся еще несколько рекомендаций опытных командированных.
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ Народная мудрость гласит: «хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам». И в действительности, кто лучше вас сможет о вас же позаботиться? Возьмите на себя покупку билетов (это позволит выбрать наиболее удобное время отъезда и место в транспорте). Лично проконтролируйте, забронирован ли номер в гостинице и предупреждены ли в пункте прибытия о вашем приезде. В противном случае рискуете довольствоваться жильем совсем не того уровня, на какой рассчитывали, или свалиться как снег на голову в организацию, где вас не ждали, сетуя на забывчивость коллеги, которому была поручена организация вашей командировки. И еще: «Храните деньги в сберегательной кассе». Путешественники со стажем советуют не брать с собой ценные вещи, ведь в большинстве случаев «администрация гостиницы за пропажу ценностей ответственности не несет». Если у вас не было возможности приобрести дорожные чеки или пластиковые карты, тогда остается дедовский (и в то же время самый проверенный) способ: зашить деньги в детали гардероба, которые ежедневно будут на вас. Некоторые предпочитают вкладывать финансы в «ногу» от нейлоновых колгот и обвязывать вокруг пояса. Но и злоумышленники стали более изобретательны, поэтому бывалые командированные советуют «не хранить все яйца в одной корзине»: к примеру, часть суммы запрятать в пакетик с чаем, часть — в косметичку, часть — в книжку… Это позволит в экстренной ситуации не лишиться всех денег сразу. Не пренебрегайте вопросами безопасности. Если у вас в сумочке документы или деньги, не оставляйте ее без присмотра ни на минуту, берите с собой даже «на перекур» или в туалет, не заботясь о том, что о вас подумают окружающие. Не рассказывайте случайным попутчикам и другим незнакомцам, где и кем работаете, куда и зачем направляетесь, а также подробности личной жизни и не давайте своих координат. Ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь сразиться в азартные игры даже «на интерес», это только начало шулерской комбинации. Если попутчики вызывают подозрение, вы вправе обратиться к проводнику с просьбой перевести вас в другое купе, а в случае отказа, вполне можно направиться к начальнику поезда. Требуйте своевременного проставления отметок в командировочном удостоверении и оформления всех необходимых документов от должностных лиц организации, в которую направлены. В гостинице нужно взять все чеки, даже за регистрацию, иначе компания не оплатит проживание. Мыло и туалетная бумага в гостиницах имеются, а вот другие предметы личной гигиены лучше прихватить с собой (если, конечно, компания вам не оплачивает пятизвездочный отель). Вряд ли придется рассчитывать на полную стерильность гостиничного номера, поэтому как можно чаще мойте руки, не кладите на свою постель предметы общего пользования: телевизионный пульт, телефонную трубку, справочник…Никогда не оставляйте зубную щетку на раковине, а перед пользованием «общественной» посудой, ошпарьте ее кипятком. В общем, ничего сложного в этих нехитрых правилах нет, да и действуют они не только в моменты пребывания в командировке, думать о своей безопасности нужно всегда и везде. А предстоящий вояж лучше всего воспринимать как внеплановый отпуск: в любом случае, путешествие и новые впечатления, вытесняя из сознания все служебные проблемы, способствуют положительным переменам. Попутного ветра!
|
Комментирует Анна Алексанова, ведущий инженер Производственно-технического отдела предприятия «Экоантилед»: Отношусь к командировкам позитивно. Даже несмотря на небольшую оплату командировочных расходов (работаю на госпредприятии), командировка — неплохая возможность увидеть новые города, открыть для себя нечто неизведанное, пообщаться с новыми людьми, возможно, коллегами. Конечно, если график не расписан по минутам. В противном случае останется любоваться местными красотами из окна транспорта. Лучшие, на мой взгляд, командировки, «учебные»: поездки на семинары, выставки, научные конференции или курсы повышения квалификации. Здесь к «плюсам» добавляются полученные знания и обмен профессиональным опытом. Конечно, у командировок есть и отрицательные стороны, особенно если речь о незапланированном отъезде — такой получилась моя последняя командировка: пришлось столкнуться со срочной покупкой билетов, нехваткой времени на подготовку и дорожные сборы. Доставит хлопот и возможная волокита с документами при прибытии с обязательной отметкой в командировочном листе. И главное, не забыть привезти все документы, подтверждающие расходы, иначе их могут не оплатить. Но, как говорится: цель оправдывает средств. Все мои командировки оказывались с положительным результатом. Чего и вам желаю! |