pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Класифікатор
професій

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Обратная связь

• докладніше

Бажання звільнення - це ще не саме звільнення

 З цим не потрібно поспішати, але й зволікати від цього довго не можна

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Разум эмоций


Разум эмоций

Разум эмоций


«Разум — это интеллект, настроенный
в лад с вашим сердцем»
Бхагаван Шри Раджниш

«Ум без разума — беда», — говаривали наши предки. И действительно, что происходит в этом мире, если бывшие «троечники» занимают высокие должности в известных компаниях, а бывшие «отличники» прозябают в бэк-офисах корпораций, выполняя нудную и малоинте-ресную работу? Когда маленький уличный пацан в знании жизни и людей оказывается мно-гоопытнее седовласого профессора? Неужели, чтобы быть разумным, одного интеллекта ма-ло?

Удивительно, но, несмотря на поразительные научные открытия в различных сферах, наши знания о человеческом разуме ничтожно малы. И разгадка этого таинства природы также далека от нас, как и две тысячи лет назад.
О том, что такое интеллект, существует масса мнений, часто противоречивых. И хотя на сего-дняшний день интеллектом принято считать способность быстро и точно перерабатывать инфор-мацию, такой подход зачастую ограничивается умением решать логические задачи и оперировать абстрактными понятиями. Но даже в такой игре как шахматы, игроки высокого класса не могут позволить себе не учитывать психологического состояния противника. И в какой-то момент «са-мая интеллектуальная» игра превращается из поединка логики в поединок воли.
Наверное поэтому и возникает так много вопросов. Несмотря на большое количество исследова-ний, нет абсолютно точных, достоверных и неоспоримых данных о том, насколько наш разум за-висит от наследственности и окружения, обстановки в семье. А как отражаются на его развитии заболевания, перенесенные в раннем детстве или экологическая ситуация? Как он проявляется в жизни и чем определяется?

Тесты интеллекта
«Интеллект — это то, что измеряют тесты интеллекта», — иронично заметил американский пси-холог Эдвин Боринг. И когда первая волна возмущения столь скандальным заявлением схлынула, психологическая «тусовка» признала это определение довольно-таки… точным. Тем не менее, создатель одного из самых «удачных» тестов Давид Векслер считал, что «интеллект — это гло-бальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизнен-ными обстоятельствами». Но, к сожалению, и ему этого не удалось учесть в тестах, где нет ни па-раметра «разумного действия», ни шкалы «решения жизненных ситуаций».
Однако, несмотря на неоднозначное отношение к тестам, они хорошо определяют степень разви-тости логического, ассоциативного, вербального (словесного) или математического мышления. Также подходят и для прогнозирования школьных успехов (исключительно в младших классах), потому что показывают, насколько хорошо (в момент тестирования) ребенок освоил интеллекту-альные навыки, необходимые в школе.
Правда, школьные оценки, как и тесты интеллекта не дают возможности определить, на-сколько вы окажетесь успешны, а главное, счастливы в жизни.
И нельзя ожидать большего, ведь любой тест — это инструмент, и его эффективность (как и лю-бого инструмента) зависит от того, насколько правильно он применяется, и насколько умело им пользуются. И если шпателем не роют землю, а лопатой не забивают гвозди, то и тесты, предна-значенные для подтверждения психиатрических диагнозов, не должны использоваться при приеме на работу и наоборот.
Не рекомендуется прибегать к ним и по другой причине: «зашкаливающий» к своей верхней план-ке интеллект редко дает своему обладателю существенные преимущества. Согласно неоднократно проверенной на практике теории «интеллектуального порога», для овладения конкретной профес-сией нужно обладать определенным уровнем интеллекта. Если тестируемый не дотягивает до ин-теллектуального минимума, то обучение окажется долгим и трудным, а успехи — посредственны-ми. Но, если уровень интеллекта значительно выше, чем нужно для освоения самых необходимых навыков, это не имеет значения и не повысит продуктивность сотрудника. Здесь успех начинают определять такие качества как мотивация, трудолюбие и организованность.

Парадокс Менса
Много пищи для размышлений дает «парадокс клуба Менса». Основанный более шестидесяти лет назад в Великобритании, в число своих членов принимал исключительно тех, чей IQ (коэффици-ент интеллекта) выше, чем у 98% населения земного шара. На сегодняшний день «филиалы» клуба открыты в пятидесяти странах (ближайший — в Беларуси).
Однако своей благородной цели — создать сообщество, свободное от политики, расовых и рели-гиозных различий для активного участия в общественной жизни — основатели не достигли. Ока-залось, что большинство членов клуба — далеко не самые успешные, знаменитые и влиятельные люди. В этом и заключается парадокс: высокие результаты тестирования не помогли большинству стать богатыми, получить Нобелевскую премию, или, в крайнем случае, добиться существенных успехов в своей профессии. Среди членов клуба — миллионеры и безработные, живущие на посо-бие, профессора и водители, ученые и пожарники, программисты и фермеры, художники и под-собные рабочие.
Язвительные шуточки и утверждения о том, что многие обладатели высокого IQ похожи на «са-пожника без сапог» имеют такую же долгую историю, как и тестирование интеллекта. Еще в 1928 году, профессор Стэнфордского университета Льюис Терман попытался его опровергнуть, органи-зовав знаменитое исследование жизненного пути детей с высоким IQ. Однако оказалось, что соот-ношение между «успешными» и «неуспешными» в этой группе мало отличается от показателя «простых смертных». А «успешность» одаренных детей в будущем больше зависела от степени родительской поддержки, их уверенности в себе, настойчивости и, главное, умения строить отно-шения с окружающими. Эти результаты вполне соответствуют тому, что подсказывает нам обыч-ный житейский опыт.

Кстати

Распознавание эмоций — проблема для людей, страдающих алекситемией. Этим термином обозначается состояние «чувства без слов», когда человек не может выразить (а иногда и распознать) собственные переживания, эмоции и ощущения. Все нюансы собственных душевных движений остаются скрытыми для него, и он теряет контакт со своим внутренним миром. При этом окружающие характеризуют его, как черствого и сухого, равнодушного, высокомерного, излишне рационального и не имеющего воображения.

Механизмы эмпатии (понимание чувств других людей) и самоконтроля различаются у мужчин и женщин. Как ни странно, но женщины склонны более «осмысленно» подходить к определению и управлению своими эмоциями, то есть прислушиваться к своим чувствам и анализировать их. Тогда как мужчины более «зависимы» от реакций окружающих, и о своих поступках судят по тому, что думают по этому поводу близкие. Именно в раннем детстве, при общении с матерью, мальчики могут научиться распознавать основные эмоции и потом учиться «примерять» их на себя и сравнивать со своими чувствами. Вот почему для будущих мужчин период «от года до трех» важный для формирования способности продуктивно строить взаимоотношения с окружающими.

Общение «с умом»
Здравый смысл, мудрость, практичность, сообразительность — все эти далеко не научные понятия тоже сигнализируют о том свойстве ума, которое не определяется тестами. В попытках психоло-гов найти ключик к «недостающим» элементам «обычного» интеллекта, родилось словосочетание «эмоциональный интеллект».
Оказалось, что знание человеческой природы и поступков, способность находить выход из слож-ных житейских ситуаций, гораздо важнее умения решать логические задачи. Именно люди с вы-соким уровнем развития эмоционального интеллекта более успешны и приспособлены к жизни в обществе, потому что обладают способностью понимать свои и эмоции других лю-дей.
Из чего же «состоит» эмоциональный интеллект?
В первую очередь, это способность распознавать и выражать свои эмоции. Ведь понимая, «что» с вами происходит, вы, наверняка, постараетесь осознать, «как» на это реагировать. И в следующей подобной ситуации сможете применить свой опыт. Или попытаетесь не допустить повторения то-го, что вызывает неприятные ощущения. И еще: умение распознать свои чувства помогает пра-вильно «расставлять акценты» в отношениях с окружающими.
«Многих проблем и в семейных и в профессиональных отношениях можно было бы избежать, ес-ли бы люди умели правильно говорить о своих ощущениях. Например, вместо «ты — негодяй» — сказать «меня это огорчает»,и  реакция партнера будет совсем другой», — считает психолог А.С. Крутецкая.
Не менее значимым для нормального, конструктивного общения является умение «управлять» эмоциями (самоконтроль). Реакция должна быть адекватной ситуации: если излишнее сдержива-ние эмоций может стать причиной перенапряжения и болезней, то и «несдержанность» может дос-тавить массу неприятностей. Мысли, с помощью которых мы обычно контролируем эмоции, «зву-чат» примерно так: «Не стоит об этом думать», «Не буду реагировать» или наоборот: «Надо узнать об этом больше», «Для меня это важно» и т.п.
И, наконец, понимание эмоциональных реакций других. Чуткие способны уловить волнение или тревогу, едва осознаваемую собеседником, могут легко представить себя на месте другого, поэто-му готовы к сопереживанию.
Ученые отмечают зависимость эмпатии (способности понимать чувства других людей) от того, насколько хорошо человек разбирается в своих переживаниях. Потому что такое понимание воз-можно только на основе собственного внутреннего опыта.
А вот среди основных причин, мешающих нормальному общению и проявлению эмпатии, в пер-вую очередь, можно назвать эгоцентризм (сосредоточенность исключительно на собственной лич-ности), чувство превосходства, и стремление получить выгоду от «непонимания» других. Побуж-дает искать «защиты» от любого проявления эмоций, наглухо «закрываясь» от них, повышенное чувство тревоги и мнительность.
Еще в Древней Индии тело человека сравнивали с колесницей, где разум с помощью воли-узды управляет лошадьми-чувствами. И эта красивая метафора довольно точно отражает, что происхо-дит с человеком, утратившим равновесие: натянет слишком сильно вожжи рационалист и прагма-тик — остановится колесница, человек потеряет интерес к жизни и желание действовать. Отпус-тит разум узду — кони понесут, колесница разобьется. И как много мы видим вокруг людей, кото-рые, не умея контролировать себя, разрушают свои и чужие жизни! «Домашние тираны» и люби-тели азартных игр, опасные преступники и безобидные фетишисты, наркоманы и неистовые слад-коежки — это те, чей разум потерял (или теряет время от времени) контроль над эмоциями. Ко-нечно, проявления и последствия могут быть разными, только механизм всегда одинаков: идя на поводу собственных несдержанных желаний невозможно распоряжаться своей судьбой.

Николай Ершов
«Чем выше эмоциональный интеллект, тем меньше вероятность развития такого неприятного свойства, как агрессивность, или такой проблемы, как употребление наркотиков», — рассказы-вает психотерапевт Николай Ершов. — В то же время он очень важен для развития лидерских качеств и организаторских способностей».
И эмоциональный и «традиционный» интеллекты «ответственны» за то, насколько хорошо мы способны осознавать каждую из граней окружающего нас мира.

 

 
Наталья НАУМЕНКО











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!


Jobs.ua рекомендує переглянути:

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали


Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві

© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту