Разум эмоций
«Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем» Бхагаван Шри Раджниш
«Ум без разума — беда», — говаривали наши предки. И действительно, что происходит в этом мире, если бывшие «троечники» занимают высокие должности в известных компаниях, а бывшие «отличники» прозябают в бэк-офисах корпораций, выполняя нудную и малоинте-ресную работу? Когда маленький уличный пацан в знании жизни и людей оказывается мно-гоопытнее седовласого профессора? Неужели, чтобы быть разумным, одного интеллекта ма-ло?
Удивительно, но, несмотря на поразительные научные открытия в различных сферах, наши знания о человеческом разуме ничтожно малы. И разгадка этого таинства природы также далека от нас, как и две тысячи лет назад. О том, что такое интеллект, существует масса мнений, часто противоречивых. И хотя на сего-дняшний день интеллектом принято считать способность быстро и точно перерабатывать инфор-мацию, такой подход зачастую ограничивается умением решать логические задачи и оперировать абстрактными понятиями. Но даже в такой игре как шахматы, игроки высокого класса не могут позволить себе не учитывать психологического состояния противника. И в какой-то момент «са-мая интеллектуальная» игра превращается из поединка логики в поединок воли. Наверное поэтому и возникает так много вопросов. Несмотря на большое количество исследова-ний, нет абсолютно точных, достоверных и неоспоримых данных о том, насколько наш разум за-висит от наследственности и окружения, обстановки в семье. А как отражаются на его развитии заболевания, перенесенные в раннем детстве или экологическая ситуация? Как он проявляется в жизни и чем определяется?
Тесты интеллекта «Интеллект — это то, что измеряют тесты интеллекта», — иронично заметил американский пси-холог Эдвин Боринг. И когда первая волна возмущения столь скандальным заявлением схлынула, психологическая «тусовка» признала это определение довольно-таки… точным. Тем не менее, создатель одного из самых «удачных» тестов Давид Векслер считал, что «интеллект — это гло-бальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизнен-ными обстоятельствами». Но, к сожалению, и ему этого не удалось учесть в тестах, где нет ни па-раметра «разумного действия», ни шкалы «решения жизненных ситуаций». Однако, несмотря на неоднозначное отношение к тестам, они хорошо определяют степень разви-тости логического, ассоциативного, вербального (словесного) или математического мышления. Также подходят и для прогнозирования школьных успехов (исключительно в младших классах), потому что показывают, насколько хорошо (в момент тестирования) ребенок освоил интеллекту-альные навыки, необходимые в школе. Правда, школьные оценки, как и тесты интеллекта не дают возможности определить, на-сколько вы окажетесь успешны, а главное, счастливы в жизни. И нельзя ожидать большего, ведь любой тест — это инструмент, и его эффективность (как и лю-бого инструмента) зависит от того, насколько правильно он применяется, и насколько умело им пользуются. И если шпателем не роют землю, а лопатой не забивают гвозди, то и тесты, предна-значенные для подтверждения психиатрических диагнозов, не должны использоваться при приеме на работу и наоборот. Не рекомендуется прибегать к ним и по другой причине: «зашкаливающий» к своей верхней план-ке интеллект редко дает своему обладателю существенные преимущества. Согласно неоднократно проверенной на практике теории «интеллектуального порога», для овладения конкретной профес-сией нужно обладать определенным уровнем интеллекта. Если тестируемый не дотягивает до ин-теллектуального минимума, то обучение окажется долгим и трудным, а успехи — посредственны-ми. Но, если уровень интеллекта значительно выше, чем нужно для освоения самых необходимых навыков, это не имеет значения и не повысит продуктивность сотрудника. Здесь успех начинают определять такие качества как мотивация, трудолюбие и организованность.
Парадокс Менса Много пищи для размышлений дает «парадокс клуба Менса». Основанный более шестидесяти лет назад в Великобритании, в число своих членов принимал исключительно тех, чей IQ (коэффици-ент интеллекта) выше, чем у 98% населения земного шара. На сегодняшний день «филиалы» клуба открыты в пятидесяти странах (ближайший — в Беларуси). Однако своей благородной цели — создать сообщество, свободное от политики, расовых и рели-гиозных различий для активного участия в общественной жизни — основатели не достигли. Ока-залось, что большинство членов клуба — далеко не самые успешные, знаменитые и влиятельные люди. В этом и заключается парадокс: высокие результаты тестирования не помогли большинству стать богатыми, получить Нобелевскую премию, или, в крайнем случае, добиться существенных успехов в своей профессии. Среди членов клуба — миллионеры и безработные, живущие на посо-бие, профессора и водители, ученые и пожарники, программисты и фермеры, художники и под-собные рабочие. Язвительные шуточки и утверждения о том, что многие обладатели высокого IQ похожи на «са-пожника без сапог» имеют такую же долгую историю, как и тестирование интеллекта. Еще в 1928 году, профессор Стэнфордского университета Льюис Терман попытался его опровергнуть, органи-зовав знаменитое исследование жизненного пути детей с высоким IQ. Однако оказалось, что соот-ношение между «успешными» и «неуспешными» в этой группе мало отличается от показателя «простых смертных». А «успешность» одаренных детей в будущем больше зависела от степени родительской поддержки, их уверенности в себе, настойчивости и, главное, умения строить отно-шения с окружающими. Эти результаты вполне соответствуют тому, что подсказывает нам обыч-ный житейский опыт.
Кстати
Распознавание эмоций — проблема для людей, страдающих алекситемией. Этим термином обозначается состояние «чувства без слов», когда человек не может выразить (а иногда и распознать) собственные переживания, эмоции и ощущения. Все нюансы собственных душевных движений остаются скрытыми для него, и он теряет контакт со своим внутренним миром. При этом окружающие характеризуют его, как черствого и сухого, равнодушного, высокомерного, излишне рационального и не имеющего воображения.
Механизмы эмпатии (понимание чувств других людей) и самоконтроля различаются у мужчин и женщин. Как ни странно, но женщины склонны более «осмысленно» подходить к определению и управлению своими эмоциями, то есть прислушиваться к своим чувствам и анализировать их. Тогда как мужчины более «зависимы» от реакций окружающих, и о своих поступках судят по тому, что думают по этому поводу близкие. Именно в раннем детстве, при общении с матерью, мальчики могут научиться распознавать основные эмоции и потом учиться «примерять» их на себя и сравнивать со своими чувствами. Вот почему для будущих мужчин период «от года до трех» важный для формирования способности продуктивно строить взаимоотношения с окружающими.
Общение «с умом» Здравый смысл, мудрость, практичность, сообразительность — все эти далеко не научные понятия тоже сигнализируют о том свойстве ума, которое не определяется тестами. В попытках психоло-гов найти ключик к «недостающим» элементам «обычного» интеллекта, родилось словосочетание «эмоциональный интеллект». Оказалось, что знание человеческой природы и поступков, способность находить выход из слож-ных житейских ситуаций, гораздо важнее умения решать логические задачи. Именно люди с вы-соким уровнем развития эмоционального интеллекта более успешны и приспособлены к жизни в обществе, потому что обладают способностью понимать свои и эмоции других лю-дей. Из чего же «состоит» эмоциональный интеллект? В первую очередь, это способность распознавать и выражать свои эмоции. Ведь понимая, «что» с вами происходит, вы, наверняка, постараетесь осознать, «как» на это реагировать. И в следующей подобной ситуации сможете применить свой опыт. Или попытаетесь не допустить повторения то-го, что вызывает неприятные ощущения. И еще: умение распознать свои чувства помогает пра-вильно «расставлять акценты» в отношениях с окружающими. «Многих проблем и в семейных и в профессиональных отношениях можно было бы избежать, ес-ли бы люди умели правильно говорить о своих ощущениях. Например, вместо «ты — негодяй» — сказать «меня это огорчает»,и реакция партнера будет совсем другой», — считает психолог А.С. Крутецкая. Не менее значимым для нормального, конструктивного общения является умение «управлять» эмоциями (самоконтроль). Реакция должна быть адекватной ситуации: если излишнее сдержива-ние эмоций может стать причиной перенапряжения и болезней, то и «несдержанность» может дос-тавить массу неприятностей. Мысли, с помощью которых мы обычно контролируем эмоции, «зву-чат» примерно так: «Не стоит об этом думать», «Не буду реагировать» или наоборот: «Надо узнать об этом больше», «Для меня это важно» и т.п. И, наконец, понимание эмоциональных реакций других. Чуткие способны уловить волнение или тревогу, едва осознаваемую собеседником, могут легко представить себя на месте другого, поэто-му готовы к сопереживанию. Ученые отмечают зависимость эмпатии (способности понимать чувства других людей) от того, насколько хорошо человек разбирается в своих переживаниях. Потому что такое понимание воз-можно только на основе собственного внутреннего опыта. А вот среди основных причин, мешающих нормальному общению и проявлению эмпатии, в пер-вую очередь, можно назвать эгоцентризм (сосредоточенность исключительно на собственной лич-ности), чувство превосходства, и стремление получить выгоду от «непонимания» других. Побуж-дает искать «защиты» от любого проявления эмоций, наглухо «закрываясь» от них, повышенное чувство тревоги и мнительность. Еще в Древней Индии тело человека сравнивали с колесницей, где разум с помощью воли-узды управляет лошадьми-чувствами. И эта красивая метафора довольно точно отражает, что происхо-дит с человеком, утратившим равновесие: натянет слишком сильно вожжи рационалист и прагма-тик — остановится колесница, человек потеряет интерес к жизни и желание действовать. Отпус-тит разум узду — кони понесут, колесница разобьется. И как много мы видим вокруг людей, кото-рые, не умея контролировать себя, разрушают свои и чужие жизни! «Домашние тираны» и люби-тели азартных игр, опасные преступники и безобидные фетишисты, наркоманы и неистовые слад-коежки — это те, чей разум потерял (или теряет время от времени) контроль над эмоциями. Ко-нечно, проявления и последствия могут быть разными, только механизм всегда одинаков: идя на поводу собственных несдержанных желаний невозможно распоряжаться своей судьбой.
| «Чем выше эмоциональный интеллект, тем меньше вероятность развития такого неприятного свойства, как агрессивность, или такой проблемы, как употребление наркотиков», — рассказы-вает психотерапевт Николай Ершов. — В то же время он очень важен для развития лидерских качеств и организаторских способностей». И эмоциональный и «традиционный» интеллекты «ответственны» за то, насколько хорошо мы способны осознавать каждую из граней окружающего нас мира.
|