Как айсберг в океане…
Жизнь динамична и разнообразна: ежедневно преподнося сюрпризы, она ждет от нас адек-ватной реакции и умения приспосабливаться к любым ситуациям. Только не каждому это дано. Некоторые даже под страхом необратимых последствий не мо-гут изменить ни своих взглядов, ни своих привычек... «Твердолобый», — вздыхают знако-мые… А психологи называют это качество ригидностью.
Термин этот трудно отнести к общеизвестным, хотя охарактеризовать им можно достаточно мно-гих. Иногда так «маскируют» свою неспособность изменить поведение или взгляды, называя это принципиальностью, иногда прямолинейно следуют усвоенным с детства понятиям «хорошо» и «плохо», даже если крутые виражи истории эти понятия ставят с ног на голову. Существует множество определений понятия «ригидность». В основном этим словом называют свойство, делающее невозможным изменение усвоенных однажды стереотипов поведения или ре-акции. И более того, следование известному способу действия, даже когда это противоречит здра-вому смыслу. С ригидностью мы сталкиваемся всякий раз, когда некий навык настолько прочно осваивается, что впоследствии ни под каким предлогом отступить от заученной программы дейст-вий становится невозможным. «Раб своих привычек» — это по сути ничто иное, как обиходное название ригидной личности. Такой человек остается верен своим привычкам даже в том случае, если они находятся в полном несоответствии с задачей, решаемой в настоящий момент. Как насекомое, личинку которого заменили на простой кусочек пенопласта, будет с маниакальной настойчивостью «спасать» ее, «кормить» и лелеять, так и ригидный не в силах избавиться от груза однажды усвоенных стереотипов. Но поведение, не раз доказывающее эффективность, в быстро меняющихся условиях теряет целесообразность. И в такие моменты ригидность становится серь-езной проблемой. И горе тому предприятию, организации или даже стране, руководитель которой ригиден. Неповоротливость «Титаника», предсказуемость и косность мышления будут основными характе-ристиками такой структуры.
Неконкурентное преимущество Надежность, добросовестность, стабильность, консерватизм, педантизм и внимание к мелочам по-рой позволяют личностям ригидным достаточно высоко подниматься по карьерной лестнице. И во времена стабильности эти качества могут быть востребованы и оценены по достоинству. Иное дело, когда речь о «времени перемен», в котором даже врагу не пожелали бы жить китайцы. А в нынешних условиях (неустойчивой политической ситуации, «жадной» налоговой политики и правового беспредела) только гибкость, адаптивность и, порой непредсказуемость, дают возмож-ность предприятию развиваться. Предпринимателям приходится «на ходу» оценивать ситуацию и принимать решения, не опираясь при этом даже на базовые экономические принципы, так красиво изложенные в зарубежных учебниках по менеджменту и маркетингу. В то же время руководители, отличающиеся ригидностью, с сомнением относятся к новым идеям. И если их инертность находит поддержку у подчиненных, «пробить» эту стену практически не-возможно.
Живой пример Одна мебельная компания, имела неплохое оборудование, налаженные каналы сбыта и поставок сырья. Технолог, более года обивал порог директорского кабинета, убеждая приобрести специаль-ную компьютерную систему, которая позволяла бы автоматически «кроить» листы ПВХ с макси-мальной экономией. Наконец-то он был услышан…,но нововведение в штыки приняли распилов-щики. Они просто не умели читать карты раскроя, а учиться не желали вовсе. Директор решил от-казаться от идеи. И все было бы хорошо, если бы не рынок, который не прощает подобных про-счетов. «Новички» демпинговали, и возможность сэкономить копейку с рубля стала предопреде-лять возможность существования предприятия. В настоящее время производственная база компа-нии «благополучно» выкуплена конкурентами, не имевшими когда-то и десятой доли подобных возможностей. А ведь эта печальная история могла бы и не произойти, не найди ригиднось руко-водителя поддержки у инертных подчиненных.
| Такая же картина может наблюдаться и в личной жизни. «Несоответствие потенциальных воз-можностей и реальных достижений бывает вызвано внешними причинами. Но если человек не использует благоприятные обстоятельства и предоставленные шансы, не стремится стать бо-лее счастливым или самореализоваться, а лишь выполняет «заданную программу», считая толь-ко это своим долгом, он становится у себя на пути», — считает социальный психолог Алек-сандра Игнатьевна Вовчок.- Где находится источник ригидности? Наверное, там же, где истоки характера и темперамента: в генах, социокультурных условиях формирования личности и в конфликтах детства. В общем, в том, что формирует психические аспекты личности. Существует мнение, что ригидность — это реакция на повышенную тревожность, и боязливость, которые, в свою очередь, возникают вследствие слабости нервной системы. Это свойство может иметь множество других причин, например, особенности мышления или незначительные наруше-ния мозговой деятельности. Но не только врожденные особенности повод для формирования ригидности.
Честь самурая Классическим примером того, как ригидные установки прививаются обществом, стал знаменитый кодекс самураев «Бусидо». Так же, как и «Домострой», узаконенный Петром I, «Путь воина» (так переводится с японского Бусидо) жестко регламентировал правила жизни и смерти, ведения хо-зяйства, общения с домочадцами и вышестоящими по рангу. Однако предназначался исключи-тельно для одного сословия — военного. Поэтому центральным его понятиями являются доблесть, долг и презрение к смерти. Бусидо, как способ регулирования поведения воина, не представлял «писаного» свода правил, и его принципы не были изложены ни в одном из литературных памятников прошлого, однако на-шли свое отражение в легендах и повестях, рассказывающих о верности, мужестве и стойкости самураев. Выполнение этих принципов основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания и традиций. Казалось бы, как регламентация таких высших проявлений человеческой воли может соотноситься с таким неприятным качеством как ригидность? Тем не менее, как и любая медаль, это явление имеет вторую — темную — сторону.
Кстати
Термин ригидность происходит от латинского «rigidus» — жесткий, твердый, оцепенелый и используется психологами для обозначения затрудненности (вплоть до полной неспособности) изменения человеком ранее запланированных им действий в условиях, объективно требующих перемен.
В медицине этим термином обозначают чрезмерную напряженность скелетных мышц (сократившись, мышцы длительное время остаются твердыми). Возникает при некоторых нарушениях деятельности центральной нервной системы.
Ригидность проявляется во всех сферах личности: интеллектуальной (неспособность воспринимать объект в изменившихся ситуациях), аффективной (неизменность и продолжительность эмоциональной значимости и эмоционального накала), мотивационной (трудности изменения потребностей и мотивов, привычных способов удовлетворения желаний, стиля поведения, упрямое «застревание» на одних и тех же мыслях и переживаниях).
В основе ригидности лежат «правильные» и полезные качества. Но, как и всякая сверхмерность, самые замечательные и полезные свойства, будучи чрезмерно развитыми, превращаются в свою противоположность и на каком-то этапе начинают приносить «хозяину» одни лишь проблемы. Степень выраженности любого качества лежит в пределах «золотой середины», которая совпадает с понятием нормы в психологии. При этом норма — не «одинаковость», а гармоничность, позволяющая человеку благополучно жить самому и не мешать жить другим. Поэтому ригидность в высокой степени (о клинических случаях речь не идет) зачастую приносит лишь проблемы и даже страдания.
На крутых поворотах По данным исследований, высокая психическая ригидность часто становится причиной предрас-положенности к сердечно-сосудистым и неврологическим заболеваниям. Существует и другая опасность: ригидные привыкают жить в удобном для них, жестко регламентированном мире, вос-принимая себя как исполнителя определенной роли — социальной (муж, отец) или профессио-нальной (руководитель, служащий). Это полезно для общества и безопасно для самого человека до тех пор, пока не рассыпается машина, винтиком которой он себя ощущает. Изменение статуса, потеря работы или развод становятся кризисом, из которого пострадавший может и не выбраться. Поэтому и самоубийства, возрастающие в периоды смены общественного строя, в большей степе-ни совершают те, кто не сумел принять новые «правила игры». Особенно это ощутимо в общест-вах «закрытого» типа, с четкой иерархией, кастовостью и тоталитаризмом. Эти случаи потрясают воображение и вызывают удивление. Но для своих современников это своего рода примеры муже-ства и чести. Публицист и драматург Джон Браун, получив огромную по тем временам сумму в тысячу фунтов от императрицы Екатерины для воплощения проекта просвещения России, заболел, и приехать не смог. Сочтя это бесчестьем, покончил жизнь самоубийством. В Японии ритуальное самоубийство сэппуку («экспортный», более привычный нам вариант — харакири) достигло такой массовости, что вынудило правительство в конце XVIII века законода-тельно его запретить. Однако явление это еще долго существовало, и каждый подобный случай встречался скрытым одобрением определенной части нации, создавая вокруг совершивших суи-цид, ореол славы и величия. Но все это — крайние проявления, в то время как «здоровая» ригидность, не мешающая жить ни себе, ни окружающим, вполне может быть востребована. О верных и преданных сотрудниках меч-тает любой руководитель. И не беда, если порой они не могут изменить ход выполнения постав-ленной задачи и видят жизнь исключительно в черно-белых красках, зато ответственны и испол-нительны. Разумеется, такие работники никогда не предложат новых и нестандартных решений какой-либо проблемы, ведь творчество предполагает оригинальность мышления, отсутствие сте-реотипов и виденье всех оттенков явлений. А ригидность и креативность — вещи несовместимые, но, отнюдь, не противоположные. Антоним ригидности — флексибильность — в непомерном проявлении, с позиции психического здоровья, ничуть не лучше. Человек без принципов и мо-ральных устоев не имеет ни ценностей, ни целей и вынужден часто идти на компромиссы. «Пере-дозировка» открытости и эмоциональности, отказ от жестких стереотипов социума, открытие миллиона новых возможностей может привести к тому, что ни одна из возможностей не будет реализована. И чтобы этого не случилось, важно стремиться к гармонии. А достичь ее помогут адекватная самооценка и чувство уважения к себе, уверенность в том, что человек сам волен управлять своей жизнью. И зная это, можно принять ограниченность своей свободы, потому что существуют вещи, от нас не зависящие. И тогда не будет возникать ни стремления подчинить мир своей воле, втиснув его в жесткие рамки своих взглядов, ни желания раствориться в нем, потеряв при этом свою сущность.
|