Поле брани
Хмурый тип, смачно наступивший на любимую мозоль со словами «Куда прешь!» Официантка кафешки, буркнувшая в ответ на просьбу вытереть липкий стол: «Салфеток не напасешься!» Продавщица «магазина под домом», орущая на покупателя: «Разуй гляделки, написано: «Перерыв!» Рекрутер, захлопнувший дверь перед носом соискателя, бросив отрывистое: «Ждите!» и вернувшийся через 2 часа… Что их объединяет? Ничего особенного — обычное, остающееся безнаказанным хамство, и потому бьющее похлеще плети. Если только… не вооружиться заранее. Почему бы и нет?
Хамством, увы, никого не удивишь. Слово это (не говоря уж о явлении) нашим народом весьма любимо и повсеместно употребляемо. И даже стало особенностью национального спора. Как тонко подметил знаток вопроса М. Жванецкий: «Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего ума дело», и ваш партнер смягчится как ошпаренный». Знакомо, не правда ли? Хамство в споре начинается в тот момент, когда заканчиваются аргументы. А еще, когда оппонент понимает, что занял неправильную позицию, а отступить не позволяет гордость и… недостаток культуры. И действительно, хамами или хамками мы привычно называем наглых и невоспитанных людей, а словарь определяет хамство как антоним вежливости. Смею предположить, что каждый попадал в ситуацию, когда кто-то незнакомый внезапно начинал хамить, а некоторые «везунчики» сталкиваются с этим явлением по несколько раз в день. Практически ставшая обыденной грубость все равно оскорбляет, злит, унижает, расстраивает, словом задевает многих. Даже «случайно вырвавшаяся» может надолго выбить из колеи и уж наверняка испортить настроение. Но если о маленьком инциденте мы вскоре забываем, то систематическое хамство, к примеру, на работе, для натур чувствительных превращается в проблему. Устранить хамство как социальный феномен в одиночку невозможно, недаром «самые светлые головы нашей с вами современности» причисляют его к явлениям неистребимым. Но изменить свое отношение и выработать «фирменный стиль» реагирования мы можем всегда. Надо только знать, как и с чего начать.
Признаки хамства Хотя энциклопедия и определяет хамство как «тип поведения, отличающийся резким, грубым и некооперативным способом общения», понятие это очень размыто и зависит от уровня культуры общающихся. Одна и та же фраза может восприниматься по-разному: для одних — однозначное хамство, для других — ничего особенного. Еще сложнее бывает отличить хамство от критики. Проведем небольшой тест: ты не сделал человеку ничего дурного, но он обозвал или толкнул тебя. Это хамство? Правильный ответ — «да». Чиновник заставил тебя просидеть битых три часа в приемной, ожидая пока он выпьет кофе или вдоволь наговорится с друзьями по телефону? Это тоже хамство, хотя и невербальное. Коллега систематически изводит язвительными замечаниями? А вот здесь стоп, машина! Возможны варианты, смотри, не перепутай. Если речь о беспардонных комментариях по поводу твоей внешности или черт характера, то коллега ненамного лучше «хама трамвайного», но если ты напортачил в отчете, неправильно свел баланс, перепутал важные договоры или систематически опаздываешь на работу, то это пример конструктивной критики. Возможно не лучшее ее проявление, но все-таки это критика, к сожалению, часто воспринимаемая нами «в штыки». Памятуя о сильных негативных эмоциях, вызванных немотивированной агрессией, мы начинаем бояться хамства. А у страха, как известно, глаза велики: с тревогой ожидая возможных выпадов в свой адрес, внутренне перестраховываемся и, пытаясь защититься, «усматриваем» хамство даже в конструктивной критике. Разумеется, теряем то ценное рациональное зерно, которое она в себе содержит. На самом деле «отделить мух от котлет» довольно просто: хамство направлено на то, чтобы досадить нам и разрушить психологическую целостность. А конструктивная критика призвана восстановить личность и всегда дает подсказку, что мы можем изменить в себе, чтобы стать лучше. Обычно она исходит от родных и близких или компетентных людей, знающих о нас то, что мы перестали замечать за собой. Хамят же обычно чужие, стремясь таким образом самоутвердиться и повысить свою значимость. Но неправильно думать, что на грубость способны только представители определенных социальных пластов. Распознать «интеллигентное хамство» можно по многим характерным фразам: «Пусть тебя это не волнует!», «Ты несешь полную чушь!», «Не твоего ума дело!». А также вопросам: «Кто ты таков, чтоб меня учить?», «Ты в своем уме?», «А тебе какое дело?» Приказам: «Замолчи немедленно!», «Не буди во мне зверя!». Обобщениям и ложным выводам: «С тобой просто невозможно разговаривать!», «Ничего хорошо от тебя в жизни не видела», «Чего от тебя еще можно ждать?», «Ты только и думаешь о том, как бы меня обидеть!» Или язвительности: «Ну, ты и герой!» И если с простыми видами этого явления мы разобрались, перейдем на новый уровень: грубость на собеседовании.
Стрессовое интервью или бескультурье? Отличить одно от другого очень сложно. Приходя на собеседование, соискатель меньше всего рассчитывает на встречу с неприкрытым хамством, но, к сожалению, случается и такое. Причины могут быть разные: либо рекрутер, как и любой другой специалист, вдруг окажется хамом (ведь «ничто человеческое ему не чуждо»), либо вы станете жертвой «стрессового интервью» — методики, выясняющей «запас прочности» кандидата. Для этого моделируются реальные ситуации, которые, разумеется, бывают неожиданными. Но проверку проходят далеко не все соискатели, а в основном те, чья работа связана с общением с клиентами: специалисты в сфере продажи и предоставления услуг, администраторы и секретари. Распознать стрессовое интервью можно по некоторым распространенным приемам. • Игнорирование. Иногда собеседование начинается именно с демонстрации этой неприглядной реакции на ваше появление. Сумеете ли вы обратить на себя внимание? Вот и продемонстрируйте! Громко и спокойно произнесите нечто вроде: «Добрый день! Меня пригласили на собеседование» и представьтесь. Если и это не помогло, испросите позволения, и даже не получив ответа, присядьте. • Неудобства. Часто соискателю предлагают заполнить анкету в неудобном месте. Не тушуйтесь: если заметили, что в кабинете есть более комфортабельные варианты сидений для посетителей, попросите разрешения пересесть, объяснив причину. Пусть вас не смущают гримасы рекрутера, если это действительно стрессовое интервью, то вы реагируете правильно. А если обычная невежливость собеседника, ничего страшного, если восполните досадный пробел. • Провокации. Это вопросы, ставящие соискателя в неловкое положение. Например, о взятках. Постарайтесь не заикаясь и не впадая в ступор, бодро ответить, что вы умеете находить общий язык с людьми, но при этом почитаете уголовный кодекс. На вопрос: «Приходилось ли вам участвовать в конфликтах?» не спешите рвать на груди рубаху и кричать: «Ни в жисть!». Такого просто не бывает, ведь конфликтные ситуации возникают в любом коллективе. Придерживайтесь невозмутимости культового персонажа Г. Жиглова: «Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». Да, вам доводилось быть втянутым в конфликты, но вы всегда находили разумный выход. • Грубость. Например, вам напрямую заявят, что вы с работой не справитесь, и вообще непонятно, зачем отнимаете у занятых людей драгоценное рабочее время. Не теряйте лицо: не обижайтесь и главное, не налетайте на рекрутера со словами: «На себя посмотри!» Лучше невозмутимо заявите специалисту, что вы оценили достоинства проверки на прочность и теперь, если он позволит, можно перейти к обсуждению профессиональных аспектов будущей работы. Но главное отличие правильного стрессового интервью от «подделки» заключается в соблюдении 2-х принципов: 1. Все вопросы должны быть максимально корректными. 2. Вы имеете законное право не отвечать на них, и это никак не повлияет на оценку профессиональных качеств. Если же вам просто грубят, лучше покинуть «поле брани». Подумайте, если компания на такой важной должности держит хама, значит, ничего хорошего вас здесь не ждет. Впрочем, уход это не единственный способ защиты. Есть и другие.
Хамству — бой? Увы, самая распространенная реакция — ответная грубость (см. диаграмму). Стоит ли? Древняя мудрость рекомендует поискать другие способы, ведь «Если вы боретесь со свиньей в грязи, испачкаетесь оба. С одним отличием: ей это только понравится». И действительно, отвечая тем же, намного ли вы лучше? Попробуем найти «наш метод». «Конечно, можно мысленно соорудить защитную стену между вами и нежеланным оппонентом и этот метод сработает, — комментирует
Олег Белов, к.м.н., врач-психиатр высшей категории, директор центра психотерапии «София». — Но лучше всего понять, что на вас на самом деле никто и не собирался нападать и хамство окружающих не имеет к вам лично ни малейшего отношения. Верно подмечено еще легендарным Прометеем: «Юпитер, ты сердишься, значит, ТЫ не прав». В действительности проявление хамства — свидетельство внутренних проблем грубияна. Часто хамят люди с выраженным комплексом неполноценности: не уважающий себя не умеет уважать и других. Логично, что по-хамски ведет себя «переполненный» агрессией, которая может быть вызвана либо фрустрацией (негативным психологическим состоянием, возникшим из-за невозможности удовлетворить свои потребности или желания, прим. автора) либо чувством одиночества и ощущением угрозы. Помните, законы мира: «лучшая защита — нападение». Так уж заведено в природе: все живое от страха либо удирает, либо прикидывается «мертвым или несъедобным», либо нападает. Среди хамов есть и категория нездоровых людей. Можете не сомневаться, что эпитетами «язвенный» или «желчный» характер награждают страдающих хронической язвой и желчнокаменной болезнью. В любом случае хамство — крик отчаяния и просьба о помощи. Где же тут лично ваши проблемы? Не обращайте внимания на грубые слова и поступки, ведь вы-то знаете их истинную причину. Проявите искреннее сочувствие, расспросите о проблемах, протяните руку помощи. И кто знает, может «этот негодник» превратится в вашего друга». Если же беседы по душам никак не вписываются в ваши ближайшие планы, проигнорируйте грубияна. В острый момент полезно сосчитать пуговицы на халате хамящей продавщицы и глубоко подышать. Первая физическая реакция на любой шок, к которому можно отнести и внезапное хамство, — сжатие, а когда «в зобу дыханье сперло» полезно сделать полные вдох и выдох несколько раз подряд. Если вас станут расспрашивать о столь неадекватном на первый взгляд поведении, можете сообщить оппоненту, что вы всегда так поступаете, столкнувшись с хамством: это помогает вам не убить собеседника. Грубость отлично нейтрализуется вежливостью. Знаете, что сделала героиня популярного некогда бразильского сериала в ответ на присланные ей в подарок от «заклятой подруги» коровьи экскременты? Не догадались? Она нарезала в своем саду лучших роз и отправила их по обратному адресу со словами: «Каждый дает то, что имеет!». Как говорится: no comments.
Историческая справка. Пожалуй, первым зафиксированным случаем хамства в истории человечества, был неуважительный поступок Хама (так звали сына Ноя) по отношению к своему отцу. Библейская легенда рассказывает, однажды после Всемирного потопа Ной, видимо, недостаточно знакомый со свойствами забродившего виноградного сока, перебрал и уснул голым в шатре. Его сын Хам, увидев необычную картину, вместо того, чтобы прикрыть наготу одеждами, высмеял отца, за что впоследствии все его потомство было наказано и продано в рабство. Значительно позже хамами стали называть слуг и крепостных. Согласно определению Владимира Даля «хам, хамуга, хамовщина — бранное прозвище лакеев, холопов и слуг». Так до октябрьской революции называли принадлежащих к низшему классу и, следовательно, не умеющих себя правильно вести и потому лишенных достоинства в глазах высшего общества.
|