Хорошим управленцем может стать только один из 100 сотрудников — утверждают психологи. Впрочем, желающих занять руководящее кресло, как правило, в десятки раз больше. Высокие зарплаты, статус и желание почувствовать собственную значимость провоцируют к участию в гонке по карьерной лестнице. Однако стремятся к руководящим вершинам не все.
Несуразный и нелепый вид автомобиля — не самый худший исход непрофессионально выполненного тюнинга. Если яркие наклейки на лобовом стекле, побрякушки в салоне и китайская магнитола — лишь свидетельство безвкусицы, то дилетантское вмешательство в технические характеристики может стать первопричиной ДТП. Помните, тюнинг сродни науке и искусству, и доступ к нему без специальной подготовки запрещен!
Настрой на лучшее
Далеко не все автолюбители знают, что «тюнинг» — это не только тонированные стекла и пластиковые накладки поярче. Прежде всего, это достаточно серьезные изменения в конструкции систем автомобиля, сделать которые технически правильно без поддержки специальных знаний под силу не каждому. Одно дело — украсить кузов рисунком и поставить хорошую аппаратуру (тоже задача не из легких), и совсем другое — грамотно настроить АБС и жесткость подвески. Или, к примеру, подобрать аэродинамический обвес, который в 99% случаев выбирается лишь в силу эстетических пристрастий. К сожалению, практически никто не задумывается, как подобное «усовершенствование» повлияет на управляемость транспортного средства и его характеристики.
— Понятие «тюнинг» в буквальном переводе означает «настройка» — двигателя, трансмиссии, подвески, тормозов, — объясняет автомеханик Национальной киностудии имени А. П. Довженко Сергей Степанович Харченко,
занимающийся подготовкой и восстановлением игровых автомобилей. — А это задача технически сложная, наукоемкая и крайне рискованная. Необходима гарантия, что форсированный двигатель вскоре не выйдет из строя и в нужный момент не откажут тормоза. Поэтому настоящий тюнинг стоит очень дорого. Даже в богатой Германии, где эта ниша автобизнеса процветает, серьезных тюнинговых фирм наберется едва ли полтора-два десятка. Против сотен тех, что прикручивают красивые колеса, пластиковые обвески и, в крайнем случае, заменяют амортизаторы и пружины…
Как видим, заниматься тюнингом без соответствующей подготовки не только сложно, но и опасно. И возникает не менее важный вопрос: где же добыть необходимые знания и навыки? Если говорить о высокопрофессиональном тюнинге, здесь все более-менее понятно. По словам Сергея Степановича, производится он «придворными» тюнинговыми ателье или очень серьезными фирмами. Наиболее известные у нас — представители «большой четверки» тюнинговых ателье, специализирующиеся на элитных марках: «Carlsson», «AMG», «Brabus» и «Lorinser». «Придворные» очень тесно сотрудничают с производителями авто, что позволяет использовать технологии, отработанные на серийных моделях, лишь частично модернизируя или усовершенствуя их. Как правило, проводятся серьезные исследования и моделирование, и все изменения вносятся только при абсолютной уверенности в успехе. Такой тюнинг не бросается в глаза. Но шильдик «Brabus», оставив равнодушным дилетанта, компетентного автолюбителя приведет в восторг! Солидные тюнинговые компании часто подбирают персонал на фирмах, с которыми сотрудничают. В обучение работников они вкладывают большие деньги, взращивая таким образом высококлассных специалистов, хорошо известных в узкопрофессиональных кругах. В более же доступном тюнинге все намного сложнее…
— Отсутствие работников со специальным образованием — одна из наиболее серьезных проблем отечественного тюнинга, — рассказывает Сергей Харченко. — Современные специалисты автобизнеса — дети девяностых. В те времена учиться было немодно: все пытались выжить. Поэтому, как правило, трудятся в этой сфере бывшие выпускники ПТУ или, в лучшем случае, техникумов, мечтающие попасть в автосалон и продавать иномарки. Конечно, эти ребята довольно сообразительные, но не знают многих технических нюансов, да и, правду говоря, не стремятся к этому. Мол, сейчас все можно найти в специальных каталогах и не задумываться, почему все так, а не иначе. Возможно, обычному автослесарю эти знания совершенно не нужны. А вот специалисту по тюнингу, улучшающему заводские характеристики, нужно знать, ой как много! Как правильно подобрать материалы? Какие металлы взаимодействуют положительно, а какие — отрицательно? Зачем и когда увеличивать жесткость? С какой скоростью поедет авто, если изменить передаточное отношение в главной передаче? И какой должен быть диаметр тормозных дисков, чтобы автомобиль останавливался вовремя?
Правда, сейчас в Украине начался бум на инженеров. Автомобильные дельцы вылавливают смышленых ребят еще на порогах вузов. Считается престижным, когда на фирме есть отдел инженеров, способных произвести хотя бы элементарный технический расчет!
Итак, наиболее приемлемые способы попасть в автотюнинг:
· устроиться в тюнинговое ателье, усердно работать и стать хорошим специалистом (именно такой путь прошли достигшие профессиональных вершин в этой сфере);
· получить профильное образование в автодорожном колледже, техникуме или университете (благодаря багажу знаний и диплому получите шанс занять должность повыше).
Но самое главное — автомобили нужно любить, получать удовольствие от увлечения и, как говорится, быть с парами бензина в крови!
Мнение профи
Сергей Харченко: «Наиболее доступный вариант тюнинга — авто, сияющее краской и подмигивающее чистой оптикой. Поверьте, немытый, с грязными стеклами, следами ржавчины и наклейкой из серии «Удачи тебе, браток!» BMW меркнет на фоне аккуратной и ухоженной «копейки» 75-го года выпуска…»
На вкус и цвет
Если для занятий техническим тюнингом нужно быть подкованным в вопросах автомеханики, то для эстетического оформления автомобиля не обойтись без художественной подготовки. Например, чтобы заниматься аэрографией (нанесением изображений с помощью сжатого воздуха) в идеале нужно быть художником, знать основы композиции и колористики.
— Аэрография — одна из техник изобразительного искусства, как, скажем, рисование кистью или мелками, — объясняет художник-аэрографист
Ильнур Мансуров, который по праву считается основателем российской школы аэрографии. — В принципе, каждый, кто умеет рисовать, способен научиться работать аэрографом всего за пару месяцев усердных тренировок. Но без способностей к рисованию чуда, увы, не произойдет...
Сегодня Ильнур не только создает настоящие шедевры на автомобилях, но и преподает искусство аэрографии. На его авторских курсах учащиеся знакомятся с особенностями автомобильной аэрографии и спецификой работы. Ведь существует трафаретная техника с использованием лекал и ручная — «freehand». Во всех подробностях объясняется устройство и классификация аэрографов, так как ассортимент предлагаемых на рынке инструментов довольно широк. Изучают и компьютерное проектирование, ведь рисунок до нанесения на поверхность должен быть утвержден заказчиком. Практическим занятиям уделяют внимания не меньше, чем теории: каждый ученик прорабатывает «от» и «до» конкретную часть автомобиля, начиная с подготовки поверхности к покраске, выбора краски, рисунка и заканчивая его нанесением. Интересно, что ребята получают возможность попробовать разные модели аэрографов непосредственно в работе, поэтому важно не ошибиться при покупке недешевого инструмента.
— Как правило, большинство учащихся делают первые шаги в этом искусстве, и мне приходится обучать их азам работы с аэрографом, — комментирует Ильнур. — Кстати, изучаем не только технологию, но и схему общения с клиентами, процесс создания эскизов на компьютере… Подробно рассматриваем устройство аэрографа, принятые настройки и регулировки, классификацию моделей. Замечу, что на занятия приезжает торговый представитель компании, занимающейся продажей спецоборудования (аэрографов, компрессоров, аксессуаров). Так что все необходимое можно приобрести прямо здесь. Конечно, окончание обучения и получение диплома не означает, что вы можете остановиться на достигнутом. Курсы — лишь начало, которое дает толчок для дальнейшего развития мастерства. Без самостоятельных тренировок, постоянного обучения и труда профессиональных высот не достичь...
Мнение профи
Ильнур Мансуров:«Многие до сих пор рассматривают аэрографию лишь как один из вариантов автомобильного тюнинга. На самом деле это совершенно обособленный вид деятельности, обладающий определенной спецификой и требующий высокого уровня мастерства. Ну и, конечно же, искусства...»
К сожалению, в Киеве, да и в стране в целом, нет курсов, на которых можно было бы научиться автомобильной росписи. Конечно, некоторые профильные фирмы могут предложить понаблюдать за работой штатного художника-аэрографиста или объяснить на пальцах принципы обращения с продвигаемым на отечественный рынок оборудованием. Но о наличии программы систематизированного обучения или авторской методики преподавания говорить не приходится... В сложившейся ситуации каждый выкручивается, как может. Например, студент-пятикурсник радиотехнического факультета одного из столичных вузов Михаил Омелич,
решив заняться таким перспективным направлением как аэрография, долго не раздумывал. Благодаря хорошим организаторским способностям ему удалось быстро собрать команду, которая и начала воплощать в жизнь первые аэрографические идеи (www.aerograph.kiev.ua).
— Для начала на общие средства мы приобрели необходимое оборудование и стройматериалы для гаража. Купили компрессоры и аэрографы — по тысяче гривен! Конечно, для нас это очень дорого, но менее качественные инструменты, как было установлено опытным путем, никуда не годятся. Ну и пошло-поехало... Наш художник Алексей накопил опыт дизайнерской работы в издательстве, так что хорошо владеет графическими компьютерными приложениями. На поверку оказалось, что обращение с аэрографом чем-то сродни программке Photoshop, ведь главная задача — почувствовать толщину создаваемой линии… Начинать нужно с задувки тонов, создания плавных переходов от тонкой линии к толстой. Позже можно приступать к объемным фигурам. Не помешает познакомиться с электронными учебниками и видеоуроками, которые можно найти в Интернете. Мы почерпнули из этих ресурсов много полезного. Например, узнали, как рисовать пламя… Оказалось, не все так сложно. Можно воспользоваться трафаретом, а можно рисовать и от руки. Но этого, в принципе, маловато. Если удастся, отправим нашего Алексея на курсы аэрографии в Москву. Новые знания никогда не помешают!
Учебные ресурсы
Учебное заведение
Специальность
Координаты
Национальный транспортный университет
автомобили и автомобильное хозяйство, технология и оборудование обновления и повышения износостойкости машин и конструкций
г. Киев
ул. Суворова, 1
тел. (044) 290-8203
Киевский автотранспортный техникум
техническое обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей
г. Киев
ул. Васильковская, 20
тел. (044) 263-2338
Учебный центр «Интерколор»
аэрография (ближайшие курсы — 30-31 марта, 1 апреля; стоимость — 450 евро за три дня)
Московская обл.
г. Одинцово
тел. (495) 591-5504
моб. +7495 5145020 http://www.ilnur.ru/
Юлия ДАНКОВА
Фото автора и из архива комментаторов