pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Пражский торг

Богемский хрусталь, Карловы Вары, «Стобашенная» Прага, две тысячи феодальных замков, всемирно известное пиво… Как минимум, «пять причин», чтобы посетить Чехию. Но не только осмотр местных достопримечательностей привлекает тысячи украинцев в этот «Рим Севера, сердце Европы и самый драгоценный камень в короне мира», — как живописал страну великий Гете. Многие наши соотечественники уезжают в Чехию, привлеченные возможностью трудоустройства и открытия малого бизнеса. И в этом ракурсе стоит присмотреться к сказочной стране повнимательнее.

• докладніше

Возможен ли компромисс?

 Остается только надеяться на то, что нужный всем компромисс в этом важном для страны и людей вопросе, все-таки будет когда-нибудь достигнут

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Не пустой звук


Знание — сила
Не пустой звук
 
Так уж устроено его величество Радио, что «изнанка» эфира неизменно будет представляться для «дорогих радиослушателей» музыкальным раем, а работа ведущего — синекурой. Воображение услужливо подсовывает развалившуюся за пультом фигуру ди-джея, манипулирующего микшерами и заполняющего перерывы стрекотанием в микрофон. А свободное время… и того слаще: ночные клубы, богемные тусовки, встречи с випами… Как здесь догадаться, что столь популярная профессия выдвигает претендентам на ее «руку и сердце» ряд обязательных условий.., без которых не видать счастливчикам заветной волны.
Попытаемся подсказать, как настроиться на нее.
 
Привычно переключая каналы FM-диапазона, мы уже забыли о том, что совсем недавно радио было «одно на всех» и работало от странного вида розетки, называемой радиоточкой. Программы не отличались особым разнообразием: «хитами» непрямого эфира были трансляции заседаний партии и правительства, вести с посевной и «концерт по заявкам трудящихся». Первую коммерческую FM-радиостанцию киевляне услышали только в 1992 году, называлось это чудо прогресса «Радио Рокс» и вещало из Осло. На сегодняшний день в одном только Киеве 28 радиостанций FM-диапазона. К сожалению, шкала частот не безразмерна, поэтому, как правило, открыть новую радиостанцию удается после демобилизации одной из «старослужащих». Чтобы выкупить частоту, потребуется примерно 350 тыс. у.е. И есть ради чего раскошелиться: постоянными радиослушателями являются свыше 75% населения, более 50% киевлян внимают радиостанциям семь дней в неделю, причем, 65% включают приемники на работе. Секрет прост: слушая любимую волну, можно преспокойно заниматься практически любой работой, поэтому радио чаще всего включается для «фона», а информация (тем более, музыка) усваивается параллельно. Однако активность радиолюбителей неравномерна: большая часть слушателей включают приемники в будни утром (с 7.30 до 10.00), а ночью (22.00-7.00) — меньшая. По этой причине начинающим ди-джеям предлагается вести ночной эфир, пока «набьет руку» его будет слышать минимум аудитории. Конкуренция между радиостанциями Киева стабильно высока: согласно статистике, 5 радиостанций — Наше Радио, Русское Радио, Европа Плюс, Мюзик Радио и ГАЛА-Радио — удерживают внимание 90% аудитории. Как им это удается? Да очень просто: они сумели создать свое лицо. А успех в этом нелегком деле могут обеспечить исключительно сотрудники эфира.
 
Кто заказывает музыку
Еще лет 20 назад устроиться на радио можно было исключительно по рекомендации «Иван Ивановича», а решающим доводом в кастинге претендентов служил партбилет. Первые коммерческие радиостанции испытали настоящий кадровый голод: опытные сотрудники с государственных вещательных каналов не стремились в частные, воспринимая их как авантюру. Да и с молодыми было негусто: специалистов для радио и телевидения никогда не готовили массово. Кадровой опорой для радиостанций стали сотрудники с непрофильным образованием, поэтому до сих пор образование по специальности не является обязательным: привыкли обходиться и без него. Сегодня (спасибо конкуренции!) «радиорынок» стал более открытым и прозрачным, любому соискателю «со стороны» устроиться на столичную радиостанцию… вполне реально! Потому и желающих сесть за ди-джейский пульт хоть отбавляй. А знаете ли, чем придется заниматься? Ведущий (он же ди-джей) ставит музыку, объявляет исполнителей, сообщает погоду и точное время, ведет программы по заявкам и т.д. Но… обязанности ведущих и даже их численность (до 6-10) определяются форматом радиостанции — музыкальным, информационным и рекламным наполнением эфира. Существует несколько общепринятых форматов:
  • CHR (Contemporary Hit Radio) — акцент на современные хиты. Целевая аудитория — 15-28 летние. В утренние часы упор на динамичное и информационно насыщенное шоу с розыгрышами и викторинами (ведущие работают в паре). Содержание дневного эфира ограничивается передачей лаконичных информационных сообщений, например, о погоде. Предпочтение — претендентам, имеющим опыт работы с эфирной техникой.
  • AC (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых (для 25-49-летних). Роль ведущего ненавязчива и ограничивается стандартными приемами: к примеру, вступительным и заключительным словом к музыкальным композициям, меткими замечаниями, ведением игровых программ с розыгрышем призов. Радиостанции этого формата дважды в час передают информационные блоки, поэтому при приеме на работу ведущих информационной службы предпочтение — журналистам, имеющим навыки редактирования.
  • Danceтанцевальная электронная музыка (для 14-24-летних). Слово в эфире играет второстепенную роль, поэтому большинство станций такого формата автоматизированы.
  • Oldies — ретроформат (от 35 лет и старше). Стиль ведения эфира — откровенный и интеллигентный. Доля вербальной составляющей очень высока, поэтому ведущие должны быть интересными собеседниками и незаурядными личностями.
  • Специфические форматы — тяжелый рок, рэп, джаз и т.д. рассчитаны на узкую аудиторию.
«На слух» определить формат не удается (что не удивительно: как отмечают эксперты, в Киеве нет «чистых» 100-процентных форматов), поэтому полезно вычитать его описание на сайте радиостанции. И если он придется вам по душе, «скатертью дорога» на эти радийные просторы с резюме в руках. Но не забудьте и еще кое о чем.
 
Прямой эфир
Горящим желанием попасть на радио специалисты советуют дерзать лишь в том случае, если владеете навыками ведения эфира. Критерий: «Подумаешь! Я и так смогу», — не в счет, речь идет о владении распространенными автоматизированными системами подготовки программ и вещания, а при необходимости работы со звуком и редактором Sound Forge. И все это в комплекте с навыками быстрого реагирования: «персональный друг человека» часто «выкидывает коленца», и чтобы справиться с ситуацией у ди-джея в запасе бывают только считанные секунды. В противном случае, лучше умерить амбиции и начать восхождение к вершинам с более приземленных позиций. Например, многие сегодняшние звезды эфира начинали курьерами. Исключение возможно, если у вас есть ценное предложение — конкретный проект, который идеально впишется в формат радиостанции и поднимет ее рейтинг. Излагать идею желательно либо программному директору, либо главному редактору. «Обычно все начинается с конкурса резюме,
Знание — сила
— комментирует Елена Гончарова, программный директор радиостанции «Столица». — Нас интересуют кандидаты с опытом работы на аналогичной должности. Отметаются CV с грамматическими ошибками, ведь, если у кандидата проблемы с грамотностью, ему нечего делать на радио. В моем представлении ведущий эфира без ВО — нонсенс. Профиль не играет роли, среди работников радио свыше 70% не имеют специального образования, но нельзя допустить, чтобы ведущий радиоэфира имел низкий интеллект, ведь его должно быть интересно слушать. Немаловажный фактор — хорошее знание тенденций отечественной и зарубежной музыки. К резюме обязательно прилагается демо-запись — аудиозапись ведения эфира или пробы, которую можно отправить по электронному адресу. Речь должна быть приятной, динамичной и логически выстроенной, дикция безупречной, а голос — вписываться в формат радиостанции. Например, предметом поиска может стать обладатель задорного и веселого голоса или мягкого и завораживающего. Избранных приглашаем на кастинг, где предлагаем, например, провести программу по заявкам или прочесть поздравления. Ценится позитивный настрой и чувство юмора. Прошедшего собеседование ожидает стажировка». Карьера ведущих может складываться по-разному: поднаторевших ди-джеев переводят на более престижное с коммерческой точки зрения эфирное время. Многие начинают «светиться» в различных шоу, вести концертные программы, тематические вечера в ночных клубах, некоторые уходят в телеведушие. Случается, что ди-джеи вырастают до программных и даже до генеральных директоров. Минимальная заработная плата от 400 у. е. (см. диаграмму), но максимальное предложение может приближаться и к 5000. Конечно для тех, кто не испугается трудностей на тернистом ди-джейском пути.
«Дорогие» радиослушатели
Если вы думали, что ведущий говорит в эфире все, что ему вздумается и ставит свою любимую музыку, компетентно заявляем: ничего подобного! Речь ди-джея, включая экспромты, — хорошо подготовленные «домашние заготовки», учитывающее время звучания шуток с точностью до секунды. За ошибки штрафуют и даже увольняют (за орфоэпические в лучшем случае посылают к логопеду). Какие огрехи не прощают на радио? Ди-джей не может использовать служебное положение и передавать приветы своим друзьям и родственникам. Чтобы поздравить с днем рожденья любимую маму, придется чуть ли не полгода вымаливать разрешение у программного директора. Неприятностями грозит постановка композиций в обход «playlist» — спущенного сверху списка песен, которые должны прозвучать в эфире. Отговорки типа: «Я не могу в 105 раз слушать эту композицию или этого исполнителя», — в расчет не принимаются, а музыкальные предпочтения вообще никого не интересуют: любимые песни можешь слушать только дома. Опаздывать на работу ни в коем случае низзяяя! И упаси Боже выругаться или нагрубить звонящему радиослушателю, даже если он пьян и из всего «великого и могучего» отдает предпочтение ненормативной лексике. Ведущий должен позаботиться, чтобы такая словесность не просочилась в эфир. Помимо этого, в фокусе внимания должна удерживаться масса вещей: например, что звучит сейчас в эфире и что должно звучать минимум на два шага вперед, что есть в запасе на случай, если произойдет непредвиденный сбой, не зашкаливает ли уровень громкости звука, сколько времени осталось до новостийного блока, проследить, чтобы реклама вышла в эфир точно по расписанию, и многое другое. Проведенные 4-5 часов в прямом эфире могут быть такими же напряженными, как и 8-часовая смена за токарным станком, поэтому на походы в ночные клубы сил у ведущих остается столько же, сколько и у «пересічних громадян». Несмотря на кажущуюся легкость, не многим новичкам удается преодолеть «страх микрофона». Свой рабочий инструмент — голос — нужно беречь пуще зеницы ока, любая ангина, не говоря о фарингитах и ларингитах, может обернуться потерей работы. Поэтому навсегда придется забыть о желании пить холодненькое или о том, чтобы пройтись в сырую погоду без шарфика. В зависимости от графика придется проводить за ди-джейским пультом либо ночи напролет, либо подниматься на работу в 5 утра, чтобы к семи часам ваш бодрый голос вселял оптимизм собирающимся на трудовые подвиги соотечественникам. И никаких ноток усталости, раздражения или уныния в голосе! Вы — воплощение вселенского оптимизма, даже если у вас накануне угнали машину, пропала собака или ушла жена. Стоит ли говорить, что радиостанции не прекращают работу ни в выходные, ни в праздники? Но все минусы компенсируют непередаваемые впечатления от ведения прямого эфира. И неразрывно связанная с этим популярность. Главное — не заболеть «звездной болезнью», но это уже совсем другая история.
 
Плюсы
Минусы
Престижность профессии и высокие зарплаты (от 400 до 5000 у.е.)
Любая простуда может обернуться потерей голоса, а значит и работы
Гибкий график работы
Штрафы и увольнения за нарушения правил и ошибки
Публичность и популярность
Во время прямого эфира возможны «технические неувязки»
Высокая информированность о музыкальных тенденциях
Высокая ответственность
Встречи в эфире с интересными людьми: музыкантами, звездами эстрады и др.
Дополнительная нагрузка на психику при общении с «невидимыми» радиослушателями, от которых неизвестно что можно ожидать
Профессиональная необходимость постоянно повышать уровень общей эрудиции
Профзаболевания: патологии слуха
 
 
Некоторые правила работы ведущего. Ди-джей не должен:
1. Говорить о своих проблемах или проблемах радиостанции, в том числе и технических.
2. Морализаторствовать, давать оценку радиослушателям, насмешничать или поучать.
3. Менять программу.
4. Негативно высказываться о звучащих в эфире песнях или исполнителях, равно как и о коллегах.
5. Говорить с радиослушателями о политике и религии (если это не тема проводимого опроса).
6. Подпевать джинглам, рекламным роликам и песням.
7. Выходить в эфир в середине песни или рекламного блока.
8. Упоминать в эфире другие радиостанции и имена их ведущих
 
Анна КРУПКО
Фото Екатерины ТОЛМАЧЕВОЙ











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні
ArendaZala.com.ua - Конференц зали Personal.ua - Пропоную Роботу Training.ua - Тренінги в Україні
Srochno.ua - Терміново Потрібні Uajobs.com.ua - Пошук Роботи Jobsite.com.ua - Знайти Роботу
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту