Креативность — три стороны медали
С тех самых пор как модное слово «креативность», вместе с «паблик рилейшнз» и «брендингом» в середине 90-х обосновалось в массовом лексиконе наших соотечественников, обойтись без того, что оно означает, стало большой проблемой …. Редкое качество это как воздух нужно программистам и преподавателям, дизайнерам и журналистам, маркетологам и проектировщикам. Теперь это понятно каждому… Но, пожалуй, даже не каждый счастливчик может объяснить суть своего дара…
Что же подразумевают под этим качеством специалисты с модным названием «эйчар», указывая подобное требование в тексте объявления о вакансии? Креативность в переводе с латыни — «сотворение из ничего», «творение». Если попробовать подобрать синоним к слову креативность, первое что приходит в голову — оригинальность, нестандартность мышления, творческий подход.
Но смысл, который вкладывается в это слово у нас и на Западе, — разный. И если у нас под креативностью частенько подразумевают способность к творчеству и нестандартность мышления, то в европейском и в американском понимании — это, скорее, способность решать прагматичные задачи: например, привлечь внимание потенциальных покупателей к товару с помощью оригинального дизайна или нестандартной рекламы.
Обладающие этим качеством, имеют неоценимое достоинство — способность продуцировать и воплощать яркие, нестандартные, талантливые решения. Однако, проблем и с ними и у них — предостаточно.
Отличный специалист или большая проблема?
«Сложно, с ними, креативными…», — вздыхают менеджеры, мечтающие в срок завершить проект или сдать заказчику выполненную работу. Организованность и успешное планирование — не самая сильная сторона творчески одаренных работников. За гениальные идеи и их творческое воплощение приходится прощать таким сотрудникам многое: бесконечные опоздания, несобранность, беспорядок на рабочем столе (иногда заваленном окурками и пивными бутылками), вечно потертые джинсы, неуравновешенность и перепады настроения.
В зависимости от степени толерантности, каждый работодатель борется с этим по-своему: кто-то пытается применять репрессивные меры (отчего теряет ценных специалистов), кто-то смиряется и, пытаясь минимизировать ущерб от безалаберности «креативщиков», держит в запасе пару-тройку фрилансеров. В одной компании поступили вполне оригинально: для креативного отдела выделили помещение с отдельным входом-выходом, что позволило решить проблему с «разлагающим» влиянием на коллектив (ведь если дизайнер Дима приходит на работу к двенадцати, то бухгалтеру Вале очень тяжело понять, почему в девять она должна быть на рабочем месте). На другом предприятии начальник терпел двухмесячные запои ведущего архитектора, потому что в «ясные» периоды за неделю этот человек успевал сделать столько, сколько другие сотрудники не успевали за три месяца.
Разумеется, когда на профессиональном горизонте появляется специалист, умеющий при этом быть более обязательным, чем его коллеги, и способный на важной встрече предстать перед клиентом в костюме, — такой креативщик на вес золота.
Но зачем все это нужно? Для чего в серьезных компаниях с мировым именем менеджеры ломают голову над тем, как создать «специальные условия» для своих творческих, но таких нестабильных специалистов?
Спрос на креативность
В наше время, когда мозг современного человека переполнен информацией, а полки магазинов — товарами, любая идея, продукция или услуга нуждаются в яркой, стильной упаковке и в умелой презентации. Для этого нужен творческий подход и креативные идеи.
По данным некоторых исследований, количество компаний растет значительно быстрее, чем количество их потенциальных клиентов. Рынки становятся все конкурентнее. Чтобы привлечь заказчиков, приходится идти на невиданные манипуляции, продавая не вещь, в которой есть потребность, а все, что с этой вещью связано. Покупая часы, нас уже мало интересует просто возможность узнать точное время, мы приобретаем статус, подчеркиваем свое материальное положение, обращаем внимание на собственную неповторимость и т.п. Мы покупаем новую машину, которая должна соответствовать новой должности, хотя старая, может быть, еще в отличном состоянии. Мы заболеваем «шоппингом», и каждые наши новые туфли, пылящиеся в шкафу, — наша несбывшаяся мечта. Наши вещи подчинили себе наши чувства. Одежда стала основным способом самовыражения, потому что у нас не хватает времени «провожать по уму».
На сегодняшний день, чтобы успешно продать обычную вещь, нужно, прежде всего, наполнить ее «дополнительным смыслом» — придать ей способность выражать взгляды или подчеркивать авторитет своего хозяина. Так возник спрос на креативность.
Другими словами, дизайнер, способный придумать ложку в стиле «модерн», сигнализирующую окружающим, что у хозяйки стола отменный вкус, без сомнения, принесет компании большую прибыль. Как и рекламист, убедивший подростка, что «эта марка пива сделает тебя круче». Потому что ни ложка, ни пиво не стоили бы столько, не имей они этой дополнительной ценности.
А как же творчество?
Если относиться к креативности исключительно с такой точки зрения, может сложиться впечатление, что не нужно обладать особыми способностями, достаточно лишь улавливать и воплощать модные тенденции. И все же, с этим нельзя согласиться… Потому что, даже для создания коммерческого продукта нужен талант и профессионализм.
Автор «теории креакратии», генеральный директор агентства маркетинговых и креативных технологий «Креон» Андрей Двоскин считает, что: «творческий процесс основывается на вдохновении, способностях и традициях, которым следует автор. Если говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прикладной элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать».
И с этой точки зрения такое «прикладное творчество», в отличие от «высокого искусства», более жизнеспособно, потому что позволяет творческому человеку не только самореализоваться, но и прокормиться. Вот только будет ли воплощена в жизнь креативная мысль, решает менеджер, как когда-то меценат решал, купит ли он картину, закажет ли музыкальное произведение у автора.
А для этого одного таланта мало. В первую очередь, креативная идея должна нравиться клиенту! Поэтому любой слоган или рекламный видеоряд тестируют самыми различными методами. Помните нашумевшую историю с «социальной» рекламой — «Мама, чому я помер?» Яркий пример того, как неприятности возникли потому, что самонадеянные «спецы» не удосужились поинтересоваться мнением жителей Киева. Хотя авторы, наверняка, были в восторге от своей идеи.
К счастью, примеров удачных креативных решений значительно больше: это и рекламные ролики, фразы из которых стали крылатыми, и потрясающая ваза, сделанная из пивного бокала, и любимый брелок-талисман, с которым не хочется расставаться.
Однако, в жизни любого человека, чья деятельность связана с творчеством, есть свои проблемы. Мы много знаем о нелегких судьбах актеров, но мало — о менее «публичных», но не менее талантливых «рядовых» творческого фронта — дизайнерах, копирайтерах, рекламистах.
Нелегко быть креативным
«Креативность — это ваш успех! Научившись видеть возможности там, где другие их не видят, — вы сможете легко решать проблемы! Получив способность выйти за рамки стереотипов, вы будете свободны!» — взахлеб объясняют нам представители тренинговых компаний, расхваливая свои программы «развития креативности».
Казалось бы, что плохого в способности человека рождать новые, необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов и традиционных схем? Но почему тогда креативных представителей творческих профессий соседи-обыватели часто считают «странными» и даже «ненормальными»?
Когда психологи попытались дать ответ, отчего креативность скорее мешает, чем помогает находить общий язык с окружающими, обнаружились странные факты.
Оказалось, что люди с высокой креативностью ранимы, более восприимчивы ко всем напастям, а механизмы психологической защиты у них снижены, или даже нарушены. Объяснить это можно тем, что креативность возникает тогда, когда человек и «кожей», и умом воспринимает сложность и проблемность окружающего мира, когда он способен видеть тысячу вариантов развития событий и сопоставлять несопоставимые вещи.
Поэтому креативность — не только интересная и творческая работа, радость от результатов своего труда, но и вечная проблема выбора, сомнения и опустошенность, которую приносят неудачи. Когда у подростков, с помощью специальных методик стали развивать креативность, наравне с ней начали развиваться и такие неприятные качества, как склонность к депрессиям, повышенная чувствительность и агрессивность. Через некоторое время часть этих молодых людей вернулась к своим прежним, невысоким показателям креативности, а часть — так и осталась «на прежних рубежах», причем особого дискомфорта и жесткого «внутреннего разлада» они уже почти не испытывали. И тогда психологи пришли к выводу, что хотя повышение креативности всегда вызывает нарушение душевного равновесия, некоторые могут к этому состоянию «адаптироваться». И… получать удовольствие от своей «творческости».
Так что не для всех повышение креативности целесообразно!
Поэтому, если не склонен ваш ребенок к творчеству, — радуйтесь, избежит он глубоких и драматических внутренних конфликтов, склонен — тоже хорошо. Если сумеет реализовать себя, будет счастлив тем особым, нелегким счастьем, которое доступно творческому человеку.
Как измерить креативность
Как же узнать, в какой степени выражено это качество? Чтобы не стать жертвой нахлынувшей лавины непрофессиональных тестов, в огромном количестве расплодившихся на страницах модных журналов и просторах Интернета, можно воспользоваться проверенными и признанными методиками. Например, различными модификациями методик Торренса (Torrance), самой удачной из которых является распространенная батарея тестов Е. Туник.
В них входят задания для создания новых способов использования коробок или кирпичей, придумывание нестандартных способов решения задач и ситуаций.
Реакции и ответы на эти задания по сей день остаются основным критерием измерения беглости, гибкости и оригинальности мышления.
А если несмотря на вышеназванные сложности, возникающие при развитии креативности, вам все же захочется поупражняться, лучше сделать это в веселой, игровой форме:
- Перечислите как можно больше необычных способов использования предмета (спичечного коробка, баночки из-под кофе).
· Перечислите различные последствия гипотетической ситуации. (Например, вообразите, что случится, если все собаки вдруг разучатся лаять).
· Придумайте слова, начинающиеся или оканчивающиеся определенным слогом.
· Найдите как можно больше синонимов к определенному слову и т.п.
Кстати:
Анализ семейных отношений позволил известному российскому психологу В.Н. Дружинину сделать вывод — развитие креативности у ребенка происходит:
— в семье, где ребенку уделяют внимание, но предъявляют несогласованные требования;
— где незначительный внешний контроль над поведением;
— где есть творческие члены семьи;
— где поощряется нестереотипное поведение.
Джером Каган, профессор из Гарварда, провел исследование по проблеме креативности и пришел к убеждению, что творческие способности не являются врожденными, креативность не обусловлена генетически. «Она, — говорит Каган, — замешана на боли подросткового одиночества, на изоляции и физической неполноценности…»
|