pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Класифікатор
професій

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Ошибки – не повод для увольнения

 К сожалению, ошибки преследуют нас на каждом шагу в повседневной жизни. На работе мы вынуждены взаимодействовать с огромным количеством коллег, решать сложные умственные и физический задачи – весь этот труд тоже не обходится без допущения ошибок какой-либо стороны. Это не может не расстраивать специалиста, ведь такие оплошности ведут к гневу начальства, к выговорам, увольнениям. Так как ошибки допускают все, это вовсе не повод увольнять специалиста.

• докладніше

Для цьогорічних абітурієнтів стартують вебінари з підготовки до тестування

  Від сьогодні, тобто з 12-го травня 2022-го року, ЮНІСЕФ разом із Громадською спілкою «Освіторія» запускають щоденні вебінари з підготовки до національного мультипредметного тесту. Вебінари – безкоштовні, вступники можуть переглядати їх на платформі iLearn.

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Физика плюс лирика


Физика плюс лирика
Физика плюс лирика

Дискуссия родом из прошлого века между физиками и лириками не прекращается до сих пор. Технари и гуманитарии продолжают яростно упрекать друг друга то в поверхностности мышления, то в неприспособленности к реальным проблемам современного общества. Насколько оправдана конфронтация этих двух "лагерей"? Значит ли, что при выборе будущей профессии нужно четко размежевывать гуманитарные и точные науки? Ответ попробуем найти вместе. Не без помощи специалистов.

Занимательная арифметика
Известные стихотворные строки "что-то физики в почете, что-то лирики в загоне..." утратили былую актуальность. Ведь если в советское время примерно 70% студентов и выпускников высших учебных заведений имели техническое образование, сегодня ситуация кардинально изменилась. Места инженеров заняли менеджеры низшего, среднего и высшего звеньев, которые трудятся в самых разных отраслях экономики.
Какие специальности сегодня предлагают современные вузы? Правоведение, экономика и финансы, международные экономические отношения, менеджмент организаций, предпринимательство… Даже в крупнейших технических университетах страны появились гуманитарные факультеты - лингвистики и психологии, социологии и социальной работы, менеджмента и маркетинга… Конечно, немало абитуриентов стремятся поступать и на традиционные технические специальности, но, к сожалению, большинство из них руководствуются отнюдь не увлеченностью наукой и техникой, а возможностью получить диплом престижного вуза. Не секрет, что вступительный конкурс здесь значительно ниже, чем на популярные "экономику" и "менеджмент".
Причина такой смены приоритетов молодежи кроется не только в "переориентации" отечественного рынка труда. Как утверждают специалисты, заметно снизился уровень школьной подготовки по физике и математике: значительно сократилось количество часов в учебных планах, снизилось качество обучающих программ! Оборудование школьных учебных лабораторий давно оставляет желать лучшего: старое практически вышло из строя и абсолютно не отвечает современному уровню развития науки и техники, а новое почти не закупается. В итоге, даже достигшие успехов в изучении физики и математики ученики не знают, как пользоваться новейшими измерительными приборами и техникой!
В вузах ситуация с материальной базой обстоит не намного лучше. Преподаватели профильных факультетов констатируют печальный факт: техническое оснащение вузовских лабораторных практикумов отстает от мирового уровня минимум на 15-20 лет! "А как же специализированные гимназии и лицеи, физико-математические классы?" - спросите вы. В отличие от общеобразовательных, уровень их учебных программ значительно выше. Но многие родители предпочитают отдавать детишек на гуманитарные направления. Мол, пусть лучше изучают иностранные языки, потом поступают на юридический... Ведь с такой базой пробиться в жизни намного легче, чем в стенах какого-нибудь НИИ придумывать новые формулы или проводить научные эксперименты. Беспристрастная статистика утверждает: за последние десять лет число учеников-"математиков" сократилось практически втрое!
А как же обстоят дела у тех, кто все-таки решился штудировать точные науки в стенах вузов? Известно, что более половины воспитанников физмата не работают по специальности! И лишь 15% выпускников выезжают за границу (в основном, Европу), где сегодня очень высок спрос на научные кадры. Как ни крути, а тезис о глобальном характере технического образования пока неоспорим.
Впрочем, не все так гладко и с гуманитарными дисциплинами. В последнее время все чаще стали поговаривать о наполнении этих предметов истинным гуманистическим содержанием. К тому же, все большую популярность завоевывает идея всеобщей гуманитаризации высшего образования. Высказываются мнения о том, что и "физика", и "лирика" должны идти нога в ногу: не оспаривая первенство друг друга, а работая на высокую единую цель - воспитание всесторонне развитой личности.

Язык цифр или язык букв?
Пока чиновники от образования и науки разбираются в завтрашней эффективности и перспективности того или иного направления обучения, многие подростки уже сегодня испытывают затруднения при выборе будущей профессии. Задача намного усложняется, если ребенок еще в школе не может самостоятельно определиться между гуманитарными и точными предметами, понять, что ему ближе - уроки языка или математики. И не удивительно, ведь подчас разобраться в себе бывает нелегко даже самому эрудированному и подкованному в вопросах психологии взрослому! По словам ведущего специалиста отдела социально-психологических исследований Центра психологии и бизнес-технологий "Сигма" Юлии Барды, чтобы свести к минимуму риск ошибочного выбора профессии, крайне важно учитывать психологические характеристики, способности, интеллектуальные возможности, увлечения, предпочтения и интересы подростка. И произвести такой комплексный анализ личности под силу лишь компетентному специалисту.
- В данном случае важно иметь в виду не только гуманитарный или технический склад ума, - поясняет Юлия Барда. - Нужно понять, в какой профессиональной сфере лежат интересы ребенка, определить наиболее подходящие для него направления. Исследование позволяет "вычислить", к какому типу интеллекта принадлежат его доминирующие способности - вербальному, математическому или же технико-конструктивному.
Физика плюс лирика
Выявленные способности необходимо соотнести с интересами, а также психологической предрасположенностью к тем или иным видам профессиональной деятельности. Например, при ярко выраженных вербальных наклонностях сфера профессиональных интересов подростка может подпадать под технические направления. В этом случае можно подобрать специальности из сферы инженерии, однако именно те, где важно умение оперировать словом, четко и ясно излагать мысли, эффективно доносить их до аудитории (скажем, научно-исследовательская работа, преподавание технических дисциплин, "техническая" журналистика).
Оптимальное время для определения сферы будущей профессиональной деятельности, как утверждает Юлия Барда, - 13-летний возраст. Именно в этот период подросток оказывается перед выбором специализации школьного обучения и, следовательно, профильного класса. Психолог, призванный помочь ему в этом, должен решить непростую задачу - диагностировать не только интересы и склонности, но и уровень общего развития (IQ), структуру интеллекта, психологические особенности. Намного сложнее процедура профориентации, цель которой - выбор будущей профессии и специализации в вузе (для учащихся 10-11 классов). В этом случае учитываются и коммуникативные установки - отношение школьника к общению в целом.
Юлия Барда отмечает, что в центр обращаются не только подростки, но и взрослые, имеющие несколько специальностей и образований, но так и не получающие удовольствия от работы. - Метаться можно очень долго, теряя драгоценные годы на поиски "своей" профессии, в то время, когда многие ваши коллеги уже состоялись как специалисты, достигли карьерных высот. Такие неудачи вызывают дискомфорт и неудовлетворенность жизнью, поэтому вопрос профориентации намного глубже, чем просто определение сферы трудовой деятельности…

Мнение профи
"Математика - это новый язык, который расширяет видение. Как владение иностранными языками расширяет картину мира любого человека, так и использование языка математики расширяет картину мира гуманитария. И позволяет смотреть без страха на то, что присуще другим дисциплинам (физике или химии), заимствовать модели и проводить аналогии
…"

Само определение
Какую бы профессию вы ни выбрали, не стоит ограничивать круг интересов и спектр получаемых знаний. Бытует ошибочное мнение, что гуманитарию не с руки интересоваться техникой и точными науками, а технарю - биться над изучением языков и увлекаться театром или чтением художественной литературы. Между тем, слепо придерживаясь такого необоснованного подхода, вы заведомо ограждаете себя от новых возможностей для дальнейшего профессионального и личностного развития. Согласитесь, ведь много интересных занятий лежит на стыке "физики" и "лирики"! Немало подтверждений этому можно найти не только в истории, но и в тенденциях современного рынка труда. Например, кадровики уже сегодня советуют инженерам получить диплом МВА - мастера бизнес-управления. Считается, что у таких специалистов-технарей хорошо сформированы качества, которые могут пригодиться для успешного ведения бизнеса. Они умеют правильно ставить задачи, логически мыслить, анализировать ситуацию, пользоваться источниками информации и делать выводы на основе обобщений. Техническое образование не помешает и менеджерам, специализирующимся на продаже техники. Ведь наряду со знанием психологии общения, принципов менеджмента и маркетинга, в первую очередь, нужно на высшем уровне разбираться в объекте торговли - строении, функциях, особенностях ремонта предлагаемого клиентам товара. Если же говорить о рынке труда финансовых кадров, ведущие позиции здесь прочат математикам, освоившим навыки управления бизнесом. Одно дело - разбираться в тенденциях развития экономики, и совсем другое - оперировать сложными данными, просчитывать возможности финансовых рисков. Как же здесь без аналитического склада ума, умения выстраивать прогнозы, системного мышления...
Специалистам-гуманитариям также не обойтись без точных знаний. Например, социологическая наука не может существовать без методов математического анализа и обработки информации. А математическая статистика и логика, теории вероятности и информации - те дисциплины, без которых немыслимо профессиональное становление грамотного лингвиста.
Список междисциплинарных сфер деятельности можно продолжать до бесконечности. Как видим, в современном мире нет места для конфронтации "физиков" и "лириков". И отнюдь не потому, что в их давнем споре, как повелось шутить сегодня, уже победили экономисты и юристы. Точное и гуманитарное начала должны присутствовать в основе мировоззрения каждого образованного человека - и это аксиома, не требующая доказательств.

Из Интернет-форумов:
- На технических факультетах в течение первых двух курсов отсеивается чуть ли не половина студентов. Это, в основном, гуманитарии, заблуждавшиеся, что могут заниматься физикой или математикой. Ведь математика, изучаемая на технических факультетах вузов, существенно отличается от школьной. Как только повышается уровень абстрагирования - происходит и естественный отбор учащихся…
- На самом деле задача технаря - поиск объективной истины об окружающей действительности. Задача же гуманитария - обеспечить ее понимание...
- Гуманитарий может разобраться в устройстве пылесоса, но не может его сконструировать. Технарь может изучать историю и расширять свой кругозор, однако не может производить исторических знаний...
ПОМОЩЬ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Центр
Программы
Координаты
Центр психологии и бизнес-технологий «Сигма»
программы профориентационной диагностики «Эрудит», «Абитуриент», «Профи»
ул. Гоголевская, 39, оф. 3.1
тел. 484-3938, 484-3933
 
Юлия ДАНКОВА
Фото из архива комментатора











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!


Jobs.ua рекомендує переглянути:

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали


Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві

© 2002-2024 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту