Из кожи вон
Подсчитано, что за день ходьбы наши ноги получают нагрузку в несколько сотен тонн! Какой еще факт более красноречиво может свидетельствовать, что хорошая обувь, как и автомобиль, — отнюдь не роскошь, а средство передвижения — комфортного и безопасного. Процесс же создания качественных туфель, ботинок и сапожек вполне резонно воздвигнуть в ранг искусства, овладение которым требует не только таланта и призвания, но и ни одого года усердной учебы.
Чтобы совместить, казалось бы невозможное, изящество и удобство туфель на высоких каблуках знаменитый дизайнер обуви Сальваторе Феррагамо не посчитал зазорным влиться в ряды студентов и досконально изучить математику и анатомию стопы. Помимо решения поставленной задачи Маэстро подарил каждому начинающему обувщику положительный пример. Ведь, чтобы отшлифовать мастерство до такого высокого уровня, нужно усердно потрудиться над созданием сотен, а то и тысяч пар обуви. Причем, не только красивой, но и удобной — а это уже целая наука, освоить которую можно лишь под руководством опытных наставников. О том, что путь становления обувщика достаточно долгий и тернистый, не понаслышке известно тем, кто посвятил себя воспитанию молодых специалистов. В Киевском высшем профессиональном училище технологий и дизайна изделий из кожи уверены: совершенствованию обувного мастерства пределов нет. Поэтому, прежде всего, стараются привить ребятам любовь к профессии. Ведь только истинно преданный своему делу специалист способен найти силы для постоянного развития и роста. Кстати, это учебное заведение можно считать уникальным. Ему удалось «выжить» за годы развала отечественной экономики и полного упадка легкой промышленности, когда практически все государственные предприятия и работающие при них ПТУ были закрыты.
— Сегодня из шести обувных фабрик, работавших в столице еще лет двадцать назад, осталась только одна, да и та переживает не лучшие времена, — комментирует заместитель директора училища по учебно-методической работе Лариса Владимировна Степанова. — На смену им пришли маленькие частные предприятия, но наибольшую нишу рынка заняла обувь иностранного производства. И для возрождения национального производителя придется приложить немало усилий, в первую очередь, «вырастить» новые кадры. К сожалению, тенденция сокращения количества профильных учебных заведений сохранилась и по сей день. Наше училище — единственное в Киеве и области, где можно получить рабочие «обувные» специальности. Конечно, еще есть техникум и университет, но по собственному опыту знаю, что стать грамотным инженером-технологом невозможно, не зная азов, освоить которые можно только здесь. Обувная отрасль потихоньку пытается «встать на ноги». Отечественные обувщики поняли, что привлечь внимание потребителей можно не только качеством и доступной ценой, но и красивым оформлением изделий. Эту аксиому давно сделали для себя правилом ведущие украинские дизайнеры, представившие на последней Ukrainian Fashion Week немало эксклюзивных авторских моделей, приобрести которые были бы не прочь многие знаменитости. Впрочем, в представлениях современной молодежи профессия обувщика все равно выглядит безынтересной и неперспективной. Мальчишки хотят изучать компьютеры, а девчонки — быть секретарями. В их мечтах нет места упорному ручному труду, а ведь без него невозможно стать профи обувного дела.
— Эта профессия подразумевает постоянную работу над собой, — объясняет преподаватель высшей категории технологии обувного производства, председатель методической комиссии обувщиков Наталья Александровна Дивнич. — Ведь запросы потребителей растут ежедневно, и чтобы поспеть за ними, выпускать конкурентоспособную продукцию, которая будет выгодно выделяться среди довольно широкого ассортимента, нужно не переставая совершенствовать мастерство. К сожалению, даже у поступающих к нам ребят очень размытое представление о профессии обувщика. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель, первым делом, привил любовь и интерес к делу. Конечно, многое зависит от призвания. Ведь, если подходить к созданию обуви творчески, можно творить настоящие чудеса! У нас немало ребят, которые уже на втором курсе хорошо изготавливают обувь, даже зимнюю и нестандартных конструкций. Ученики стараются проявить фантазию, ориентируются на модные тенденции, изучают каталоги… Да и наставники всегда приходят на помощь. А успехи подогревают желание познать и освоить профессию!
В подметки мастерам
Поступить в училище можно после 9-ти или 11-ти классов, причем, даже в разгар учебного года. Традиционно девочки учатся на сборщиц верха обуви, осваивая приемы раскрой материала и пошив заготовок. Ребята — будущие обувщики индивидуального пошива — уже выполняют обтяжку и затяжку заготовок на колодке, прикрепляют низ и делают отделку. Такое распределение труда не случайно. Ведь женщине более приемлемо работать за швейной машинкой, кроить и строчить. А вот хорошо вытянуть заготовку, чтобы она не потеряла вид и форму во время носки, можно лишь приложив физические усилия, что лучше выходит у юношей. Кстати, с этого года училище получило статус заведения ІІІ уровня аккредитации, а вместе с ним — и право на подготовку младших специалистов — технологов обувного производства.
— Без специальной подготовки хорошим обувщиком стать просто невозможно, — уверена Наталья Александровна. — Ведь познать все секреты профессии можно, только работая в тесном контакте с наставником. Именно от него вы узнаете о многих нюансах, о которых не прочитаете ни в одной книжке. В противном случае созданную вами обувь будет просто невозможно носить! Конечно, нельзя переоценить роль преподавателя, «живое» общение с ним. Тем более, что ученикам лучше всего запоминается не сухой лекционный материал, а реальные примеры из жизни. Знаю по себе: если при изучении какой-нибудь темы расскажу случай из опыта работы мастером на предприятии, он надолго останется в памяти ребят. Хорошим стимулом служат и достижения старших коллег. Поэтому в первые же недели учебы устраиваем экскурсии на специализированные предприятия и фирмы. Именно там ученики могут не только увидеть современное оборудование, но и, что наиболее важно, пообщаться с успешными мастерами своего дела. Этот личный пример часто бывает решающим в определении дальнейшей профессиональной судьбы ребят…
Учебная программа довольно насыщенна: включает такие предметы как технология и материаловедение обувного производства, галантерейных изделий, черчение и конструирование. Будущие технологи изучают рисунок, историю обуви, дисциплины гуманитарного и математического циклов. Не секрет, что основополагающую роль в становлении квалифицированных рабочих играют не только теоретические знания (хотя без них никак не обойтись!), но умения и навыки. Практические занятия начинаются уже с первых шагов освоения профессии — сначала раз, потом дважды в неделю.
— Прежде всего, мастер знакомит учеников с ассортиментом обуви, оборудованием, техникой безопасности, учит элементарным навыкам работы с ножом и затяжными клещами, — объясняет Наталья Александровна. — Ведь многие из первокурсников ни разу в жизни не держали инструментов в руках! Начинается обучение с обработки деталей низа и верха, потом постепенно приступают к изготовлению легких конструкций обуви, например, текстильной и комнатных панталет. Работа с кожей не из легких и изучается только к концу первого курса. Чтобы сделать качественную кожаную обувь, необходимо знать физико-химические свойства этого материала, например, его текучесть. Так для выкраивания деталей обуви, во время носки поддающихся наибольшим нагрузкам (изгибам, растяжениям, сжатию и т. п.), нужно использовать только центральную часть куска кожи — чепрак. Подобных нюансов множество, начиная с раскроя и заканчивая химической, физической и механической отделками. Ну и, конечно же, не забываем о творчестве. С ростом мастерства ребята постепенно отходят от слепого копирования образцов из каталогов, стараются воплощать собственные творческие идеи и фантазии.
Чтоб не быть под каблуком
Как и в любом училище, практика не ограничивается занятиями в учебно-производственных мастерских. На третьем курсе ребята направляются на предприятия, где под контролем опытных рабочих шлифуют мастерство.
— Радует, что многие предприятия обувной промышленности, в том числе и частные, охотно сотрудничают с нами, — комментирует старший мастер производственного обучения Валентина Николаевна Ющенко. — И не только берут наших воспитанников на практику, но и приглашают на работу. Скажу больше: молодых кадров очень не хватает! Некоторые наши выпускники, закончив профильные высшие учебные заведения, возвращаются к нам преподавателями и мастерами. Например, директор училища Алексей Николаевич Сидоренко тоже в прошлом выпускник училища. Среди мастеров производственного обучения немало молодежи. В помощь им открыта Школа молодого мастера, где можно освоить методику подготовки и проведения занятий, писать планы-конспекты… Кстати, уникальность училища еще и в том, что здесь учится более ста детей с ограниченными возможностями. Именно благодаря открытому при учебном заведении реабилитационному центру они имеют возможность получить не только хорошее образование, но и востребованную рабочую профессию.
— Мои сегодняшние ученики — дети-инвалиды ІІ группы, и учеба дается им очень нелегко, — делится мастер производственного обучения слесарей-ремонтников швейного оборудования Григорий Соломонович Айзенберг. — Да и мне с ними сложно, хотя преподаю в училище уже более тридцати лет. Целый год изучаем общую слесарную подготовку, и только потом потихоньку переходим на швейные машины. А с воспитанниками интернатов еще труднее: зачастую они не знают даже таблицы умножения! Приходится начинать обучение практически с нуля… Немало проблем возникает и с трудоустройством. Ведь работать они могут только в специальных условиях, а на такие требования, согласитесь, пойдет далеко не каждый работодатель. Ну, а в общем, обувные специальности сулят немало перспектив. Например, служат прекрасным стартом для открытия собственного дела. Не зря ведь в былые времена детей из бедных семей старались обучить сапожному или швейному делу. Знали точно: с такой профессией без куска хлеба не останутся!
Факт
В течение дня каждый из нас делает примерно 9000 шагов. За всю жизнь набегает довольно приличное расстояние, равное четырем диаметрам земли, — около 175 тысяч кило
|