На широкую ногу
Спору нет — при покупке обуви запросам покупателей нет границ. Большинство подходит к процессу архиответственно — при выборе учитывая практически все: от функционального назначения, сезона и климата до моды и высокой эстетики. И главное — чтоб цена соответствовала качеству, поскольку, как правило, то, что радует глаз, сильно огорчает кошелек (и наоборот). Одним словом, задач производителям обуви хватает. А как быть с решениями? И есть ли они вообще? Что мы знаем об обуви, кроме своих претензий к ней? Например, то, что в ней в течение дня человек делает приблизительно 9000 шагов. Только за один сезон это выливается в цифру, обозначить которую можно только словами «шибко много». И производители учитывают этот факт самым серьезным образом. «Начиная с рисунка, — комментирует Руслан Попов, глава правления торгово-производственного предприятия «Welfare». — Главный специалист в любом обувном производстве — художник-модельер, потому что он не просто создает дизайн новой модели — он дает ей жизнь».
Д О С Ь Е
Руслан Александрович Попов, 35 лет, глава правления ЧП «Welfare». Родился в Хабаровске. Увлечения: работа, охота, рыбалка. Выбору профиля бизнеса способствовали дружеские отношения с человеком, давно им занимающимся Отношение семьи к ненормированному графику: целиком позитивное
- |
А что можно считать отправной точкой для творчества? Критерии? |
- |
|
«Чтобы понять, насколько хорошо работает сотрудник, нужно в понедельник спросить его, что ты планируешь сделать в течение недели. А в пятницу вечером спросить, что из намеченного сделано» | Модельер не должен создавать образцы, годящиеся лишь в качестве реквизита к фильмам в стиле фэнтези. Дизайнер обязан четко представлять, как эта обувь будет выглядеть на ноге покупателя, поэтому он предварительно собирает более 30 различных данных, среди которых зарисовки пальцев, мускулов и даже костей. Дизайнер-модельер может классические модели облечь в новую «обертку». Например, если к обычному валенку приделать перфорацию, пару бантиков и поставить молнию, то это будет уже не строго классическая модель, а модифицированная. На нашем предприятии на плечах модельера лежат еще и обязанности конструктора — он должен не только нарисовать будущую пару, но и дать четкие указания технологам, из каких материалов она будет состоять, начиная от номера ниток, заканчивая мануфактурой верха и выбором подошвы.
|
- |
Кто принимает эстафету из, скажем так, «первых рук»? |
- |
Задумка модельера в виде эскиза попадает в руки технологов, воплощающих его в оригинальные образцы, которые подвергаются самому тщательному анализу и контролю, проходят массу измерений. Примерки и поправки будут продолжаться до тех пор, пока мы не убедимся, что потребитель будет чувствовать себя в этой обуви совершенно комфортно. Только тогда она запускается в серийное производство. После чего последует вторая серия проверок, проводимых службой контроля качества. И уже после того, как «таможня даст добро», обувь поступает в продажу. Но маловажного или незначительного процесса нет ни на одном этапе.
|
- |
И определяющим, как следует ожидать, являются кадры? |
- |
Совершенно верно. Многие производственники жалуются на плачевную ситуацию с кадрами, но я думаю, что это лишь результат недостаточно системного подхода к производству. Раньше на каждом предприятии был плановый отдел, занимавшийся «организацией и планированием процесса», немалую толику работы которого составляли вопросы подготовки и повышения квалификации кадров. То, что система давно развалилась, не отменяет необходимости в четкой организации процесса. Если работодатель не запланирует, что собирающемуся через пару лет на пенсию профессионалу нужно уже сегодня найти достойную замену, то через три года у него специалистов просто не станет, и предприятие можно будет закрывать. Сегодня кадры «старой формации» — это лучший резерв производства и отличная школа наставничества. И не только потому, что у них есть опыт — других просто пока нет. Образование нынешней молодежи, обучающейся в сфере легкой промышленности, оставляет желать лучшего. Мы пытались приглашать на работу выпускников из университета технологии и дизайна, но практика показала, что ни один специалист не соответствует требованиям времени. Преподавательский состав с советских времен практически не менялся, а из вновь прибывших — никто не учился новым технологиям за рубежом. На производство мы принимаем как специалистов с опытом, так и без него (есть целый ряд простых операций, которым можно быстро обучиться на месте).
|
- |
Кто из специалистов наиболее востребован на сегодняшний день? |
- |
Не поверите, но больше всего нужны хорошие менеджеры по продаже. Ведь изготовить товар — это лишь начало. Для менеджера главные качества — организованность и умение планировать. Требования к опыту работы не выдвигаем: менеджер учится постоянно (новичку даем месяц на ознакомление с артикулами продукции). Но их нельзя запомнить раз и навсегда, потому что артикулы меняются каждые полгода, в зависимости от сезонов, а значит, каждые полгода менеджер будет знакомиться с новой продукцией. К тому же, специфика производства предусматривает предварительные и серийные артикулы (после запуска в производство). Менеджеру очень пригодится математическая память, потому, что когда заказчик, звонящий из любого региона Украины, говорит: «Мне нужна модель с предварительным артикулом 130 дробь пять», менеджер мгновенно должен понять, что речь о серийном артикуле 627-323 с цветами black, white, grey и т.д. Понадобится и стрессоустойчивость, ведь клиенты всячески стараются уклониться от установленных сроков платежей и придумывают сотни отговорок.
|
- |
Информация о положении отечественного производителя обуви на рынке довольно противоречива. Каково истинное состояние дел? |
- |
Чтобы понять, насколько уверенно чувствует себя украинский производитель, достаточно посетить хотя бы одну выставку, организованную кожевенно-обувным союзом Украины. Можно удостовериться, что доля зарубежных производителей — Россия, Италия, Беларусь, Турция, Польша — не превышает 30%, оставшиеся 70% — экспозиция украинских производителей. И такой показатель вполне удовлетворителен. Я знаком с представителями самых разных сегментов украинского рынка обуви, как с отечественными производителями, так и с поставщиками импортного товара. Это дает мне право судить, что плохо могут обстоять дела только у тех, чья цель — быстрое обогащение. Если относиться к бизнесу халатно, не стоит вообще заниматься производством, проще поехать на «седьмой километр» в Одессу, привезти пару контейнеров обуви и продать их. Занимающиеся производством по 13-20 лет, понимают, что организация и планирование — основа конкурентоспособности, поэтому и занимают твердые позиции на рынке. У нас есть знакомые украинские произвождители обуви, давно закупившие импортное оборудование, благодаря чему производят обувь, входящую в первую десятку наиболее продаваемых в Украине брендов в диапазоне среднего класса. Конечно, они пока уступают высокому сегменту «ультра» очень дорогих западных марок, таких как D&G, Prada и т.д., но ведь именно средний ценовой коридор — самый востребованный. Да и стоит ли говорить, что зачастую сапоги на меху итальянского, испанского или французского производства только выглядят зимними. Они и рассчитаны на теплые южные зимы, а никак не на февральский холод северной столицы Украины.
|
- |
Но вы не упомянули о китайских производителях, которых во всем мире на выставки просто не допускают. А между тем, главной проблемой развития украинского производителя считают затоваренность именно азиатской продукцией. |
- |
Рынок может быть затоварен любой продукцией: и китайской, и вьетнамской, и польской, и российской, и украинской, «национальность» обуви значения не имеет. Потребителя интересует только два критерия: цена и качество, поэтому на каждый товар находится свой покупатель. Перефразируя В. Маяковского, раз это кто-то покупает, значит, это кому-нибудь нужно, то есть, спрос, как известно, рождает предложение. Если оглянуться лет на 30 назад, в 70-80-е годы достать шелковый китайский платок, фонарик или термос китайского производства было практически невозможно, потому что это была продукция высокого качества. Увы, Китай сам изрядно подмочил свою репутацию в 90-е, продавая разваливающиеся текстиль и обувь. Еще свежи в памяти приснопамятные пуховики, у которых после первой стирки весь пух оставался в подоле или кофты с рукавами разной длины. И такой имидж — скорее на руку украин-ским производителям. Дешевую китайскую обувь покупают в основном из экономии, в надежде проносить сезон и выбросить. Но, как правило, такая обувь не служит даже сезон, так что экономии все равно не получается. Почему-то остается за кадром, что китайская обувь хорошего качества — на 20-30% дороже украинской.
|
- |
В чем же тогда основная проблема развития отрасли? |
- |
Больше всего выбивает украинского производителя из колеи несовершенный закон о защите прав потребителя, согласно которому на 100% защищен потребитель. А вот закона о защите прав производителя попросту нет. Например, регулярно фиксируются случаи намеренной порчи обуви до истечения гарантийного срока (90 дней со дня покупки) с целью возврата денег за нее. Причем, основанием для возврата служит не только деформация или брак, а даже неприятный скрип при ходьбе или отталкивающий запах. Сейчас возврат товара как недоброкачественного составляет от 1,3% до 5% товарооборота. Появилось даже понятие — «прокат обуви». По закону Украины, производитель обязан принять на 2 недели на рассмотрение «бракованный» товар вместе с заявлением потерпевшего. Но чтобы установить истинную причину повреждения, нужно делать экспертизу, средней стоимостью от 80 до 100 грн, а в отдельных случаях (если нужно разобрать полупару от подошвы до канта) — порядка 100 долларов. По закону, экспертиза должна производиться за счет конечного потребителя, но, как правило, получить с него эти деньги крайне трудно. Да и мало кто будет подавать в суд, чтобы вернуть сумму в 100 грн. Но если прикинуть количество «возвращенцев», то материальный ущерб может вылиться в кругленькую сумму, не говоря о моральном. Даже если экспертиза докажет, что повреждение не является производственным браком, особо активные покупатели на этом не останавливаются, а направляются прямиком в комитет по защите прав потребителя или даже в департамент. И тогда начинается волна проверок предприятия и магазинов.
|
- |
Почему вы остановили выбор на производстве обуви? |
- |
Обувь — товар, который постоянно востребован. Поэтому профессия обувщика не только самая нужная, современная, одна из древнейших, но и одна из самых уважаемых. Вспомните старую детскую считалку: «На златом крыльце сидели: царь-царевич, король-королевич, сапожник-портной…» Думаю, сапожник на одной ступеньке с царем оказался не даром, ведь даже цари босиком не ходят.
|
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В Бургундии XIV-XV веков знатность человека определялась… длиной носка его обуви. Принцы должны были носить обувь с носами, длиною в две с половиной ступни (примерно до 70 см), представители дворянского сословия — в две ступни, рыцари — в полторы, простые горожане — в одну. Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни — 15 см. Поговаривают, что от такого различия в широте шага и возникло выражение «жить на широкую ногу».
|