Светофорный Айболит
Неоднократно воспетую Ильфо-Петровскую любовь к пешеходу наилучшим образом символизируют… привычные всем лучи светофора. Странного здесь мало — регламентируя движение на особо ответственных участках, прибор этот выступает главным гарантом бережного взаимоотношения водителей и пешеходов. А его исправность и надежность равнозначны нашему здоровью и даже жизни. О здоровье же светофора позаботиться тоже есть кому — людям в форменной одежде — электромонтажникам светофорного хозяйства.
Светофор — самый распространенный регулировщик движения на уличных перекрестках, переходах и железнодорожных переездах. Он подскажет, когда можно переходить улицу, а когда подождать, предупредит об опасном повороте, укажет направление движения.
Создание светофора в XIX веке было продиктовано необходимостью наведения порядка в движении транспорта. Первый светофор установили 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского парламента. С тех пор газовых «сигнальщиков» заменили электрические, работающие в автоматическом или полуавтоматическом режиме светофоры.
Сегодня их исправность контролируют специальные службы. На железной дороге и в метрополитене — это сотрудники отраслевой службы сигнализации и связи, в городах вопросами обслуживания светофоров занимаются специально созданные для этих целей предприятия.
КАКОЙ СВЕТОФОР ЖЕЛАЕТЕ?
Человеку непосвященному, знакомому только с трехсигнальным светофором, пожалуй, будет любопытно узнать, что разновидности этого сигнального устройства используют не только на городских дорогах.
В системе железнодорожного транспорта светофоры устанавливают на перегонах и станциях для обеспечения безопасности движения поездов.
В работе метрополитена движение полностью автоматизировано. Поэтому сигнальные устройства применяются только во вспомогательном хозяйстве, например, в депо, отстойниках. Применяются они и на горно-обогатительных предприятиях для регулировки движения транспорта на узкоколейке.
В советские времена городская служба светофорного хозяйства входила особым подразделением в состав ГАИ. Сейчас же это отдельная структура, подчиняющаяся администрации города. Однако, городские «светофорщики» тесно общаются с дорожной службой ГАИ, которая осуществляет контроль над их работой, подает заявки на установление новых аппаратов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Джейсон Никам из штата Колорадо (США) изобрел прибор, позволяющий по желанию водителя переключать сигнал светофора с красного на зеленый. Принцип работы очень прост: инфракрасный импульс устройства воспринимается датчиком светофора, и тот переключает сигнал. Правда, при применении своего изобретения находчивый американец тут же был оштрафован бдительным автоинспектором на 50 долларов.
ВСЕОБЩАЯ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ И ТРАНСПОРТИЗАЦИЯ
Присмотр за светофорным хозяйством города — дело весьма хлопотное, как правило, в каждом населенном пункте существует предприятие, осуществляющее профилактику и контроль за светофорами. В Киеве это КП «Киевдорсервис». Специфика работы определяет структуру этой организации. Существуют различные отделы, каждый из которых выполняет свои функции. Диспетчерская служба работает круглосуточно. Сюда стекается информация о поломках и оперативно передается в отдел эксплуатации. Если светофор нуждается в серьезном ремонте, его демонтируют и передают в отдел технического обслуживания. Транспортный отдел обеспечивает мобильность ремонтных бригад, в его введении все передвижные средства и приспособления, необходимые для выезда и ремонта светофорного объекта. Строительный отдел занимается реконструкцией поврежденных кабельных линий, по которым подается электричество к светофорам, а также прокладкой новых участков кабеля. Очень специфический отдел — эвакуации — выполняет эвакуацию машин нерадивых водителей, которые разместили свою «лошадку» в неположенном месте.
МАСТЕР ОГЛЯДКИ, ПРОТИРКИ, НАЛАДКИ
Специальностей, задействованных в светофорном хозяйстве, множество. Но, несомненно, самый главный в обслуживании светофоров — электромонтажник. Специалисты, имеющие данную квалификацию, задействованы в работе всех отделов предприятия. В их задачи входит проверка работы сигнальных устройств на вверенном участке, ремонт вышедшей из строя аппаратуры, установка новых светофоров. Они также проверяют целостность электрического кабеля, обслуживающего светофоры, протирают линзы, обрезают ветки деревьев в случае, если они заслоняют прибор. Одни операции проводятся без вскрытия светофора, например, протирка линз, для других приходится его отключать. А если поломка серьезная, то демонтировать, чинить или заменять новым.
Электромонтажник обязан знать основы электротехники и механики, правила технической эксплуатации светофоров, причины возникновения дефектов оборудования, способы их предупреждения, правила и порядок испытания устройств после капитального ремонта. Обязательно — разбираться в строении светофора, принципах его работы и рабочих схемах. Соблюдение техники безопасности — непременное условие для допуска электромонтажника на участок. Светофоры крепятся не только на мачтах (металлических стойках), но и к проводам над дорогой, и зачастую мастерам приходится работать на высоте 6-10 метров на специальной вышке. Поэтому такая работа противопоказана людям, страдающим боязнью высоты или нарушениями вестибулярного аппарата. Есть и другие противопоказания: дефекты зрения и слуха, сердечно-сосудистые заболевания, болезни, связанные с потерей сознания.
Электромонтажник должен хорошо видеть и слышать, иметь правильное цветоощущение. Этот специалист имеет дело с высоким напряжением, что требует ответственности, осторожности и быстроты реакции.
Чтобы обслуживать светофоры, необходимо иметь специальность электромонтажника. Ее можно получить, окончив соответс-твующий техникум.
— Мы нуждаемся в молодых специалистах, — рассказывает Трянова Ирина Олеговна, начальник отдела кадров КП «Киевдорсервис», — особенно в электромонтажниках, специалистах со средним образованием. При устройстве на работу к нам необходимо пройти медосмотр, иметь медицинское разрешение на высотные работы.
На железную дорогу для обслуживания светофоров берут только тех, кто закончил профильные учебные заведения: электротехнический техникум железнодорожников или Академию железнодорожного транспорта. Как правило, управление железной дороги дает целевые направления для поступления в вуз или техникум. Право учиться бесплатно имеет сельская молодежь. Чтобы попасть на учебу, надо обратиться в управление «Укрзалізниці» по месту жительства. Диплом об окончании специализированных железнодорожных учебных заведений требуется и для специалиста, решившего работать в службе сигнализации и связи метрополитена.
Поначалу можно рассчитывать на зарплату порядка 1000 грн. Однако, с повышением профессионализма растет и уровень материального поощрения, высококвалифицированный электромонтажник может заработать до 2000 грн.
В работе светофорного хозяйства задействованы электромонтажники III, IV и V разрядов. Но для решившего сделать карьеру в светофорном хозяйстве понадобится высшее образование. Специалиста с высшим электротехническим с удовольствием пригласят на должность инженера-механика первой категории. В его задачи входит проверка работы контроллера, «сердца» любого светофора, его наладка и тестирование. С приобретением опыта в светофорном деле можно ожидать и повышения в должности: следующая ступенька карьерного роста — ведущий инженер. Зарплата такого специалиста составляет около 1500 грн.
Слесарь-ремонтник может и не иметь специального образования. Эти специалисты меняют и окрашивают стойки светофоров, копают траншеи под кабельные линии.
Водители, задействованные в работе светофорных служб, должны быть настоящими профи. Ведь в их задачу входит перевозка вышки, на которую взбираются электромонтажники для ремонта светофора. Поэтому обязательное условие — квалификация машиниста АП 17 (автоматического подъемника).
Особенности работы диспетчерской службы определяют плавающий график работы: диспетчеры работают в дневную и ночную смены.
Если вы, поработав в светофорном хозяйстве, решите уйти в коммерческую структуру, то специалисту подобного профиля будут рады в компаниях, занимающихся установкой световой рекламы или наружным освещением. Словом, найти применение своим знаниям и опыту можно везде.
Как и вся техника, светофоры требуют постоянного внимания. Каждый надо проверить, в нужное время починить. Так что, остаться без работы специалистам, обслуживающим светофоры, не грозит. Пока существуют «электрические регулировщики», сохранится и спрос на людей, знающих в них толк.
КСТАТИ…
В некоторых городах России появились… частные светофоры! Выложив определенную сумму в рублях, предприимчивые владельцы магазинов и ресторанов устанавливают возле своих заведений «свой» светофор. Водители волей-неволей начнут смотреть по сторонам – а именно этого заказчик и хочет добиться!
Д И А Г Р А М М А
|