pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Долаїмо творчу кризу

 Можливо, ці прості поради від психологів, зможуть допомогти вам швидко вийте з цього неприємного стану

• докладніше

Чому йдуть віддані працівники?

 Якщо заробітна платня співробітників (реальна зарплатня) не збільшувалася на протязі одного року, це, у більшості випадків, також призводить до прийняття рішень щодо зміни роботи у багатьох співробітників

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Инструктор выходного дня


Инструктор выходного дня

Инструктор выходного дня
Любая поездка или прогулка без яр ких впечатлений превращается в банальное перемещение из одной географической точки в другую. Поэтому, путешествуя, мы всегда ищем людей, которые помогут увидеть в очевидных красотах незнакомого края нечто невероятное: в неприглядных серых камнях — хвост упавшей кометы, в степях — ристалища жарких баталий, в природных пещерах — неземные обители. А как им удается увлечь нас, открывая неведомые доселе грани истории, узнаем лучше у представителей профессии экскурсоводов.

Несмотря на все наши старания и понимание со стороны руководителя фирмы, поговорить спокойно нам, конечно же, не удалось. В офисе туристической компании «ЭксЛеР», где Ольга Шамрай работает экскурсоводом, не смолкал телефон, приходили клиенты, требовала к себе внимания всеобщая любимица — кошка Муся, в общем, жизнь била ключом. Однако, за несколько относительно спокойных минут мне все же удалось задать пару вопросов. И оказалось, что трудовые будни экскурсовода не так романтичны, как представлялось.
— Экскурсовод получает заказ и ведет экскурсию на заданную тему, — начала рассказ Ольга. — Но любая обозначенная тема предполагает наличие вариаций, потому что, иногда, зайдя в автобус, мы узнаем, что туристов интересует не просто «обзорка» по городу, а, например, история модерна или жизнь Врубеля или срез художественной и литературной жизни Киева в определенный исторический период. Специфика нашей работы в том, что нужно быть всегда готовым к любым вопросам и пожеланиям экскурсантов. Когда начинается экскурсия, все садятся в одну лодку — то пространство, которое замыкает на себе экскурсовод. И окажется ли он у штурвала или на камбузе — зависит только от него.


Д О С Ь Е
Ольга Борисовна Шамрай, экскурсовод-методист ТК «ЭксЛеР»
Образование: 2 высших: Магаданский педагогический институт и Ленинградский государственный университет по специальности филология.
Выбор профессии: Подруга предложила посетить курсы экскурсоводов Леоноры Рахлиной.
Опыт работы: работала в школе, читала лекции в институте, подрабатывала корректором. Экскурсоводом работает с 2001 года. Еще обучаясь у Л. Рахлиной, получила предложение остаться и помогать с архивом, экскурсиями, каталогами, сбором материалов.

-
Обзорная экскурсия по городу — это самый простой вид экскурсии?
-
Только на первый взгляд. На самом деле под кажущейся легкостью задачи — тонны перелопаченной литературы и архивных документов. Если экскурсовод произносит хорошо заученный текст, он, скорее всего, также хорошо известен и туристам, а значит, велик риск оказаться освистанным. Любой материал должен постоянно обновляться и пополняться. На Интернет полагаться не приходится, там часто встречается непроверенная информация. Мы работаем с историческими материалами в каталогах, архивах, библиотеках: периодикой и… даже следим за прогнозом погоды. Эта профессия созвучна с актерским мастерством, приходится много работать над собой: жестами, дикцией, артикуляцией.
Сегодня много заказов на проведение экскурсий на украинском языке (им, к сожалению, в совершенстве владеют не все), поэтому некоторым приходится выучивают текст наизусть, многократно репетируя перед зеркалом. Чтобы быть хорошим экскурсоводом, нужно владеть психологией восприятия, знать, где необходимо сделать паузу-перерыв, заполнив его анекдотом, бывальщиной или стихотворением. Чередуем, как на уроке: сложный материал — первые 15 минут, потом легкий (минут 10), чтобы экскурсанты хоть что-нибудь запомнили. Например, в экскурсию по Андреевскому спуску вплетаются отрывки из Булгаковской «Белой гвардии» или «Дней Турбиных». Рассказ приобретает нестандартную форму и заставляет слушателей возвращаться сюда вновь и вновь. Нужно четко представлять, что на данный момент интересно группе. Есть экскурсоводы, излагающие только выверенные исторические факты, и предоставляющие возможность самостоятельно домысливать исторические образы… Такой подход пользуется не меньшим успехом, потому что находит своего «потребителя».


-
В «меню» туристических компаний есть все: от достопримечательностей Печерска до страусиной фермы. Как можно запомнить столько информации, чтобы проводить экскурсии на разные темы?
-
У экскурсоводов есть специализация. Некоторые ведут, например, только обзорные экскурсии по Киеву или только «еврей-ские адреса». Но у нас есть неписанное правило: «Никогда не говорить «нет»» и на вопрос: «Какую тему ведете?», отвечать: «Все». Если скажут: «Я эту тему не знаю, обратитесь к другому экскурсоводу», рискуете, что и за традиционной уже не обратятся. Экскурсовод — это вечный студент, который за одну ночь может выучить китайский язык. Поэтому большинство экскурсоводов, чтобы быть востребованными, стараются расширить круг вопросов и из той же «обзорки» вычленить подтемы, которые со временем станут самостоятельными темами. Например, генерал-губернатор Сухомлин бывал на учениях в Чернигове, поэтому найдя факты биографии, можно рассказать о нем в этих поездках, несмотря на то что это не запланировано в теме экскурсии (там своих князей и интриг хватает). Конечно, огромную массу информации удержать в голове практически невозможно: приходится систематизировать материал и вести специальную картотеку. Но пользоваться ею на экскурсии не совсем этично: подсказка в виде карточки из папки расценивается как неуважение к слушателям. Многие для запоминания пользуются ассоциативными приемами. Например, моя коллега смогла запомнить фамилию Икскюль Гельдельбант только проведя ассоциативную аналогию с Эркюлем Пуаро. Но лучший прием — повторение. Мой учитель, известный краевед и экскурсовод Леонора Натановна Рахлина, несмотря на колоссальный опыт работы, перед каждой экскурсией говорила: «Дайте мне время и тишину» и повторяла тему.
-
А ходят ли сами экскурсоводы на экскурсии?
-
Обязательно. Да еще переспрашивают у коллег, кто какую тему ведет. Если, например, даю своей группе время пофотографироваться, а рядом ведет экскурсию незнакомый экскурсовод, 100 из 100 подойду послушать (и не только я). Как правило, многие ходят к коллегам, чтобы поучиться, представить канву, которую можно взять. Или пройти изученным маршрутом, взглянуть на него со стороны. Например, мы все ведем тему «Мариинский парк», но каждый видит ее по-разному. Некоторые большее внимание уделяют истории разбивки парковых зон, посещениям его венценосными особами, другие больше рассказывают о Заньковецкой, музыкальных вечерах, проводимых в этом парке, и затрагивают тему массовых расстрелов 1918 года в Киеве. Некоторые — о Вишневском, его экспедиции за токайским вином, приезде Елизаветы Петровны, любовной интриге с Разумовским, другие — о Глинке. Кто-то — об истории Румянцева-Задунайского, который приводил дворец в порядок, кто-то о декабристах, некогда проживающих здесь. Кто-то затронет образы архитекторов, связанных с этим дворцом. То есть все по-разному раскроют одну и ту же картинку и все будут интересны. А у таких корифеев как Л. Н. Рахлина и А. Т. Халепо, половина слушателей — экскурсоводы, которые не только внимают, но и записывают на диктофон. Только порядочные экскурсоводы прямым плагиатом по темам не занимаются: выбранную тему разрабатывают и дополняют. Такая форма традиционна.


-
А бывают и нечестные экскурсоводы?
-
Инструктор выходного дня
«Профессиональный экскурсовод — своего рода фокусник, умеющий в нужный момент достать из шляпы кролика, а в последнем акте заставить выстрелить пресловутое ружье».
Конечно. Делают пиратскую копию чужой экскурсии и водят группы. Но экскурсии — это тема, а не текст, ее вынашивают годами, и сразу понятно, кто перед тобой: профессионал или дилетант. Такие лжеэкскурсоводы, порой сами того не желая, служат информационным индикатором, помогающим выявлять профессионалов. Распознать лжеэкскурсовода можно по шаблонным фразам, которыми изобилует его рассказ, по стандартному началу, например: «Киев — это город герой» и сухой статистике, которая в данный момент никому неинтересна. Не хочу сказать, что статистика не нужна, но если с нее начинается вступление — это показатель того, что человеку неинтересно заниматься разработкой темы. Каждая экскурсия полна эпизодов, разворачивающихся по ходу движения автобуса, остановок в пути и даже стояния в пробках. Если экскурсовод говорит: «Подождите, я посмотрю, что еще можно рассказать» и берет свой блокнот, это сразу выявляет человека неподготовленного. Как правило, у лжеэкскурсовода информация «не идет». Например, два часа вы гуляете по Липкам, а вам все это время рассказывают о том, как крестился князь Владимир, согласитесь, это неинтересно. Самые разумные «киевляне и гости столицы» стараются ретироваться, предпочитая открывать город самостоятельно. Таких экскурсоводов раздражают вопросы, сыплющиеся градом, и они пытаются побыстрее свернуть тему.


-
Действительно ли есть кодекс чести экскурсовода?
-
Не грех иной раз сказать, что ты чего-то не знаешь. Главное, не врать. Это один из пунктов кодекса экскурсовода. Мы работаем, чтобы восстановить правду, и не в праве перевирать факты. Тем более не имеем права на лень — непозволительно не повторить тему, ведь мы ответственны перед сонмом теней. Горько, когда школьник — молодой киевлянин — спрашивает: «А бульвар Шевченко — это в честь футболиста»? И напротив, отрадно, когда благодаря тебе слушатель приоткрывает завесу тайны, думая: «Я столько живу в Киеве, но такого не знал» и «заболевает» экскурсиями. Каждый исторический объект требует как минимум уважения. Нельзя рассказывать о том, что неинтересно самому. Люди мгновенно чувствуют фальшь и воздают по заслугам: хорошо, если просто зашушукаются, а то ведь и разбредутся.


-
Вспомните свою первую экскурсию.
-
Первая экскурсия, которую мне предстояло провести, была «обзорка» по Киеву. Когда я зашла в автобус, оказалось, что там нет ни места для экскурсовода, ни микрофона, но я твердо решила рассказать все, что знаю. Я ходила по салону, стояла в центре автобуса, шла отвечать на вопросы. После экскурсии вышла совершенно без голоса, но мой учитель Леонора Натановна сказала: «Оля, у тебя классическая экскурсия».



Байка
В среде экскурсоводов бытует легенда, что музейные работники провели неофициальный конкурс на самую короткую экскурсию. Выиграл тот, чье повествование ограничилось фразой: «Друзья мои, а теперь в благоговейном молчании мы пройдем с вами по дому, где жил великий писатель!»

 
Внимала словам экскурсовода Анна КРУПКО
Фото Екатерины ТОЛМАЧЕВОЙ











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту