Троллейбусное ДЕПОпроизводство
Как известно, отношение к общественному транспорту более чем однозначно: никто его не любит, но практически каждый им пользуется. Случается, даже заядлые автолюбители иногда пересаживаются с любимых холеных иномарок на народные средства передвижения. Но, если старенький трамвай традиционно воспринимается как прообраз бабушкиных времен, щеголеватые троллейбусы все еще остаются королями городских дорог, вождение которых — востребованная профессия. И, сказать правду, дело это не из легких… «Коммунальному предприятию «Киевпастранс» требуются ученики водителя подвижного состава…», — голосовые объявления примерно такого содержания постоянно звучат в «крупном» общественном транспорте. Подобные сообщения о «транспортных» вакансиях можно найти и во многих средствах массовой информации, и в каждом районном центре занятости. Дело в том, что сегодня КП «Киевпастранс», наибольшему предприятию наземного городского пассажирского транспорта в стране, катастрофически не хватает рабочих, в том числе, и водителей троллейбусов. По данным отдела кадров открыто более 200 вакансий для таких специалистов! И еще немного официоза и статистики: ежедневно на более чем 40 столичных троллейбусных маршрутов выходят около 415 электромашин, курсирующих с помощью 1190,9 км контактной сети. Проанализировав информацию и прикинув, что рабочий день водителя разбивается на две смены (утро-день, день-вечер), причина нехватки персонала более-менее проясняется. К тому же, по сравнению с советскими временами, популярности у профессии значительно поубавилось. Ну, не хочет молодежь, особенно столичная, крутить баранку от остановки к остановке! Другое дело, стать дипломатом или хотя бы мерчендайзером: одно название чего стоит! А вот с водителями, казалось бы, все понятно, и, следственно, неинтересно… Но транспортники уверены, низкий «спрос» на профессию вызван именно элементарным незнанием ее «плюсов» и «минусов», требований к соискателям и условий труда. Что ж, попробуем, прибегнув к помощи компетентных специалистов, провести ликбез и расставить все точки над «і».
Д И А Г Р А М М А
НОЖКАМИ К «РОЖКАМ»
Смущаетесь, что в вашем багаже нет водительских прав и «корочки» об образовании, и думаете, что именно поэтому вам откажут при трудоустройстве на вакансию водителя троллейбуса? Ошибаетесь! Безусловно, без навыков вождения и специальной подготовки к перевозкам пассажиров вас не допустят, но заботу об их приобретении на себя возьмут специальные курсы, которые существуют при каждом депо. Работа на предприятии городского пассажирского транспорта — именно тот случай, когда подготовкой кадров к трудовым будням целиком и полностью занимается будущий работодатель. От вас потребуется лишь желание и соответствие нескольким пунктам требований. Как утверждают специалисты отдела кадров одного из столичных троллейбусных ремонтно-эксплуатационных депо КП «Киевпастранс», практически все кандидаты направляются в депо районными центрами занятости. Потенциальных новичков ждет собеседование: выясняются личные качества, образовательный уровень (обязательно хотя бы «общее среднее») и регистрация (некоторые депо не могут предложить проживание в общежитии, поэтому и не принимают иногородних). Оговариваются условия будущей работы и уровень заработной платы. Если обе стороны все устраивает, приступают к следующему этапу — психологическому отбору по специально подготовленным тестам. Ведь не секрет, что не каждому дано хорошо водить автомобиль, а троллейбус — и подавно. Бывает, даже знаток правил дорожного движения, владеющий навыками вождения, оказавшись в бурном транспортном потоке, мгновенно теряется, не может сосредоточиться и взять себя в руки. Удачно прошедших проверку ожидает следующее испытание — медицинская транспортная комиссия на выявление противопоказаний к будущей работе (медленная реакция, проблемы со зрением, пребывание на учете в наркологическом диспансере и т. п.). И только получив «добро» медиков, вы становитесь полноценным кандидатом на вождение электротранспорта. Впрочем, с зачислением в штат придется повременить. Сначала необходимо пройти обучение в учебно-курсовом комбинате КП «Киевпастранс» (подробности читайте в нашем журнале «Навчання та професійні курси»). Заметим, что центр занятости не снимает вас с учета, продолжая не только вы-плачивать пособие по безработице, но и финансировать ваши «студенческие будни».
— После шестимесячного курса обучения и успешной сдачи экзаменов выпускникам присваивается квалификация водителя троллейбуса 3-го класса, — объясняет методист учебно-курсового комбината КП «Киевпастранс» Ольга Николаевна Левченко. — И только после получения прав и специальных знаний, вас гарантированно трудоустроят в одно из наших троллейбусных депо. Есть еще один нюанс: пришедшие через биржу труда новички в течение года получают дотационную заработную плату — то есть перечисленную на счет предприятия центром занятости населения. Кстати, о зарплате: ее размер зависит не только от класса водителя, но и типа троллейбуса и маршрута. Как сообщили в отделе кадров одного из столичных троллейбусных ремонтно-эксплуатационных депо КП «Киевпастранс», водителю 3-го класса после окончания курсов причитается примерно 1300 гривен. Через год показательной работы можно повысить квалификацию, пройдя месячный курс теоретического обучения и стажировку на еще неосвоенных видах подвижного состава. Водитель 2-го класса имеет право ездить на сочлененных троллейбусах — «гармошках» и претендовать на повышение оклада на 100-200 гривен. Наивысший, 1-й класс, «доступен» после двух лет работы, а также изучения теории и принципов управления всеми типами подвижного состава предприятия. Такие асы городских дорог зарабатывают еще больше — 1600-1700 гривен за норму часов. Желающие повысить жалованье могут пожертвовать одним выходным, получив за внеочередную смену двойной оклад.
ПО РАСПИСАНИЮ
Профессия водителя троллейбуса — одна из тех, которые заставляют полностью изменить жизненное «расписание», пересмотреть отношение к окружающим и привычки. Виной всему — режим работы. На маршрут выходят в две смены: первая начинается в 5.00 утра и заканчивается в 13.00. После пересменки заступает второй водитель (обычно одна машина закреплена за двумя сотрудниками), который возвращается в депо уже за полночь, в 1.00. Конечно, если ты сам должен вывести из депо первый утренний или завезти последний вечерний троллейбус, то добраться на работу и домой можно не иначе, как на развозке. Благо, она ездит четко по расписанию. К «минусам» можно отнести не только напряженный график, но и нюансы, связанные непосредственно с устройством и эксплуатацией троллейбуса как громоздкого электротранспорта.
— Троллейбус — это сплошная непредвиденная ситуация, — шутит мастер производственного обучения водителей троллейбусов учебно-курсового комбината КП «Киевпастранс», водитель со стажем Алексей Сергеевич Тарабукин. — А если серьезно, мороки действительно хватает! Кто-то норовит «подрезать», кто-то выскакивает навстречу, пешеходы под колеса кидаются… И каждый случай нужно предвидеть заранее, прочувствовав положение на дороге. Да, и ни на минуту не забывать, что 80% участников дорожного движения не знают и не соблюдают правил! А еще следить за пассажирами в салоне. Кстати, токоприемники (штанги), с помощью которых троллейбус «питается» от контактной сети, нисколько не уменьшают проблем водителю. Например, нужно постоянно менять угольные вставки между медными проводами и штангами. Медь — удовольствие не из дешевых, и от трения она стирается довольно быстро. Предохранительную же прокладку заменить намного дешевле и быстрее. Вот и ставим новые каждые два-три дня, а в дождливую погоду — по несколько раз в день! И делает это никто другой, как водитель, ведь механика рядом нет! Но это еще ничего, а если, не дай Бог, нарушится изоляция (что тоже чаще случается в дождь) и корпус троллейбуса окажется под током?! Когда у тебя над головой напряжение минимум 600 вольт, а в салоне 150 пассажиров, становится не до шуток. У каждого водителя обязательно есть диэлектрические перчатки: мало ли, придется остановиться и снять токоприемники... Впрочем, бывают и веселые моменты. Особенно интересно ездить по маршруту на второй смене под Новый год. Пассажиры в канун праздника учтивые и приветливые, угощают «по полной программе»: дарят вино, шампанское, конфеты и даже цветы! И еще один нюанс: профессия водителя троллейбуса отнесена к работам с тяжелыми условиями труда. В связи с этим право уйти на пенсию мужчины получают в 55, а женщины — в 50 лет. Но такая возможность доступна лишь профи со стажем по специальности не меньше 14 лет для мужчин и не меньше 12 — для женщин. Поэтому, исходя из выгодных для сотрудников соображений, принимают на работу кандидатов не старше 40 лет. Основной же контингент новой смены кадров транспортного предприятия составляют 18-35-летние специалисты. Кстати, принимают на работу и обучение не только мужчин, но и женщин. Скажем даже больше: 40% водителей троллейбусов — представительницы слабого пола. В КП «Киевпастранс» утверждают, что трудятся они наравне с мужчинами, а часто справляются с обязанностями намного лучше.
— Это ведь настоящая романтика и экс-трим, — рассуждает ученица троллейбусного депо № 1 КП «Киевпастранс» Юлия Козырюк. — Посудите сами: такой маленькой и хрупкой девушке как я очень импонирует сидеть за рулем огромного троллейбуса! Почему именно троллейбус? На автобус девчонок не берут, а у трамвая руля нет — разве это машина?! Просто вагон на управлении… Вот троллейбус — совсем другое дело! Честно говоря, поначалу боялась, что у меня ничего не получится, а сейчас уверена в своих силах на все сто! Среди очевидных «плюсов» профессии — стабильность, востребованность (отсутствие страха безработицы), рост заработной платы и улучшение условий труда (к концу года запланировано ввести в эксплуатацию 200 новых троллейбусов). Новые модели электротранспорта скоростные и маневренные, а также, что не менее важно, более комфортабельны и нуждаются в минимальном «уходе» со стороны водителя. А среди возможностей для карьерного роста, кроме повышения класса — переквалификация на преподавателя и воспитание достойной смены профессиональных кадров!
И С Т О Р И Ч Е С К А Я СПРАВКА
5 ноября 1935 года Киев стал вторым городом СССР после Москвы, где появились троллейбусы. На первом в Украине маршруте длиной в 3,5 км, который проходил по улице Красноармейской, курсировало 4 троллейбуса. Кстати, именно в нашей столице впервые в мире разработали техническую документацию и осуществили сцепление троллейбусов в поезда. Сегодня в Киеве действует более 40 троллейбусных маршрутов общей протяженностью около 800 км. Кстати, самый длинный в мире троллейбусный маршрут (86 км) пролег между Симферополем и Ялтой.
|