Рыцарь печатного образа
Препринт, препресс, допечатная подготовка — лишь разные названия одного и того же процесса — электронного выпуска печатной продукции. Этот этап считается самым ответственным в полиграфии. И ключевой фигурой «допечати» бесспорно признан верстальщик — специалист, облекающий в единое целое дизайн и информацию. Безусловно, те, кто занят на препресс, должны быть профессионалами своего дела. И это подвластно не каждому, кто способен лишь работать в Corel Draw. Для этого нужно нечто другое.
Д О С Ь Е
Николай Семенюк, 27 лет, дизайнер-верстальщик ЧП «Робота Плюс». Родился в г. Новая Каховка. Увлекался написанием программ на бейсике (один из самых первых языков программирования). Во время учебы в училище (в 15 лет) устроился в страховую компания оператором ЭВМ. В армии выполнял работу программиста в центре АСУ при штабе флота. Демобилизовавшись, устроился в газету «Деловые новости» наборщиком текстов. Читал специальную литературу, увлекся версткой и компьютерным дизайном, а через полгода уже работал верстальщиком, впоследствии — начальником отдела. При покорении столицы выяснилось, что в Киеве необходим другой уровень профессионализма. Николай продолжил самообразование, которое не прекращает и по сей день: читает специальную литературу, интересуется новинками.
Рисуя портрет «настоящего» верстальщика, специалисты шутят, мол, он умеет писать HTML ручками, но демонстрирует десятки способов от этого уклониться. Знает не менее половины кнопок в Photoshop, часто ездит на Петровку закупать диски с новыми плагинами к программе, и считает, что третий Photoshop лучше пятого. В отличие от многих, правильно понимает смысл слова «иллюстратор». Рабочее место верстальщика можно с легкостью узнать по кофейным следам от чашки на столе и отсутствию плакатов на стене: вокруг себя верстальщики обычно не смотрят. Особые приметы: незаметность и необычайная усидчивость. «Похоже, — соглашается Николай Семенюк, дизайнер-верстальщик ЧП «Робота Плюс». — Но самое важное, верстальщик — специалист, формирующий издание. Он компонует все материалы и создает законченный стиль газеты перед выходом в печать. Его задача сделать так, чтобы информационные материалы выглядели более наглядными и «вкусными» для читателя. То есть, чтобы было красиво и читабельно. В классическом варианте он берет поступивший из редакции текст, выкладывает его на страницу, разбивает по колонкам. Потом расставляет иллюстрации в соответствии с концепцией верстки».
- |
На первый взгляд получается очень просто… |
- |
На самом деле нет. Каждая создаваемая страница должна быть пронизана единством стиля. Нельзя упустить ни одной детали. Если верстальщик допустит небрежность, неряшливость при правке, решетчатый набор, разнобой в шрифтах, противоречие между цветами, нагромождения на одной странице и прочие огрехи — все издание потеряет вид. Помимо набора текста и вставки изображений работа верстальщика зачастую включает элементы дизайна, предполагающие творческий подход. Даже газетный текст порой насыщен сложными элементами оформления (различная конфигурация, строки и блоки по диагонали; в несколько колонок с линейками и простыми рамками, выворотками различных форматов на полосе, с оборкой клише). Надо продумывать место для каждого элемента.
|
- |
Каковы требования к верстальщикам? |
- |
Необходимы знания стандартного пакета программ (PageMaker, QuarkXpress, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Adobe Acrobat, Corel Draw) и опыт работы. Высшее образование — не панацея. От верстальщика в газетах (а это конвейер) требуется высокая скорость верстки. Для дизайнера-верстальщика также необходимо умение быстро верстать (хорошо ориентироваться в QuarkXpress и PageMaker) и рисовать (программы Illustrator и Corel), а также знание цветокоррекции для работы с готовыми иллюстрациями, большинство из которых — фотографии (в обязательном порядке Photoshop). В рекламных агентствах и глянцевых журналах выдвигается требование к креативности. В любом полноцветном издании у дизайнера обязательно поинтересуются портфолио.
|
- |
Какова ситуация на рынке труда? |
- |
|
Главное в работе дизайнера-верстальщика — союз высокой техники и хорошего вкуса. | Предложение превышает спрос. А работодатели хотят «готовых» специалистов: издательский процесс динамичен и требует, чтобы верстальщик сразу приступил к работе. Найти такого специалиста сложно, а обучать новичков накладно. Еще одна проблема — «лжедимитрии» верстки и дизайна. Общеизвестная фишка: человек прочитал первые 30 страниц «Библии Фотошопа» (или пошел на 5-ти дневные курсы). О портфолио и не слышал, но уже считает себя непревзойденным дизайнером-верстальщиком. Понятно, что для него вероятность устроиться на работу не велика. Например, у нас обязательное требование к дизайнерам-верстальщикам — совершенное владение программой Corel Draw. Многие начинают верить, что владеют этой программой, если могут сделать макет. А нужно владеть на уровне «горячих» клавиш. По-моему, «профессиональных верстальщиков» не существует: на этой должности работают те, кто или еще не вырос для более сложной работы (такие быстро вырастают и, соответственно, продвигаются вверх), либо те, у кого нет потенциала для роста.
|
- |
Практически все верстальщики — мужчины. Женщин не берут? |
- |
Так сложилось, что женщин-верстальщиц практически нет. Так же, как и среди программистов. Думаю, это связано с тем, что мужчина по натуре как ребенок, ему постоянно интересно что-то новое, особенно игрушки всякие (к которым можно отнести и компьютер), потому он первый в этих делах. Сейчас уже наметилась тенденция к появлению женщин в верстке, но их пока еще мало.
|
- |
Как обычно проходит собеседование? |
- |
Зависит от специфики работы. В основном дают задание, например, сверстать полосу материала с несколькими иллюстрациями и врезками. Могут задать вопрос: «Есть один вордовский файл с оглавлением. Из него надо сделать 20 страниц в текущем дизайне, на каждой странице по куче якорей. Как быстро вы это сделаете?» И, конечно, предлагают продемонстрировать. Если это объемная газета, такая, как «Пропоную роботу», будут обращать внимание на скорость верстки. И, безусловно, на качество, подмечая отбивочки, выравнивания, малейшие погрешности. Профессионализм верстальщика виден, казалось бы, по незаметным нюансам: таким, например, как манера открывать программу, выполнять ту или иную операцию. Если он не умеет элементарных вещей, не помогут и килограммы портфолио.
|
- |
С чего начать желающим освоить профессию самостоятельно? |
- |
Во-первых с мотивации. Как вариант — сгодится и безумное желание. Мотивацией может послужить и стремление зарабатывать нормальные деньги, в этом плане профессия верстальщика — подходящая. Во-вторых, нужно разобраться в теории верстки: почитать специальную литературу. Можно установить несколько графических программ на домашний компьютер, обложиться толстенными учебниками (например, «Photoshop шаг за шагом») и методично ночь за ночью (после основной работы) осваивать премудрости. При сильной воле со временем это приведет к более или менее заметным успехам. В домашних условиях можно попробовать делать элементарные вещи. Но верстка «для себя» — не мотивирует. Желательно делать вполне конкретные задания. Я бы посоветовал, освоив базовые навыки, сразу устроиться на работу. И пусть зарплата будет мизерной, каждодневный труд обеспечит драгоценный опыт и это позволит через время сменить место работы на более подходящее.
|
- |
Есть ли шанс устроиться на работу без опыта? |
- |
Конечно, ведь сегодня в Киеве большой дефицит полиграфических верстальщиков и дизайнеров. Существует масса фирм, экономящих на зарплатах и готовых брать студентов без опыта. Как правило, это не постоянные позиции, а приходяще-уходящие, но и этого достаточно, чтобы поднатореть. Есть и такие вакансии, как помощник дизайнера, помощник верстальщика, где тоже не требуют опыта. Можно и самому предложить свои услуги: бесплатно поработать какое-то время — сверстать или изготовить макет.
|
- |
Новое ПО делает затраты труда верстальщика минимальными. Не вытеснят ли со временем машины представителей профессии? |
- |
Новые программы намного облегчили труд, но без человеческого фактора никак не обойтись. Программу, которая сама будет верстать, трудно представить. Я знаю, что такое программирование, алгоритм и понимаю, такое вряд ли возможно. Разве только в очень далеком будущем, когда будет создан искусственный интеллект.
|
- |
Плюсы и минусы в работе. |
- |
Мне нравится моя профессия, я получаю удовольствие, делая красивые материалы, чтобы читателю было приятно взять в руки издание. Работа хорошо оплачиваемая, интересная, стабильная. Среди минусов — большая нагрузка на глаза, ведь весь рабочий день проходит за компьютером. Когда в одиночку верстаешь объемный журнал страниц за 200, испытываешь большое напряжение. В работе есть и некоторая монотонность. Отдельная проблема — работа с творческим коллективом: журналистами, редакторами (с этого места поподробнее, прим. автора). Творческие люди непунктуальны, что в принципе понятно, ибо творчества по расписанию не бывает. А верстальщик — техник. Он готов все сделать быстро и качественно, но иногда приходится в последний момент вносить правки (кардинальные и не совсем), менять заголовки, а то и вовсе переверстывать. Случается, даже перед самым выводом пленок. (Надеюсь, ты понимаешь, Николай, что я смогу это написать только дрожащей от обиды рукой, прим. автора).
|
- |
Есть ли у верстальщика перспективы карьерного роста? |
- |
Есть. В газетах он может стать выпускающим редактором (ответственный секретарь по старинке), начальником отдела. Или, один из самых ярких примеров — арт-директор нашего издания, начинавший с позиции верстальщика.
|
- |
Расскажи интересную историю из практики. |
- |
Таких историй масса. Вот, например, организатор всеукраинской ярмарки сельхозтехники заказал рекламную статью. После выхода издания в свет он вдруг в гневе бросает газету на стол главному редактору со словами: «Сами вы — кака!». Оказывается, в слове «ярмарка» получился повтор слога, и в заголовке крупными буквами вышло «Ярмаркака». Эту «политическую» историю, случившуюся накануне выборов, когда вся страна с замиранием сердца следила за рейтингами кандидатов, мне рассказали коллеги. Только из типографии поступил свежий тираж, тут же в редакцию позвонил бдительный читатель, обнаруживший ошибку: напечатано было, что В. Янукович набрал 43% голосов, а на самом деле 49%. Сверили, действительно, ошибка. Пришлось изымать оставшийся тираж и вручную исправлять цифру 3 на 9. Дело было не из легких: материал находился на 2-й полосе, поэтому каждую газету нужно было разворачивать. Справились только к 2-м часам ночи, благо исправить нужно было всего-то 2000 экземпляров.
|
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Профессия оператора верстки появилась практически одновременно с компьютерами: в конце 70-х были популярны изображения из символов и букв, напечатанные на матричном принтере. Собственно это и были первые попытки верстки с помощью компьютера в современном понимании (в эпоху «вычислительных машин» предпринимались опыты с изображениями с помощью отверстий на перфокартах, но они носили скорее прикладной характер, а вот верстка информации в перфоленте кое-где применяется и до сих пор).
|