Заправский профи
Чудесное превращение в одночасье героини фильма «Королева бензоколонки» из неумехи в грамотную заправщицу — лишь удачно выдуманная история. В реальности, далекой от задумок киношников, стать профессиональным оператором АЗС без специальной подготовки сложно: работа на заправочной станции — из разряда наиболее опасных, а отсутствие элементарных знаний (в том числе и по безопасности) может обернуться не только вычетом из зарплаты… Сотрудники современных заправочных станций мало чем похожи на своих предшественников времен повального самообслуживания, общение с которыми ограничивалось лишь оплатой за бензин и то — через зарешеченное окошко кассы. Рост авторынка, увеличение объемов потребления топлива, расширение сетей заправок и, соответственно, всевозрастающая конкуренция между «нефтяными магнатами» стали первопричиной грандиозного соревнования под девизом «у кого лучше». Причем, не только в категории качества реализуемой нефтепродукции, но и спектра предоставляемых услуг и уровня обслуживания. Ведь большинство современных АЗС — это не одинокие бензоколонки, а целые комплексы с развитой инфраструктурой: автомойками, гостиницами, магазинами, кафе и прочими заведениями, призванными облегчить дорожные тяготы путешествующих. И работать на таких предприятиях должны специалисты иного типа — знающие новейшие технологии, оборудование и компьютерные программы, готовые к общению с клиентами «лицом к лицу».
Бензиновый рай?
Интересно, что в Государственном классификаторе профессий специальность «оператор заправочных станций» появилась сравнительно недавно — вместе с тотальным расширением сети отечественных ЗС. Справочник квалификационных характеристик профессий выделяет четыре должностных разряда (в зависимости от обязанностей и профподготовки персонала, см. таблицу). И если второразрядники могут обойтись общим средним образованием и инструктажами на производстве, то для выполнения работ более широкого спектра понадобится профтехобразование и немалый стаж. Заметим: сегодня каждый сотрудник заправки должен иметь «корочку» об обучении на оператора ЗС. И это отнюдь не прихоть работодателей, а требование контролирующих органов (государственных или независимых частных экспертов). «Наезжающая» инспекция вправе проверить не только качество реализуемого бензина, но и соответствующие документы персонала заправки. Несмотря на это учебные заведения столицы, занимающиеся профильной подготовкой «пистолетчиков», — большая редкость. Готовят кадры крупные топливные предприятия, имеющие сети заправок по всей стране. Как правило, в специализированных учебных центрах, обучающих новичков, и предлагающих повышение квалификации опытным работникам. Обучением занимаются и некоторые ревизионные службы, по заказу компании знакомящие персонал с требованиями госстандартов для нефтепродуктов и нормативными документами по организации работы операторов; культурой обслуживания клиентов; технологиями ежедневной уборки комплексов АЗС. Не остаются без внимания и жалобы, поступающие по «горячим линиям»: по каждому обращению предлагаются рекомендации по устранению ошибок. Впрочем, существуют и специализированные учебные центры, в арсенале которых — курсы обучения заправщиков. Содержание программ довольно насыщенное: операционная касса, персональный компьютер, оборудование ЗС, пожарная безопасность, «топливная» теория, правила ведения документации и составления отчетности. Некоторые курсы предлагают и довольно экзотические дисциплины — например, способы защиты от гипноза (наверное, если таковой будет применяться с целью ограбления кассы). Впрочем, подобные изыски под стать голливудским блокбастерам и на рынке отечественных образовательных услуг пока не котируются.
| — Обучением операторов заправочных станций мы занимаемся около пяти лет, — рассказывает завуч учебного заведения коммунальной формы собственности «Учебно-производственный центр «Профессионал» Галина Васильевна Азарова. — Замечу, в отличие от ПТУ предлагаем не только профессионально-техническую подготовку, но и изучение охраны труда для должностных лиц и специалистов. Направления обучения выбираются не спонтанно, а в результате тщательного анализа рынка труда: спроса на специалистов и популярности профессий. В этом году пролонгирована лицензия на 29 специальностей, среди которых — и операторы заправочных станций. Профессия эта — довольно опасная, поэтому и первичное обучение персонала АЗС (в течение 2-х месяцев), и обязательная ежегодная проверка знаний (5-6 недель) требуют от преподавателей большой ответственности. Группы комплектуются по мере поступления заявок, и могу сказать: курсы пользуются неизменной популярностью — ежемесячно выпускаем 25-30 специалистов.
Заполним бак
Казалось бы, что должен уметь оператор-пистолетчик? Знай себе, заправляй авто в порядке очереди! Но современная АЗС — целый механизм, в котором довольно сложно разобраться самостоятельно.
— Заправочные станции бывают разные, — объясняет мастер Учебно-производственного центра «Профессионал» Владимир Федорович Сивак. — Одни заправляют бензином, другие — газом: в каждом из случаев требуется специфическая подготовка. Даже с «корочкой» оператора АЗС на газозаправочной станции строго запрещено работать без знания безопасных методов и приемов выполнения работ в газовом хозяйстве! Замечу, несмотря на обязательность спецподготовки заправщиков, многие топливные компании без особого энтузиазма направляют персонал на обучение. Сказывается высокая текучесть кадров: из-за сравнительно небольших зарплат и невозможности реализовать себя лишь немногие выбирают АЗС постоянным местом работы. Скорее, это прекрасная возможность подработать (для студентов и тех, кто не может найти должность по специальности). Насыщенность обучающих программ зависит от присваиваемого разряда: операторы высшей квалификации могут заправлять не только автомобили, но даже катера и самолеты! Обучение может проходить с отрывом от производства или без. Кстати, преподавать «заправскую» науку имеет право далеко не каждый, а лишь специалист, прошедший аттестацию в главном методическом центре Государственного департамента промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора Министерства чрезвычайных ситуаций Украины. Теоретический курс по спецтехнологии носит вполне прикладной характер: будущие заправщики знакомятся с назначением, строением и классификацией заправочных станций, учатся «отмеривать» бензин и другие топливно-смазочные материалы, заполнять необходимую документацию. Среди осваиваемых дисциплин — физика и химия топливно-смазочных материалов. Современный оператор должен уметь не только заправлять авто, но и консультировать: при необходимости, рассказать клиенту о марках бензина, присадочных материалах, порекомендовать продукцию, имеющуюся в магазине при заправке. Такое обслуживание — гарант не только дополнительной прибыли, но и позитивного имиджа компании. Практическая отработка навыков дополняется теоретически: многие учащиеся трудятся операторами и посещают занятия в свободное от работы время.
Как на пороховой бочке
Нередки ситуации, когда незнание и несоблюдение правил охраны труда операторами АЗС становятся причиной несчастных случаев. Не слишком сгущая краски, осмелимся напомнить эпизод, когда «пистолетчик», перекачав солярку из цистерны бензовоза в подземную резервуарную емкость, решил проверить, все ли топливо перелито, и не придумал ничего лучшего, как, открыв крышку люка бензовоза, чиркнуть… зажигалкой. Последствия подобной безалаберности были ужасающими: взрыв, охваченный столбом пламени заправщик и… ожоги 90% кожного покрова. Еще один горе-оператор умудрился упасть в цистерну с дизельным топливом во время заправки! Если бы не вовремя подоспевшая помощь, неизвестно, чем бы все закончилось…
— Вполне резонно, что именно охрана труда составляет основную часть обучения операторов АЗС, — продолжает Владимир Федорович Сивак. — Ведь правила безопасности уместны в любой сфере деятельности, даже в компьютерном программировании. Что уж говорить о заправках, где персоналу приходится работать, как на пороховой бочке! Изучается общая и специальная охрана труда, пожарная и электробезопасность, обязательно — список «запретных» действий. Например, категорически запрещено заливать бензин в полиэтиленовую или пластиковую емкость. Из-за статических токов, возникающих между топливом и пластмассой, которая, в отличие от металла, не заземляется, может появиться искра. Следует помнить, что пары бензина — взрывоопаснее, чем само топливо. Причиной возгорания может стать даже пустая емкость, в которой бензин хранился 20 или 30 лет назад. Это прямой «повод» для взрыва! Нельзя забывать и об освоении навыков оказания первой медицинской помощи: при ожогах, удушье, поражении током.
На экзаменации обязательно присутствует инспектор Инспекции газа и химии. И только в случае одобрения уровня знаний выдаются свидетельства (причем, не только оператора АЗС, но и о том, что курс охраны труда прослушан). Эти документы всегда должны быть у оператора, и он обязан предъявлять их по первому требованию. А вот не сдавшие экзамен к работе на заправке не допускаются! Кроме этого, ежегодно каждому работнику ЗС необходимо проходить проверку знаний и аттестацию на профпригодность. Ведь заправочная станция — дело нешуточное.
|