С чем у вас ассоциируется Германия? С Берлинской стеной, лучшим в мире пивом, автомобилями BMW и альпийскими лужайками Баварии? А ведь родина Гете и Шиллера славится еще одной достопримечательностью — системой высшего образования. Обучение в институтах, университетах и академиях (которое здесь «на уровне») сравнительно недорогое даже для иностранных студентов. Впрочем, поводы для поступления именно в немецкий вуз на этом не исчерпываются…
В новинах вряди-годи з’являються повідомлення, що український заробітчанин травмувався на виробництві, або втрапив у ще якусь халепу. Саме про один з таких випадків розповімо далі.
Есть специальности, представители которых никогда не сидят без рабо- ты. Водители — именно из этого числа. Потребность в транспортных услугах существует с тех пор, как изобрели первое средство передвижения. Ну, а сегодняшнее состояние рынка труда характеризуется повышенным спросом на экспедиторов и водителей-экспедиторов. В чем же суть профессии?
«Я буду говорить о специфике своей деятельности — водителя-экспедитора, — рассказывает Виталий Иванович Гуцалюк, водитель-экспедитор компании «Робота плюс». В мои обязанности входит прием товар на складе, развозка заказчикам, оформление соответствующих документов, контроль над всеми этапами доставки. Водитель-экспедитор должен знать первичную бухгалтерию, чтобы разобраться с накладными. В отличие от обычного водителя, он напрямую отвечает не только за машину, но и за перевозимый груз. Чаще всего, выступает и в амплуа грузчика. И здесь сложность его работы зависит от компании и, соответственно, типа экспедируемого товара. Скажем, на предприятиях, специализирующихся на продаже продуктов, экспедитор разгружает мешки с сахаром, мукой и т.д. А в других фирмах этот специалист выполняет почти курьерские обязанности. Что касается меня, я развожу газеты о трудоустройстве: доставляю людям последнюю надежду найти работу.
-
Предъявляются ли какие-то особые требования к экспедиторам? Например, по образованию?
-
Нет, при трудоустройстве корочек никто не требует. Нужно обладать физической силой и выносливостью, сообразительностью, умением ориентироваться в пространстве, развитой зрительной памятью. К тому же, необходимо отлично знать город. Вот меня, к примеру, сейчас с закрытыми глазами пусти, — и я проеду, расскажу, где поворот, где какой камушек лежит. А точки, в которые мы доставляем груз, подчас находятся в таких местах, куда сразу и не заедешь. Был у меня, к примеру, такой случай в начале трудовой деятельности. Нужно было попасть ночью в Оболонский центр занятости. А там, оказывается, центральный вход — с одной улицы, а заезд — с другой. Сбило с толку то, что названия-то у улиц разные! В кромешной темноте, как вы понимаете, разобраться было весьма непросто. Кстати, ночной график работы накладывает существенный отпечаток на деятельность экспедитора. С одной стороны, работать в это время суток намного удобнее, потому что на дорогах нет пробок, и можно четко рассчитать время. С другой — в темноте труднее ориентироваться. Нужно придумывать свою систему разметок ночного пространства: здесь — фонарь, там — ларек и т.д. А потом уж по этим ориентирам двигаться вперед.
-
А вам не тяжело работать по ночам? Как справляетесь с нагрузкой?
-
Я давно привык и не ощущаю связанных с этим трудностей. Хотя медики говорят, что ночная работа плохо сказывается на здоровье, думаю, многое зависит от закалки и физической подготовки. В такой работе нужно правильно чередовать периоды труда и отдыха. Вот есть у меня, например, время с полчетвертого до четырех утра — я могу эти полчаса подремать, человек-то все равно не может ночью без сна. А каждые выходные отдыхаю на даче: утром — лес, днем — сад-огород, вечером — рыбалка. Вот так и восстанавливаю силы на всю трудовую неделю.
-
Кроме особого графика работы, подстерегают ли экспедитора еще какие-либо сложности в работе?
-
А еще для меня очень важно, в какой организации я тружусь. Очень приятно осознание того, что приносишь пользу людям, нуждающимся в помощи. Они не могут найти работу, а, просмотрев ежедневник «Срочно требуются!», находят!
Да, во-первых, это погодные условия. Груз ведь приходится доставлять даже в такие нетронутые уголки города, которые никто не чистит от снега. А заезжать туда как-то нужно. И машину нигде не оставишь. Дожди — тоже помеха, поскольку продукцию все-таки сухую поставляем, и сырость для нее противопоказана.
Во-вторых, это жесткий график работы. Каждая моя поездка расписана по минутам. К примеру, сначала загружаюсь, везу газеты в одну торговую точку, в другую. До двенадцати ночи должен быть уже в «Союзпечати». Потом — еще две точки, и до двух ночи нужно еще успеть в Центр дистрибуции и прессы. Опоздал — машина ушла в регионы. Поэтому нужно вкладываться в строго обозначенные временные интервалы.
Ну, а в-третьих, водитель-экспедитор отвечает за все. Иногда ему приходится сопровождать и более серьезный груз — например, фуры по 25 тонн. А вот зарплата не соответствует уровню ответственности и выполняемой работе.
-
Случаются ли нетипичные ситуации, требующие нестандартных решений?
-
Сплошь и рядом. Однажды по пути в Ивано-Франковск, в моей машине поломалась одна маленькая запчасть. Пришлось целую неделю колесить по Западной Украине, чтобы решить эту проблему. А как вам пробитое колесо в пустынном месте в два часа ночи? Как назло, в выданной мне накануне машине не было никаких инструментов. Что делать? Стал звонить сыну, тот приехал, колесо поменяли. Поэтому я хочу всем начинающим водителям-экспедиторам дать главный совет: проверяйте, чтобы машина всегда была исправна, и чтобы все было в наличии — и трос, домкрат, и ключи… А остальное — дело техники. Работа у нас не такая уж сложная, главное — привыкнуть.
-
Как вы действуете, если по каким-то форс-мажорным обстоятельствам не успеваете вовремя привезти груз?
-
Ну, во-первых, для этого есть телефон. Во-вторых — многое в нашей работе завязано на личных контактах. Иногда прошу задержать машину, которая должна отвезти мой груз до следующего пункта назначения. Поэтому нужно быть немного психологом или как минимум общительным человеком. Я стараюсь завязывать добрые знакомства с работниками фирм, с которыми мы сотрудничаем. С одним про жизнь поговоришь, другому анекдот расскажешь, настроение подымешь. А потом, если вдруг опаздываю — наберу их номер: так, мол, и так, задерживаюсь. И они мне отвечают: «Не вопрос, подождем». Из чего складывается умение общаться? Прежде всего, нужно почувствовать настроение человека, и, в зависимости от этого, говорить серьезно, шутить или просто молчать. Мне приходилось много работать с разными людьми. В армии я был заместителем командира взвода, приходилось работать и бригадиром в ЖЭКе. Теперь просто смотрю на человека и уже примерно знаю, «чем он дышит». Могу определить характер по чертам лица, по поведению, разговору. Конечно, иногда и ошибался, но в основном попадаю в точку. Это очень помогает в работе.
-
Есть ли возможность вырасти по карьерной лестнице?
-
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Что касается «солдатов экспедиции», многое зависит от компаний, в которых они работают. В крупных конторах есть возможность, показав себя, дорасти до старшего экспедитора, потом до заместителя начальника экспедиции, до начальника экспедиции. Есть еще начальник транспортного отдела, а можно стать и менеджером по сбыту.
-
У вас за плечами много разных специальностей, но вы работаете экспедитором. Что вас привлекает в этой профессии?
-
А вы видели ночной город? Я объезжаю за ночь все районы города, все его мосты. Представляете, какая красотища? Вот что самое привлекательное! А еще для меня очень важно, в какой организации я тружусь. Очень приятно осознание того, что приносишь пользу людям, нуждающимся в помощи. Они не могут найти работу, а, просмотрев ежедневник «Срочно требуются!», находят! Только на одной стоянке, где я ставил машину, уже четыре человека благодаря нашей газете нашли хорошую работу. Вот это действительно приятно.