Наставники для почемучек
Воспитательные учреждения для малышей, с подачи немецкого педагога Фридриха Фребеля названные детскими садами, остаются востребованными и доныне. Ведь научно доказано, что даже самая заботливая бабушка и внимательная мама не заменят ребенку воспитателя — мудрого наставника, который введет его в архисложный мир. На плечи такого педагога возлагается огромная ответственность за воспитание подрастающего поколения, поэтому требования к его образованию — наистрожайшие. Не так давно дошкольные учреждения переживали не лучшие времена: сказывались последствия демографического кризиса. Сегодня, особенно в крупных городах, ситуация пошла на поправку. Рост количества детских садов повлек за собой рост спроса на рабочий персонал. Так, в прошлом году в столице насчитывалось около 400 вакантных мест для воспитателей! Впрочем, не все так радужно: в связи с низким уровнем предлагаемых зарплат (немногим более 300 грн.) молодежь не спешит пополнять ряды наставников подрастающего поколения. И хотя учебные заведения, обучающие будущих педагогов, не страдают нехваткой абитуриентов, после окончания вузов не все выпускники горят желанием работать по «детскому» направлению. Профильные училища, колледжи и университеты нашли способ улучшения сложившейся ситуации, предлагая студентам дополнительные специализации. К примеру, в Киевском педагогическом колледже им. К. Ушинского наряду с профессией воспитателя можно получить квалификацию инструктора физического воспитания, художественного руководителя, воспитателя с правом обучения английскому языку или учителя 1-го класса четырехлетней начальной школы.
— Взрослые воспринимают детство как подготовку к жизни, а для ребенка это и есть сама жизнь, — рассказывает методист Киевского педагогического колледжа имени Константина Ушинского Валентина Даниловна Крушинская. — Малыш верит в сказки и чудеса, но с возрастом его фантазия начинает угасать, оставляя в памяти лишь блеклый след. Сделать детские воспоминания яркими и выразительными и должен воспитатель. Мало какая семья может полноценно заменить профессионального наставника и детский сад. Ведь практически ни одна бабушка или мама не знает такого множества народных и авторских сказок, не сможет систематически заниматься музыкой и рисованием, не говоря уже о воспитании в коллективе. Многие думают: ну что нужно знать, чтобы работать с малышами 3-4 лет!? Оказывается, очень много. Не зря ведь еще немецкий педагог Фридрих Фребель, который сравнивал подрастающее поколение с молодыми деревьями, нуждающимися в заботе и опеке, открыл специальные курсы по подготовке «детских садовниц» — именно так раньше называли воспитательниц, а учреждения для детей — детскими садами (нем. kinder gardens). Сегодня терминология изменилась, и даже привычные для нашего слуха детские сады стали называть сухо и официально «дошкольными учебными заведениями». Неизменной осталась роль воспитателя в развитии ребенка: именно в раннем возрасте закладываются моральные устои и интеллектуальные способности. Он учится наблюдать, сравнивать, выяснять причины и следствия. «Почему листья зеленые, почему солнце светит?» — интересно маленькому почемучке. Тысячи вопросов «сыпятся» на головы мам и бабушек, но КАК правильно ответить малышу, лучше знает только воспитатель!
Ищем ответ для почемучки
Чтобы найти правильные ответы на детские «почему», нужно (как принято говорить в педагогике и психологии) быть «всесторонне развитым человеком». Какие же знания, умения и навыки скрываются за этой формулировкой? Прежде всего, психологии, педагогики и частных методик обучения. Но и это еще не все...
— Каждый воспитатель должен быть, прежде всего, грамотным человеком, — комментирует Валентина Даниловна Крушинская. — И я уверена, что для такого сотрудника не всегда достаточно образования младшего специалиста. Ведь он работает не только с маленькими детьми, но и их родителями! Дать мудрый совет, что-то подсказать молодым маме и папе — тоже обязанность воспитателя! Поэтому с недавнего времени наш вуз перешел на более высокий уровень подготовки — бакалаврат. Но и это не предел. Работнику детского дошкольного учреждения не зазорно иметь и магистерскую степень, и ежегодно 90% наших выпускников получают направления в университеты.
Если говорить о содержании образования, то, согласно государственным стандартам, каждый воспитатель должен освоить базовый компонент (65% вузовского учебного плана). Прежде всего, психологию: общую, детскую, педагогическую и диагностическую. И педагогику: общую и дошкольную, а также историю педагогики.
В курсе педагогики обязательно говорим о всех инновациях, и не только в дошкольном образовании. Предмет «Основы педагогических исследований» готовит студентов к исследовательской работе и знакомит с новинками педнауки. В каждом предмете есть место новому и интересному, например, применению современных методов работы. Так, педколлектив совместно с кафедрой дошкольного воспитания Национального педуниверситета им. М. Драгоманова издал книгу «Интерактивные методы обучения», где осветил свой опыт работы в этом направлении. Сейчас трудимся над вопросом использования приемов кооперированного обучения. А с будущего года планируем внедрять в детсадовскую практику информационные технологии.
Кроме этого, у каждого «детского» предмета есть специфика в преподавании: методика ознакомления с природой, изобразительной деятельности, формирования математических представлений в дошкольном возрасте, физического и музыкального воспитания. Ну, и как же без детской литературы — безупречного знания легенд, прибауток, сказок, песен и стихов? Не забудьте о выразительном чтении, рисовании, лепке, аппликации, ритмике, музыке, пении… Большое значение отводится ознакомлению с природой, формированию знаний о растениях, животных, флоре и фауне родного края. Есть и предметы общеобразовательного социально-гуманитарного цикла: философия (логика, религиеведение, история философии), политология, основы экономической теории, история Украины, культурология, углубленно изучается украинский язык. 35% учебных предметов выбирается по усмотрению учебного заведения, поэтому в нашем колледже преподаются русский и иностранный языки, украиноведение, углубленно изучаются дисциплины по дополнительным квалификациям. Такая подготовка дает возможность не только работать в детском саду, но и трудоустроиться в семьях, вести разнообразные кружки и секции.
Первые шаги
Чтобы стать настоящим воспитателем, теоретической подготовки недостаточно. Не обойтись без опыта, отработки педагогических приемов в реальных условиях и общения с детьми. Поэтому важная роль в обучении отводится практическим занятиям, которые проводятся в 70 лучших дошкольных учебных учреждениях столицы, работающих на основе разных систем и философских направлений. Это детсады с углубленным изучением английского языка, приоритетом физического или эстетического воспитания, авторские — Марии Монтессори, Вольдорфский, Софии Русовой. С типами дошкольных учреждений студенты знакомятся на первых курсах, потом их ждет практика в группах раннего, позже — дошкольного возраста. Переддипломная практика перед госэкзаменами самая сложная: 6 недель студенты выполняют обязанности воспитателя, заменяя его (или помогая) на рабочем месте. Параллельно «дошкольники» учатся мастерить: делают учебные пособия, шьют мягкие игрушки, создают настоящие шедевры из природного материала, вышивают. Будущие инструкторы по физвоспитанию уделяют внимание развитию физических навыков (среди таких студентов немало мастеров спорта). Но, конечно же, без любви к детям все приобретенные знания и навыки будут сведены «к нулю»…
|
Методист Киевского педагогического колледжа имени К. Ушинского Валентина Даниловна Крушинская: «Среди наших студентов немало юношей, а один из выпускников даже получил титул воспитателя года!» | — Работать в детсаду невозможно без любви, и, подчеркну, уважения к детям, — объясняет Валентина Даниловна Крушинская. — В семье об уважении к ребенку часто забывают, некорректно говоря о его ошибках и указывая на возраст. Мол, мал еще, ничего не можешь и не понимаешь! Так, излишняя опека родителей становится преградой в развитии малыша. Именно воспитатель должен поднять самооценку ребенка и научить его жить в коллективе сверстников: «Ты уже взрослый, у тебя все получится!» Конечно, в педагогический колледж в основном идут те, кто хочет работать с детьми. Возможно, у кого-то есть младшие сестренки или братишки, а кто-то, возможно, с детства мечтал стать таким же, как любимая воспитательница. Но для работы в дошкольном учреждении одного позитивного отношения к малышам недостаточно, в процессе обучения мы всеми силами стараемся воспитать настоящую любовь к детям. Обычно уже с первого курса, побывав в лучших детских учреждениях, студенты увлекаются будущей профессией. Стараемся, чтобы наши «дошкольники» общались с одаренными воспитателями, которые бы стали для них прекрасными образцами для подражания и сумели бы передать свой опыт. Конечно, встречаются и ребята, которым не дано осознать всю глубину, значимость и ответственность профессии. Такие в садиках надолго не задерживаются. Считаем, что это правильно. Ведь допускать к воспитанию детей можно только самых достойных!
|