pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Резюме

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Грядущая "утопия" глазами футуролога

 Так, например, по утверждениям специалиста, уже через пятьдесят лет вместо 218 государств на политической карте мира, мы будем иметь около 600 крупных мегаполисов, ближайшие к которым города, станут, по сути, их дальними районами

• докладніше

Инновации, необходимые современному управлению человеческими ресурсами

 К этим умным изобретениям, необходимо прикладывать не менее умные человеческие головы, умеющие и понимающие, как работать с человеческими ресурсами в условиях современного, быстро изменяющегося мира.

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Наследники печатных королей


Наследники печатных королей

Наследники печатных королей
Начиная с XV века печатных дел мастера, придя на смену переписчикам текстов, совершили настоящий прорыв в развитии мировой культуры. В отличие от средневековых родоначальников современные работники типографий вооружены новейшими технологиями и оборудованием. Впрочем, это преимущество не приуменьшает роли специальных знаний и умений, без которых в издательском деле не обойтись.

У истоков истории
Развитие полиграфической отрасли Украины и, в частности, образование этого профиля неразрывно связано с именем Стефана Кульженко — признанного короля отечественного печатного дела, превратившего Киев в центр типографского мастерства. Ему удалось создать настоящую книжную империю, на благо которой трудились воспитанные им молодые таланты — ученики Школы печатного искусства.

Наследники печатных королей
Мастер производственного обучения Екатерина Литвиненко: «Многие считают, что женщинам в печатном цеху не место. Это далеко не так!»
…А началось все еще в конце XIX века, когда полиграфия в Европе развивалась семимильными шагами. Открывались типографии, издавались новые книги, журналы, газеты и брошюры. Вот правда, Киев за европейскими темпами никак не поспевал: отработанная система ученичества в городских типографиях больше не могла обеспечивать высокий уровень выпускаемой продукции. Эта проблема беспокоила многих, и известный книгоиздатель Стефан Кульженко решил взять ее решение в свои руки — инициировать создание школы для таких специалистов. К сожалению, далеко не все владельцы типографий согласились выделить средства на это благородное дело. Но благодаря финансовой помощи мецената Николая Терещенко, спонсировавшему 10 тыс. рублей, 3 ноября 1903 года школа радушно пригласила в свои стены учеников. Вскоре учебное заведение стало гордостью городской управы, и его посещали высокопоставленные гости Киева — даже сам Государь Император! О достаточно высоком уровне школы свидетельствуют многочисленные награды — например, золотая медаль международной фотографической выставки.

Но началась Первая мировая война, затем революция, Великая Отечественная… Несмотря ни на что, заведение работало, несколько раз сменив и название, и расположение. Более чем за сто лет изменилось многое, старые профессии уступили место более современным, а школа превратилась в Киевское высшее полиграфическое училище — единственное в регионе и ведущее в стране.

Следуя традициям

Сегодня обучением рабочих кадров для полиграфической отрасли занимаются четыре профессионально-технических училища — Киевское, Харьковское, Донецкое и Днепропетровское. Безусловно, ведущая позиция принадлежит именно столичному заведению — законодателю профильного обучения для печатников.

— За более чем столетнюю историю училище не только заслужило авторитет и статус, но и приумножило свои традиции, — комментирует директор Василий Величко. — Главное правило — работать для столичных предприятий издательско-полиграфического комплекса (а их около двухсот), на которых трудятся наши выпускники. Конечно, список профессий изменился в соответствии с требованиями времени. Сегодня в училище представлен весь спектр полиграфических специальностей: мастера допечатного (операторы компьютерного набора и верстки текста), печатного (печатники плоской и флексопечати) и послепечатного (переплетчики и наладчики полиграфического оборудования) дела.

Безусловно, существует немало проблем, одна из основных — устаревшее оборудование учебных мастерских. К сожалению, даже обычай списывать в училища старые машины остался в прошлом. И если раньше давали хоть что-то, сегодня приходится перебиваться своими силами. Большая часть нового оборудования приобретается на средства родителей. Например, с помощью родительского комитета для операторов компьютерного набора и верстки текста укомплектовали четыре кабинета. А вот с печатниками дело обстоит сложнее. Возможность ближе познакомиться с современным оборудованием и главное — научиться на нем работать — только одна, на производстве.

Конечно, ситуацию могли бы разрешить предприятия-работодатели, выделив средства на укрепление материальной базы училища. Но, к сожалению, как и много лет назад, мало кто готов пойти навстречу.

Наследники печатных королей
Директор училища Василий Величко: «Ежегодно обучиться печатному делу приходит более трехсот ребят»
— В рыночных условиях каждый считает свою копейку, — комментирует Василий Величко. — Все хотят, как можно дороже продать продукцию, а вот наших выпускников получить «бесплатно». Надо отдать должное таким предприятиям, как издательство «Киевская правда», «Пресса Украины», комбинат «Украина» и ряду других: они помогают в ремонте оборудования и помещений.

Мужская территория

Большую часть учебного времени занимает производственное обучение. Для отработки навыков созданы мастерские: четыре кабинета для верстальщиков, два — для переплетчиков и по одному — плоской и флексопечати.

Прежде чем начать работать за станками, подростки проходят инструктаж по технике безопасности и знакомятся с отдельными теоретическими темами, — рассказывает мастер производственного обучения печатников плоской печати Екатерина Литвиненко. — Они изучают строение печатной машины и сам процесс работы. Не последнее место занимает компьютерная грамотность. Ведь если станки в наших мастерских довольно простые, то оборудование на производстве намного современнее, и каждая машина оснащена компьютером. Думаю, что в этом переходе и заключается основная трудность обучения.

Если говорить о самой профессии печатника, то она сугубо мужская, ведь связана с немалыми физическими нагрузками. Заказ должен выполнять один человек без посторонней помощи. Считается, что машина «слушается» своего хозяина, а от постороннего вмешательства может пострадать и качество работы, и скорость выполнения. Впрочем, бывает, что у станков стоят и женщины.

Конечно, печать — мужское дело. Но с молодежью лучше ладят женщины, — комментирует Екатерина Литвиненко. — «Мастерицам» отводят роль мам-воспитательниц, а печатать за станками нам с удовольствием помогают мастера-мужчины. Да и вообще учителя стараются, чтобы больше печатали ученики. Уже в конце 1-го курса начинается производственная практика, и хорошо успевающие ребята получают несложные задания.

Кстати, о прекрасной половине человечества на «печатной территории». Среди мальчишеского контингента группы печатников все-таки есть одна девушка — Анна Вудвуд. Смотря на эту юную красавицу с почти голливудской фамилией, сложно понять, почему она выбрала мужскую профессию. Впрочем, в училище на этот счет есть целая история. Оказывается, прийти на обучение ее сагитировали сами мастера, проводя профориентационную работу в школе. Объяснили перспективы — конечно, не стоять за станком, а вести производственное обучение. Девушка с удовольствием согласилась и сегодня нисколько не жалеет. С одногруппниками у нее проблем нет: в присутствии Ани мальчишки ведут себя намного скромнее и дисциплинированнее. Да и учителя не нарадуются: «На следующий год не одну, а двух девушек возьмем!»

Умелый переплет

Наследники печатных королей
Мастер производственного обучения Ольга Шароварская: «Стать хорошим переплетчиком невозможно без художественного вкуса»
Что ж, если у станка женщинам приходится несладко, то послепечатный цикл, в частности, переплет — их стихия. В обязанности переплетчиков входит не только соединение листков под одной обложкой, но и самостоятельное изготовление продукции: поздравительных папок, альбомов и свидетельств. Профессионалы считают, что главное в этом деле — не только умение и художественный вкус, а и любовь к своей работе, а привить ее — задача, прежде всего, учителя.

— Я сама когда-то окончила это училище, — рассказывает мастер производственного обучения переплетчиков Ольга Шароварская. — Потом работала на предприятии, параллельно училась в Украинском полиграфическом институте (филиале современной Львовской Академии печати). А в 1974 году снова вернулась сюда, уже в качестве преподавателя. Так и работаю вот уже более тридцати лет. Считаю, что очень важно к каждому ребенку найти индивидуальный подход, суметь правильно объяснить и донести суть ремесла.

Инструменты и материалы переплетчика — бумага, ткань, кожа, заменитель, клей, ножницы. Несмотря на то, что работа в основном ручная, без станков не обойтись и здесь. Например, резальная машина придает изданиям определенный формат согласно технологической карте. Соединить скобами ученические тетрадки поможет проволкошвейная машина. А нанести на обложку золотистое изображение или подпись поможет специальный пресс. Все эти приспособления идут в ход на практических занятиях, когда ученики в бригадах выполняют заказы на изготовление продукции.

Кстати, хотя в переплетных цехах типографий работают в основном женщины, в группе переплетчиков учатся и мальчишки. «Наверное, потому что это действительно очень хорошая профессия, — резюмирует Ольга Шароварская. — Ведь сегодня хороший переплетчик на вес золота!»

Кстати, присвоение рабочей квалификации по окончанию училища — отнюдь не конец в обучении типографскому мастерству. Продолжить образование можно в многочисленных высших учебных заведениях, которые дают возможность овладеть тонкостями работы в издательском деле.

 
Юлия ДАНКОВА











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні
ArendaZala.com.ua - Конференц зали Personal.ua - Пропоную Роботу Training.ua - Тренінги в Україні
Srochno.ua - Терміново Потрібні Uajobs.com.ua - Пошук Роботи Jobsite.com.ua - Знайти Роботу
© 2002-2019 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту