Личности среди наличности
До тех пор, пока «деньги любят счет», общество будет нуждаться в кассирах. «Хозяин кассы» — не только важное звено торгового или промышленного предприятия, но нередко и часть имиджа компании. Поэтому работодатель всегда рад квалифицированному специалисту по наличности. Тем более, что их постоянно не хватает…
Обучиться столь нужной и востребованной профессии можно в профтехучилищах, техникумах или на специализированных курсах, которые длятся от трех месяцев до года. (Информация — в журнале «Навчання та професійні курси»). Предвижу резонный вопрос читателя: «Зачем столько учиться? Деньги принял — кассу сдал. А считать у нас все умеют». Однако не все так просто. Помимо навыков работы с различными кассовыми аппаратами, кассир должен знать еще и множество нюансов, связанных со спецификой конкретного производства. И многие работодатели, понимая, что универсального специалиста не подготовят никакие курсы, предпочитают обучать будущих сотрудников самостоятельно, «под себя».
Я В «БИЛЕТНЫЕ» ПОЙДУ, ТАМ МЕНЯ НАУЧАТ
Взять хотя бы распространенную категорию так называемых «билетных» кассиров. Например, театральному «владельцу кассы» нужно знать обо всех постановках, уметь дать дельный совет при выборе спектакля, заинтересовать покупателя. Настоящий «театрал» владеет сведениями о режиссерах, актерских составах, жанрах постановок. От такого кассира зависит сумма выручки: у хорошего специалиста обычно есть постоянный круг клиентов, и ему удается продать практически все полученные билеты. Немного проще обстоит дело с работниками кинотеатра. Им могут предоставлять пригласительные билеты на просмотр фильмов. Но, чтобы порекомендовать ту или иную картину, кассир должен не только знать ее содержание, но и распознавать аудиторию, на которую та ориентирована. Такого специалиста учат обращать внимание на реакцию зрителей, выходящих из кинозала после сеанса. Кассиры, работающие в транспортных компаниях, должны хорошо ориентироваться в географии, давать квалифицированную справочную информацию, быстро и качественно оформлять билеты. От таких работников во многом зависит, станет ли покупатель постоянным клиентом компании.
О П Е Р А Ц И Я « Р Е К О М Е Н Д А Ц И Я »
При подборе кассиров работодатели, как правило, очень внимательно относятся к их профессиональному опыту и причинам ухода с предыдущих мест работы. Распространенная практика нанимателей — запрашивать рекомендации с последнего места работы кандидата. Таким образом, они исключают трудоустройство кассиров, уволенных за воровство или непрофессионализм.
Еще одна категория — специалисты, работающие в салонах, бутиках, магазинах, супермаркетах и торговых комплексах. Например, кассир-продавец должен уметь не только считать деньги и пробивать чеки (как это делает кассир торгового зала), но еще и рассказывать покупателям о назначении товаров и ценах на них, составлять отчеты, знать азы товароведения и даже обращаться с разного рода торговым оборудованием. Довольно часто кассиры требуются и крупным производственным предприятиям. «Офисные счетоводы» ведут отчетность, заполняют кассовые книги, ведомости на зарплату, приходно-расходные ордера и другие документы. Зачастую такому работнику приходится составлять и передавать в банк расчетно-платежные документы, поэтому он должен знать еще и банковские операции. Самим банкам тоже требуются «хозяева касс». Начинающего специалиста без опыта работы могут взять на должность кассира для пересчета наличных. Его деятельность заключается в простой сортировке купюр. После дальнейшего обучения (при банке) у него есть шанс продвинуться по карьерной лестнице — например, работать в пунктах обмена валют. В среде банковских кассиров эта должность считается своего рода «потолком» роста.
КАССА ИЗБРАННЫХ
Вообще, бытует мнение, что кассир и карьера — «вещи несовместимые». Это не совсем так, поскольку есть нюансы, достаточно интересные, чтобы на них остановиться. Во-первых, работа этого специалиста подразумевает точное следование инструкциям и предписаниям, поэтому отличиться здесь довольно трудно. Во-вторых, в силу высокой текучести и постоянной нехватки квалифицированных кадров (что связано со сложным графиком работы и сравнительно низкой оплатой труда) работодатели очень неохотно переводят хороших работников на вышестоящие должности. Но во многом это зависит от внутренней политики и стратегии развития компании. Как стать исключением из правил? Во-первых, не нужно смотреть на свою специальность, как на некий «трамплин» к более заманчивой профессии. Во-вторых, важно зарекомендовать себя не только отличным специалистом, но и честным, ответственным человеком, умеющим хранить доверенные ему коммерческие тайны. В-третьих, необходимо успешно пройти аттестацию, отучиться на курсах повышения квалификации или, если метите на «топовые» позиции, получить высшее экономическое образование.
С О И С К А Т Е Л Ь В «К А С С У»
Типичный портрет кассира, которого хотели бы видеть в своем штате киевские работодатели: Ответственный, стрессоустойчивый, легко обучаемый «трудоголик» от 20 до 40 лет, желательно со средне специальным или даже высшим образованием и умением работать на ПК. Опыт работы приветствуется.
На каждом предприятии — свои ступени роста. Например, в супермаркете кассир может стать сначала старшим кассиром, затем администратором торгового зала, управляющим и т. д. В обычной компании может претендовать на позицию бухгалтера (при условии дополнительного обучения). «Но для многих кассиров лучшим карьерным прыжком становится трудоустройство в банк в управление налично-денежного обращения, — говорит кассир одного из киевских банков Алина Б. — Кстати, работать там гораздо приятнее и интереснее, чем в обычном магазине. Все дело в уровне аудитории, с которой общаешься». Причем, если вы намерены продолжать карьеру и дальше, ориентируйтесь на политику банка в вопросе продвижения специалистов. Например, некоторые руководители считают разумным поставлять молодых, но уже имеющих опыт, кадров из этого управления в другие отделы (кредитования, банковских карт, обслуживания юридических лиц и т. д.) Динамика продвижения молодых специалистов в таких компаниях зависит лишь от их желания получить образование и уровня профессиональной подготовки.
И СНИТСЯ НАМ НЕ ШЕЛЕСТ АССИГНАЦИЙ…
А в связи с развитием банковских структур и открытием все большего количества офисов, спрос на кассиров на рынке труда, судя по всему, не уменьшится. Кроме высокой востребованности и — в ряде случаев — бесплатного обучения (а иногда и бесплатного питания), положительным моментом профессии можно назвать заинтересованность работодателя в сотруднике. Ведь кассиры нередко владеют разного рода коммерческой информацией: о клиентах, наличных оборотах, правилах работы и т.д. Руководство понимает, что с увольнением ценного специалиста подобного рода информация может уйти «на сторону», поэтому проявляют к нему некоторую лояльность. С другой стороны, никто не закроет глаза на очевидные промахи кассира, ведь они связаны как с финансовыми потерями, так и с имиджем компании. И провинившихся кассиров безжалостно штрафуют, несмотря на то, что ошибки иногда допускаются из-за элементарной усталости. Например, в супермаркетах продолжительность стандартной смены — 12 часов, и так — целая неделя монотонной работы. Затем — неделя отдыха, и все сначала.
Не добавляют бодрости и постоянные стрессы: негативные эмоции покупателей, грубое обращение коллег... Еще один неприятный сюрприз — кассиров можно отнести к группе риска по сезонным инфекционным заболеваниям, ведь супермаркеты — места большого скопления людей. Часто простужаются и болеют те «специалисты по наличности», кто в силу специфики работы вынужден находиться в холодных помещениях (как правило, там, где хранятся скоропортящиеся продукты). Но все же самый главный недостаток профессии — это недостаток денег. Нет, не в кассе — в кошельке работника. В среднем кассир получает от 350 до 1000 грн. Зарплаты банковских работников немного выше — от 1250 грн. Но такая оплата труда не соответствует ни нагрузкам, ни уровню ответственности.
К А С С И Р Н Ы Й С К А Н Д А Л
Не секрет, что иногда кассиры подвергаются разбойным нападениям. Исход таких ситуаций во многом зависит от хладнокровия, сообразительности и скорости реакции кассира. Так, в одном американском магазинчике грабитель попытался напасть на кассира. Однако тот решил не сдаваться без боя. Не ожидавший отпора налетчик бросился к выходу под градом летящих ящиков с деньгами.
Впрочем, не секрет, что многие рассматривают эту работу как временную. И в этом смысле она, безусловно, удобна: для многих работодателей не имеет значение ни опыт кандидатов, ни их образование. Главное — личные качества (порядочность, ответственность, дисциплинированность), ведь кассир — лицо материально ответственное. А с этим у большинства проблем не возникает. И, если постараться, можно подыскать место работы с удобным для себя графиком, месторасположением и дружным коллективом.
|