Непредвиденные обстоятельства случаются с каждым, и соискатели не являются исключением в данном случае. Возможно, с вами уже случались ситуации, когда из-за непредвиденных обстоятельств вы опаздывали на собеседование, или вам приходилось его просто отменять. Тогда эта тема вам не только понятна, но и близка.
У Верховній Раді на початку вересня було затверджено проєкт закону, який встановлює додаткову підставу для звільнення з ініціативи роботодавця. А саме за колабораціонізм, тобто співпраця з агресором і вчинення дій, які завдають шкоду державі та її національній безпеці.
Билык Александр Степанович, главный консультант по вопросам логистики, безопасности и организации совершенствования компаний, так?
-
Получается, так. Для нашей страны логистика — наука условно новая (в классификаторе профессий специальность «менеджер по логистике» появилась буквально пару лет назад). Специалистов с соответствующим опытом работы не так уж много, а настоящих профи и вовсе единицы.
-
Вы — настоящий профи?
-
Многие так считают. Я могу лишь сказать, что работаю в логис-тике с 1983 года, и за это время, разумеется, успел разобраться во многих вопросах. Так что руководители фирм нередко обращаются ко мне за консультациями или с просьбой обучить их персонал азам и тонкостям профессии.
-
А с чего начинали вы?
-
Впервые я столкнулся с логистикой, когда работал коммерческим директором. В компании появились международные контракты, а вместе с ними возникла необходимость в заключении договоров за рубежом, ведении переговоров, подготовке и транспортировке грузов с последующим размещением их на складах. Одним словом, в специалисте, решающем вопросы с таможней и разрешениями на ввоз товара. Например, однажды мои партнеры договорились о поставке в Украину партии медикаментов. И вот лекарства прилетели... В общем, пришлось в срочном порядке решать вопросы с таможней, хранением, реализацией и учетом остатков. Не говоря уже о том, что изначально понадобились различные разрешительные документы.
-
В те времена ведь еще не было термина «логистик»? В чьи профессиональные обязанности входили вышеперечисленные задачи?
-
Внешнеэкономической деятельностью тогда пытались заниматься все, кому не лень. В основном, это ложилось на плечи топ-менеджмента, и далеко не всегда они выдерживали обрушившуюся «тяжесть». Тем более, если учесть, что определенной структуры не существовало. На сегодняшний день логистика разделена на три основные составляющие: закупочная, транспортная и складская. Начинается все с приобретения товара (закупочная ветвь), затем возникает необходимость в его транспортировке (транспортная), а потом и в хранении (складская). Своеобразная эстафета. Правда, это не строгая цепочка. Все зависит от обстоятельств.
-
А обстоятельства бывают разные…
-
Совершенно верно. На Западе, например, давно существует определенная логистическая система. Однако, когда зарубежные специалисты пытаются применить ее к нашей стране, нередко возникают трудности. Дело в том, что украинская логистика не похожа ни на одну из существующих в мире.
-
И в чем специфика нашей логистики?
-
В местном менталитете. Однажды мне пришлось срочно вылететь во Францию, чтобы за полчаса разобраться с вопросом, в котором французские коллеги копались не один день. Трудность заключалась в том, что они подходили к делу по-книжному, напрочь забывая о человеческом факторе и особенностях ведения бизнеса в Украине.
-
Как часто логистику приходится покидать кабинет и мчаться на место событий? Или вы постоянно в разъездах?
-
Сейчас к логистикам причислены даже экспедиторы, так что иерархия специальности потихоньку формируется. Ведущий логист, в идеале, должен сидеть в кабинете, получать информацию, анализировать ее и корректировать дальнейшие действия фирмы. В то же время, он должен быть готов в любой момент выехать в командировку и провести переговоры с партнерами не по телефону, а лично.
-
То есть, в идеале, все решается по телефону?
-
Причем, иногда телефонные переговоры не менее важны, чем личные. Я однажды чуть дорогую машину не разбил, потому что нужно было срочно решить возникший вопрос. Разговор велся по сотовому, а мобильные тогда только появились, они были громоздкими и неудобными. Да и привычки вести переговоры, находясь за рулем, еще не было.
-
Там, где существует груз, существуют и проблемы с ним.
-
Поэтому я рекомендую не только страховать перевозимый товар (дорогостоящие грузы страхуются в обязательном порядке), но и подстраховывать. То есть, обеспечивать сопровождение надежной охранной фирмы, как минимум, по территории нашей страны. Расходы в этом случае вполне оправданны, ведь потеря груза (даже при полном возмещении стоимости страховой компанией) может превратить ведущую фирму в аутсайдера. Представьте, что теряется уникальный груз, стоимостью в несколько млн. долларов, что далеко не самое ценное. Главное, что он был изготовлен под заказ, в другой стране. И чтобы повторить попытку, нужно ждать около полугода и более. За это время можно потерять не только деньги, но и статус, потому что конкуренты, как известно, не спят.
-
Логистическая служба всегда сотрудничает со службой безопасности?
-
Департаменты логистики и безопасности во многих аспектах связаны между собой. Без них невозможно полноценное организационное совершенствование компании. Это обширная, глубокая тема, которую в двух словах не изложишь. Готов ответить на касающиеся профессии вопросы по электронной почте: mailto:alexbilyk@businessystem.com.