Традиционно тренинговые кампании проводятся за городом, в специально арендованных для этого случая пансионатах или спортивных базах. В то время, когда тренер громко приветствует участников группы, рассказывая, зачем они здесь собрались, некоторые уже думают: «А что здесь делает этот зануда в галстуке с фломастером, колокольчиком и песочными часами? Ах, да! Он нас будет мучить восемь часов, вместо того, чтобы дать нам хотя бы раз в году расслабиться на природе».
2.
Во время тренинга практически всех участников не оставляет желание отказаться от какого-нибудь упражнения, ведь самое страшное, что может случиться: не засчитают баллы. Другими словами, на тренинге нет реальной экстремальной ситуации, а, значит, обязательно найдется парочка скептиков, пассивно отсиживающихся в углу и хихикающих над остальными. Безусловно, это расхолаживает команду в целом. Согласитесь, одно дело, когда приходится просто переносить на руках полную бухгалтершу Марию Ивановну по заданию инструктора, и совсем другое, когда Марию Ивановну нельзя не перенести через реку, в противном случае она достанется на съедение волкам. Поэтому некоторые американские тренеры предпочитают проводить экстрим-тренинги, к примеру, в Большом Каньоне.
3.
Еще один аспект тимбилдинга — привыкание. Один раз можно попрыгать через веревочку, во второй — склеить из туалетной бумаги автомобиль. Но нельзя забывать о законе предельно убывающей полезности: каждый последующий тренинг раза в два менее эффективен, чем предыдущий. В результате, все большее количество сотрудников начинают относиться к тренингам как к прихоти работодателей, а некоторые просто пытаются «расслабиться и получать удовольствие», что также не увеличивает пользу.
4.
«Натренированная» команда может болезненно воспринимать появление новых людей и не менее остро переживать уход старых членов группы, особенно лидера. Особо «восприимчивые» к обучению могут начать выживать из коллектива тех, кто, по их мнению, не вписывается в команду.
5.
Команда должна сплачиваться на профессиональной основе, а не в результате коллективного оклеивания директора туалетной бумагой. Иначе можно получить не монолитную команду специалистов, а компанию альпинистов, гимнастов и выпивох...