За моих пациентов говорят люди
До этого каждый из братьев занимался частной практикой. Феликс Романович Карчемский, кроме прочего, работал в ветеринарной службе Киево-Святошинского района Киевской области, год трудился в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. Работать по специальности начал на втором курсе Национального аграрного университета Украины (факультет ветеринарной медицины). Стоит отметить, что работа не только позволяла практиковаться, но и помогала в учебе. Студент дежурил на ночных сменах в одной из киевских ветклиник. В то время по ночам клиентов практически не было (по большей части экстренные случаи), что позволяло учиться. Постепенно, когда люди узнали, что на прием к зоодокторам можно приходить в любое время, появились клиенты. Их поток все возрастал, вплоть до того, что к часу ночи могли привести щенка на прививку. Объясняется это не специальными тарифами, а тем, что у многих просто нет другого времени, чтобы заняться здоровьем домашних любимцев.
Ко второму году дежурств относится и первая самостоятельная операция Феликса, когда в клинику поступила собака с заворотом желудка. «Правильнее назвать болезнь острым расширением желудка. Заворот, в данном случае, следствие. Это серьезная патология, требующая экстренного вмешательства. В то же время, я редко вспоминаю об этом случае, ведь сама по себе операция несложная. Конечно, тогда со мной на смене был только фельдшер, так что вся ответственность лежала на мне. В общем, прооперировали пса. Справился я», — рассказывает доктор. |
«Животное — собственность владельца и он имеет право решать, что с ним делать. В то же время, если собаку хотят усыпить, потому что она не нужна, я стараюсь этого не делать. Бывают случаи, когда можно было бы или лечить, или не лечить (то есть, заранее не ясно, поможет лечение или нет). Обвинять людей в том, что они не хотят брать на себя такую ответственность, в общем-то, сложно. Хотя со своей собакой мы возились до последнего дня». | |
РАБОЧИЕ МОМЕНТЫ
В современной украинской ветеринарии разделения между ветеринарными терапевтами и, скажем, хирургами практически не существует. Большинство специалистов — мастера на все руки. Исключение — стоматология, сильно отличающаяся от всего прочего. «Один из моих однокурсников сейчас специализируется именно на стоматологии. Так он ориентировался на это направление с самого начала. Мы же за какие-то вещи просто не беремся. И не всегда потому, что не хватает знаний. Кроме них бывает необходимо специальное оборудование», — уточнил Феликс Романович. Вариантом решения можно считать сотрудничество с медиками, лечащими людей. Клиника братьев Карчемских, скажем, обращается за помощью к окулистам, когда необходимо провести операцию на глазах животного. Органы зрения человека и зверя устроены похоже, так что человеческому врачу не составляет труда прооперировать глаз собаки или кота.
Работают столичные ветеринары преимущественно с мелкими домашними животными. Иногда поступают вызовы к дворовому зверью. А диких животных лечить чаще всего не берутся. Здесь нужно точно знать специфику. Впрочем, когда на прием привели енотовидную собаку, с ней все было понятно. «Собака она и есть собака. Хотя енотовидные ближе к лисам. Ребята решили воспитывать ее, как домашнюю, а это пушной зверь, который так и остался диким. К сожалению, люди не всегда понимают, что дикие и продуктивные (пушные, мясные и т.д.) животные — редко оказываются хорошими компаньонами. В результате таких экспериментов по одомашниванию, у их владельцев возникают проблемы с содержанием питомцев дома, что порой заканчивается травматизмом», — вспоминает врач. Случается, что на кастрацию приносят кота, а при осмотре выясняется, что это кошка. Или собачка, по мнению хозяина слишком растолстевшая и нуждающаяся в диете, оказывается всего лишь… беременной. Если кому-то и бывает смешно в подобных ситуациях, то только хозяевам. Для ветврача это — рабочие моменты.
Особенность работы ветеринарного врача в том, что пациент не может сам рассказать, что же именно его беспокоит. В такой ситуации на владельцев ложится серьезная ответственность — своевременно обратить внимание на недомогание любимца и постараться наиболее точно передать наблюдения врачу. По этой причине во время приема в ветеринарной клинике общению с владельцем уделяется не меньше времени, чем осмотру больного животного. «Одной из самых сложных задач является выделение тех чрезвычайно важных нюансов, которые помогут разобраться в состоянии животного и, в конечном счете, дадут возможность оказать ему помощь на основе той информации, которую считает нужным сообщить владелец. Некоторые разговорчивые клиенты пытаются выложить все не только о животном, но и о себе, что не всегда уместно, — подытожил Феликс Романович. — Впрочем, слушать — это тоже ответственная часть нашей работы. Очень важно, чтобы обратившиеся за помощью люди серьезно относились к вопросам, которые им задают при осмотре, и к рекомендациям специалистов». |