Ставка по КРУПному
Свежий взгляд
Широкое использование новых технологий в производстве и современных стандартов в строительстве не могло не сказаться на рабочих профессиях, в том числе и сантехнической. Понятно, что и к подготовке таких специалистов появились абсолютно другие требования. |
|
— Образ современного сантехника значительно отличается от тех специалистов, которых мы обучали лет пять назад, — комментирует заместитель директора по учебно-производственной работе Высшего профессионального училища №25 Людмила Юрьевна Сологуб. — Ведь если раньше в работе использовались традиционные материалы, к примеру, чугун, то сегодня ассортимент достаточно расширился — пластик, акрил... А это предполагает и новые технологии, и инструменты, да что там говорить — сама специфика труда изменилась!
В Высшем профессиональном училище №25 также стараются по мере возможностей не отставать от прогресса, следовать новым тенденциям в подготовке кадров, а значит, — выпускать высококлассных специалистов. Ведь, как утверждают экономисты, высокая производительность труда только на треть зависит от инвестиций, а на две трети — от персонала.
— Обучение сантехническому ремеслу у нас представлено довольно узкой, причем интегрированной специальностью «монтажник санитарно-технических систем и оборудования, электросварщик ручной сварки», — объясняет директор училища Юрий Леонтьевич Морзе. — Но я считаю, что сегодня она требует расширения с учетом новых технологий в строительстве. Ведь в каждом здании устанавливаются не только сантехнические, но и вентиляционные системы и кондиционирование. Почему бы за эту работу не взяться сантехникам — это тот же монтаж, сварка, трубы… Специальность давно пора доработать и переименовать на «монтаж санитарно-технических, вентиляционных систем и кондиционирования воздуха», а также изменить учебные программы и планы. Может, именно расширение спектра выполняемых работ и поднимет престиж профессии сантехника в глазах молодежи. Многие ребята предпочитают рваться в вузы и получить «высшее», даже не имея для этого способностей. По словам министра образования, на одного рабочего — выпускника профтехучилища приходится четыре инженера — выпускника вуза (если быть точным в численном соотношении — 1: 4,5)! Вот такой парадокс! А потребность в рабочей силе очень высока и растет с каждым днем.
Доля творчества
Обучают сантехнической профессии в профтехучилищах, в частности в Высшем профессиональном №25 — учебном заведении третьего уровня акредитации, приравниваемом к техникумам.
В обучающих программах рационально сбалансированны теория и практика. Изучаются спецтехнология, материаловедение, черчение (без освоения этих дисциплин невозможна дальнейшая работа), начальные умения и навыки оттачиваются на занятиях в учебных мастерских с первого курса. Дальнейшее освоение профессии проходит непосредственно на предприятиях.
— Техника развивается настолько быстро, что мы не успеваем, да и не имеем возможности, обновлять мастерские дорогостоящим оборудованием, в результате, обучение очень оторвано от реального производства, — рассказывает Юрий Леонтьевич. — Поэтому стараемся как можно раньше «вывести» учеников на фабрики и заводы, чередуя теорию и практику. Такая система довольно эффективна. Объекты для прохождения практики подбирают наши мастера — высококвалифицированные рабочие, как правило, с высшим или средним специальным образованием и большим стажем. Богатый опыт позволяет им проводить уроки производственного и теоретического обучения на высоком педагогическом и методическом уровнях.
Трехлетнее обучение завершает преддипломная производственная практика, от успешного прохождения которой зависит присваевымый разряд выпускника. На предприятии каждый учащийся получает оценки по 12-бальной системе за выполнение учебной программы и характеристику. К тому же, защищаются дипломные работы — авторские проекты ребят. Не следует забывать, что эта профессия также требует творческого подхода, эстетического вкуса и дизайнерских навыков.
Охота за кадрами
Специалисты-сантехники нарасхват, и большинство выпускников задолго до окончания училища уже имеют рабочие места, «придерживаемые» работодателями с момента прохождения ими производственной практики. Многие предприятия обращаются с просьбой подыскать им свежие кадры, и часто на одного выпускника претендует пять-шесть работодателей!
— Мудрые руководители предприятий понимают, что хорошего работника нельзя получить без вложения в него средств, — рассказывает Юрий Леонтьевич. — Поэтому во время практики ученикам создают хорошие условия, в которых они могут совершенствовать производственные навыки и полноценно раскрыть свой потенциал. Да и заработную плату дают неплохую — до 1500 гривен еще во время обучения.
К сожалению, встречаются и неразумные руководители, которые бросают практиканта на произвол, переводят на черновую работу, не хотят заинтересовать материально. Надеюсь, что такое непонимание будет встречаться все реже и общими силами мы сможем поддерживать высокий уровень подготовки рабочих кадров. Ведь сегодня нужны специалисты нового типа, с творческим мышлением, которые готовы профессионально трудиться в современных условиях и получать за это достойное вознаграждение.
Поступить в Высшее профессиональное училище №25 на специальность «монтажник санитарно-технических систем и оборудования, электросварщик ручной сварки» можно после 9-го класса. Разряд присваивается отдельно по каждой специальности, а также выдается документ государственного образца о полном среднем образовании. |