БИЛЕТ НА БАЛЕТ
Его называют хореографом. В переводе с древнегреческого «хорея» — «пляска», а «графо» — «пишу». Хореограф «пишет спектакль» при помощи танца, строит пластические композиции в соответствии с музыкой и сюжетом. Его могут называть танцмейстером (от нем. «учитель танцев») и балетмейстером (по Далю — «содержатель общества балетных плясунов»). |
|
НЕ СПЕШИ — ПОПЛЯШИ!
В этой профессии часто находят пристанище те, кто по каким-то причинам не смог стать танцором. И порывы собственных тонко чувствующих душ они воплощают через пластику чьих-то тел. В хореографы идут и те, кто не представляет свою жизнь без созидания, а идеи предпочитает выражать через пластические образы. Однако было бы ошибкой считать хореографию непрерывным актом творчества. Балетмейстер должен быть не только изобретателем оригинальных идей, но и организатором всего процесса постановки танцевальных композиций. Ему необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты не только с танцорами, но и с режиссерами, композиторами, музыкантами, художниками по костюмам… да что там — даже с техниками и изготовителями афиш! От каждого из них в той или иной мере зависит финальный облик произведения. А коллективное созидание — вещь непростая, поэтому хореограф должен быть еще и хорошим психологом, учителем и управленцем. Вообще, знания в области психологии имеют особое значение в деятельности хореографа. Ведь ему частенько приходится преодолевать внутреннюю скованность танцоров, избавлять их от укоренившихся комплексов, практически заново формировать некоторые личностные качества.
Ну и конечно, профессионалу не обойтись без навыков музыкальной грамоты, актерского мастерства, чувства ритма и стиля. А чтобы создавать оригинальные идеи, нужно тонко чувствовать весь мир искусства: живопись, скульптуру, литературу, музыку, фотографию и т.д. А еще — уметь анализировать произведения других балетмейстеров и использовать их опыт, всегда быть в курсе самых модных танцевальных направлений. Поэтому хореография — это непрерывный процесс образования и творческих поисков.
Начать сие волнительное действо следует с обучения танцам. Элементы хореографической науки присутствуют даже в программах обычных танцевальных курсов. Уже там, на знакомых танцорах, можно проверить свои способности и решить, стоит ли посвящать жизнь столь нелегкому делу. Если решите, что стоит — тогда вам не обойтись без специального образования. «Без него о профессии нечего и думать, — комментирует Алла Давыдовна Рубина, главный хореограф театра Русской драмы им. Леси Украинки. — Прежде всего я бы рекомендовала обратить внимание на хореографическое училище. Если уж вы туда попали — есть шанс, что из вас получится действительно что-то стоящее. Можно, конечно, поступать и в коммерческие вузы. Но там все решают деньги. Абитуриента примут, даже если он не обладает всеми необходимыми физическими данными. А состоится ли человек в своей профессии — уже никого не интересует. Продолжить образование и стать балетмейстером можно в Театральном институте, Государственной академи руководящих кадров культуры и искусств, Институте культуры…»
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР… БАЛЕТА
Как начать карьеру в хореографии? «Необходимый опыт можно приобрести в постановке танцевальных номеров перед спортивными соревнованиями, — отвечает Алла Рубина. — Ну, а более опытный специалист может работать и в спектаклях, на съемках фильмов, в опере… Может найти применение и на телевидении, в фигурном катании, в мюзиклах, на фестивалях, в шоу, в цирке, на круизных суднах, на эстраде и даже на подиуме… Сразу хочу сказать, что в нашей профессии нельзя заработать много денег, если конечно, вы не идете на эстраду и в шоу. Например, хореограф Киевского театра юного зрителя получает 870 грн в месяц, балетмейстер театра Русской драмы — более 2000 грн, оперы — 4-5 тыс. грн. За постановку одного танцевального номера (она длится от недели до месяца) можно выручить в среднем 500-1500 грн.»
Свободный график работы позволяет балетмейстерам заниматься еще и танцевальной деятельностью. Конечно, найти подработку в том же театре или на эстраде не так легко, зато умеющих профессионально танцевать ждут и другие предложения. Например, сейчас практически ни одно элитное заведение города, будь то ресторан, бар или ночной клуб, не обходится без танцевальной программы, которая обычно начинается в 22:00 и заканчивается в 4:00 утра.
Поддержать свой бюджет хореограф может и занимаясь преподавательской деятельностью. Например, в школах искусств, детских домах творчества, домах и дворцах культуры, центрах досуга, образовательных учреждениях, самодеятельных коллективах различных организаций. Учитель танцев должен преподавать основы хореографии и способствовать наращиванию техники и умений учеников, заниматься постановками танцев и обеспечивать выступление коллектива в концертах, смотрах, фестивалях. График работы преподавателя танцев довольно удачно может совмещаться с основной работой: вечернее время, выходные и праздничные дни.
УТРОМ — ТАНЦЫ, ВЕЧЕРОМ — СТУЛЬЯ!
Обретя весомый профессиональный стаж, балетмейстер может ус-троиться на работу уже в качестве художественного руководителя театра. Худрук отвечает за творческие и экономические ресурсы театра, обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей. Хореограф может открыть и собственное шоу-варьете. В этом случае придется полностью отвечать за финансирование, промоушн и организацию постановок.
Рабочий день балетмейстера трудно назвать коротким. С утра он обычно проводит тренировки с танцорами, вечером посещает и оценивает их выступления, в остальное время занимается организационной работой. Много времени уходит на разработку идей, подбор костюмов, музыки и т.д. Часто приходится по роду деятельности и путешествовать. Особенно — знаменитым хореографам, которых почтут за честь пригласить на гастроли в любой уголок мира. Но таких значительных успехов, увы, добиваются единицы — самые креативные и оригинальные мастера. В чем их особенность? Они не мыслят своей жизни без пластического искусства. «Зри в корень!», как говорил Козьма Прутков. |