ТАНЦУЕМ БЕЗ ПАДЕНИЙ
НАЙТИ ПРИЧИНУ — УСТРАНИТЬ СЛЕДСТВИЕ
По данным врачебной статистики, спортивный травматизм (который также относится к танцам, акробатике и хореографии) чаще всего характеризуется поражением суставов — 38% и ушибами — 31%. На втором месте — переломы (9%) и вывихи (4%). В зимний период травм вдвое больше (до 51%), чем в летний (21,8%). Самое печальное, что 8-10% тяжелых травм заканчиваются потерей трудоспособности (здесь стоит отметить, что преобладают все же повреждения средней степени тяжести, так что не все так плохо). |
|
Несмотря на впечатляющую статистику, пугаться и отчаиваться не стоит, ведь спортивный травматизм, в определенной степени, вполне управляемый процесс. Если не устранить совсем, то свести к минимуму ушибы и вывихи можно наверняка. Существует всего несколько правил. Во-первых, необходимо установить, какие именно повреждения могут возникать при исполнении того или иного движения. Во-вторых, вытанцовывая грациозные па, ни на миг не забывать о правильной постановке ноги. А уход от травмы должен быть продуман заранее и, желательно, отработан. Если вы знаете, что при исполнении фуэте можно закружиться до падения, попробуйте несколько раз упасть специально. Цель этого упражнения — научиться падать без вреда организму. Ваше тело запомнит и этот путь тоже, чтобы подстраховать вас в чрезвычайной ситуации.
Не так уж сложно в конце года вспомнить все те травмы, которые пришлось пережить и попытаться обнаружить причины травмирования. Сосредоточьтесь на том, что в будущем такой анализ поможет вам избежать повторения неприятностей, соответственно, успехов будет больше, чем поражений. Скажем, для хореографов актуален скользкий пол в танцзале, а менеджеры в вечном движении от цели к цели могут падать на ступеньках офисных зданий. И, если один раз — это случайность, то несколько раз — неприятная закономерность. После того, как вы вычислите наиболее «опасные» места вашей рабочей зоны, устранить опасность будет уже несложно (пол можно застелить ковролином, а ступеньки преодолевать с повышенной внимательностью, не отвлекаясь на разговоры и не оглядываясь по сторонам).
ПРИЯТНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ
Кроме внешних факторов на травматизм неизменно влияют внутренние, к которым можно отнести состояние утомления, перетренировку, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма и возможные перерывы в занятиях. Ни в коем случае не игнорируйте общее состояние организма и не забывайте о восстановительных мероприятиях. Не стоит экономить на себе, тем более, что такая экономия до добра не доводит. Отдохнувший, бодрый организм допускает меньше ошибок, в смысле, реже спотыкается, падает и ушибается. В то время, как вялое, замученное тренировками и постоянной беготней тело, только добавляет себе страданий, умудряясь обрушиваться буквально на ровном месте.
Восстанавливаться нужно грамотно. Разумеется, лучше всего, чтобы за вашим дозированным отдыхом следил врач. Ведь здесь важно установить оптимальную степень интенсивности (не слишком много и не слишком мало, а в меру) отдыха, вписывающуюся в общий ритм жизни. Однако если вы считаете, что познали себя достаточно, попробуйте быть сами себе лекарем.
Подумать предстоит о теле, и о психике. Первое нелишне побаловать посещением сауны, бани и массажного кабинета. Конечно, слишком максималистски утверждать, что ни один хореограф не может обойтись без мануального терапевта. И все же поверьте, что этот человек в вашей жизни лишним не окажется. Следующее, промежуточное между физическим и душевным, звено — сбалансированность питания. Соблюдайте режим, не забывайте о витаминах, аминокислотах и микроэлементах. Другими словами, кушайте полезно, вкусно и с удовольствием. А для того, чтобы немного разгрузить психику, подойдут сеансы гипноза и аутотренинга. По меньшей мере, никто не мешает вам после танцев устроиться в кресле поудобнее, закрыть глаза и просто помечтать. |