ПОМНИТЬ ВСЕ!
Многократные психологические эксперименты показали, что из нового материала, проработанного нами, за первые восемь часов мы забываем больше, чем за последующие тридцать дней. Ассоциация — необходимейший элемент запоминания. Скажем, слова: «дата моего рождения» непосредственно ассоциируются с определенной цифрой, месяцем и годом; ночь — с темнотой; лес — со множеством деревьев и т.д. Поэтому тренированная память опирается на организованную систему ассоциаций, и ее высокое качество зависит от двух особенностей: во-первых, от прочностей ассоциаций и, во-вторых, от их количества. |
|
Таким образом, «секрет хорошей памяти» — это формирование многообразных и многочисленных ассоциаций со всеми фактами, которые мы хотим запомнить. Итак, из двух человек, получающих одинаковую информацию извне, лучшей памятью будет обладать тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесные взаимосвязи.
Но как увязывать между собой известные нам факты? Только уяснением их значения, осмыслением, отвечая на следующие вопросы.
1. Почему это так? 2. Как это произошло? 3. В чем причины произошедшего? 4. Где еще такое бывает? 5. Кто сказал, что это так?
Необходимо и умение правильно формировать ассоциативные образы.
Допустим, надо запомнить фамилию и имя незнакомого человека. Внимательно вглядитесь в него, отметьте цвет глаз и волос, всмотритесь в черты лица. Обратите внимание, как он одет. Прислушайтесь к его манере разговора. Получите яркое впечатление от его внешности и ассоциируйте все это с его фамилией. И когда будет нужно, эти впечатления помогут вам вспомнить имя и фамилию вашего нового знакомого. Можно разложить фамилию по частям или связать с родом какой-нибудь деятельности. Главное — подойти к делу творчески.
Это же касается и запоминания дат. Цифры всегда трудно запоминать. Поэтому проще запомнить какую-нибудь необходимую дату, привязав ее к уже известной вам. Например, 1789 — год разрушения Бастилии, эта дата легко вылетит из головы, а если ассоциировать ее, например, с домом №17 и квартирой №89, в которой живет ваш друг, то гораздо больше шансов закрепить ее в памяти.
Существуют разные подходы и к заучиванию учебного материала, с учетом сложности и объема. Если материал сравнительно легкий и небольшой, лучше всего заучивать его целиком. Когда же материал большой и сложный, то наиболее эффективным способом запоминания является комбинированный, состоящий из трех этапов. Вначале материал читают несколько раз целиком. В процессе этого выясняют как его общий смысл, так и то, из каких частей он состоит. Выделяются опорные пункты, основные мысли, которые впоследствии будут верстовыми столбами для запоминания. Затем каждую часть или наиболее трудные места заучивают отдельно. В заключении, чтобы закрепить связь между частями, материал вновь несколько раз прочитывают целиком.
Целесообразно начать повторение с попытки воспроизвести заучиваемый материал. Ведь в процессе воспроизведения человек устанавливает, что он помнит, а что подзабыл, и соответственно с этим организует повторение. Это важнейшее условие быстрого и полного запоминания материала — чередование повторений и воспроизведений. Практика показывает, что для прочного закрепления знаний существенное значение имеет при запоминании установка на длительное сохранение информации в памяти. Когда же этого нет, сознание стремится освободиться от излишка информации. Так что с забывчивостью бороться можно и нужно. Просто развивайте в себе упорство и самоконтроль, и тогда любые высоты учебного процесса будут вам по плечу.
|