|
|
КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ
Некоторые едва ли не с рождения получают все козырные карты для игры под названием «жизнь» — хорошее образование, деньги, перспективы. Другим для достижения успеха приходится пройти «огонь и воду», тем самым закаляя характер до твердости стали. |
Виктор Сарайкин: «Самый тяжкий грех — это уныние» | |
Популярный актер Виктор Сарайкин интересен не только тем, что сделал себя сам, но и своей удивительной способностью возрождаться из пепла неудач и личных трагедий, вновь достигая вершин карьеры. Известный генерал времен Второй мировой войны Джордж Паттон говорил: «Я измеряю успех человека не по тому, как высоко он поднялся по лестнице успеха, а по тому, насколько он поднялся после того, как упал». Исходя из таких критериев, достижения Виктора Сарайкина не могут не удивлять. Заслуженный артист Украины, заслуженный артист России, состоявшийся, востребованный, узнаваемый по кино («Афганец», «Женщина для всех»,«Для семейного очага», «Европейский конвой», «Как закалялась сталь» в китай-ской постановке, «След оборотня») и телесериалам («Темная лошадка», «Охотник», «Леди Мэр», «Русские лекарства», «День рождения буржуя-2», «Развод и девичья фамилия») актер, любимый многими киевлянами по спектаклям театра Русской драмы им. Л. Украинки…
«КОГДА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРОТИВ ТЕБЯ…»
|
|
Он вырос в неблагополучном районе Магнитогорска. В этой части города в многочисленных бараках жили ссыльные и освобожденные. Отец и мать актера — глухонемые, поэтому воспитывала его бабушка. От родителей Виктор унаследовал феноменальную память — учил стихи прямо на уроке и мог с точностью до сантиметра вспомнить, где лежала та или иная вещь. Поэтому, когда начал заниматься фигурным катанием, очень быстро стал делать успехи — ему даже прочили карьеру фигуриста. |
- |
Таким вещам, как спорт или армия, не придаешь особого значения, но они и формируют, и дисциплинируют, — рассказывает Виктор Сарайкин. — Правда, при условии, что ты этого хочешь. Если понимаешь, что способен отступить перед трудностями, тогда спорт ничего не даст, как и большинству, которое никуда не стремится. Когда обстоятельства против тебя, есть только два варианта — остаться в них или выйти. Я пытался примерять на себя хорошие судьбы знакомых людей, учителей. Впоследствии, когда снимался в фильме «Как закалялась сталь», приходилось рассказывать между съемками о детстве. Режиссер Хань Ганн все удивлялся: «Что ты такое рассказываешь о себе? У нас было ощущение, что ты — выходец из дворянской семьи, а тут оказался просто волею судеб». Я ответил: «Нет, просто очень хотелось вырваться из обстоятельств».
|
|
«Я ЦЕЛЫЙ ГОД МОЛЧАЛ…» |
|
Кинематографом Виктор увлекался с детства. Только вот не всегда были деньги на кино. Но разве это могло стать преградой на пути к увлечению всей жизни? Будущий актер устроился в мастерскую при кинотеатре, где грунтовал и просушивал афиши в обмен на бесплатный просмотр кинофильмов. Затем сюжетно пересказывал все увиденное во дворе. А однажды одноклассник уговорил сходить за компанию в театральную студию. Их сразу же приняли — мальчиков всегда не хватало. И скоро Виктор понял, что ничем, кроме этой профессии, заниматься не будет. Он стал выписывать открытки с изображениями и краткими биографиями известных актеров советского кино. Большинство из них закончило Щукинское, поэтому Виктор тоже стал готовиться к экзаменам, делая в школе упор на гуманитарные предметы. Была только одна проблема… |
- |
Как представитель поколения почитателей Высоцкого, я сорвал голос — появились узелки на связках. Исправить ситуацию по тем временам могла разве что операция. Но гарантии благоприятного исхода никто не давал. Учитель пения предложил другой выход — заниматься по системе Стрельниковой: целый год молчать и делать специальные упражнения. И я молчал — в школе договорился, что буду отвечать письменно, а учителю пения помог освоить язык глухонемых, на нем и общались. Через год мне сообщили, что проблем со связками нет… |
|
«УСПЕХ — УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛУЧАЙ» |
|
Приехав поступать в Щукинское училище, Виктор услышал, что в ГИТИСе набирают самый первый курс. Решение было принято мгновенно — поступать именно к Табакову. |
- |
Потрясающе, но у меня даже мысли не было, что могут не принять. А я видел таких, которые поступали по семь раз. Если уверен в своих силах, если понимаешь, что выбрал именно то, что тебе нужно — все получится. Только появятся сомнения — будешь пытаться семь раз, и не выйдет. Я вообще по жизни наблюдаю: сколько хочешь — столько и получаешь. Есть такой гениальный диалог из пьесы Рощина «Старый Новый год»: |
- |
Скажи, Адамыч, а что тебе надо? |
- |
А что есть, то и надо. |
- |
А что у тебя есть? |
- |
А что надо — то и есть |
|
- Потом жена героя говорит: «Вопрос в том, что кому надо»… Затем, уже во время работы в театре, у меня был период сомнений — и, как следствие, определенная нестабильность. Вообще, многое решает случайное стечение обстоятельств. А успех — это умение использовать случай. |
|
«НЕ МЕНЯТЬ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ — БЕЗНРАВСТВЕННО» |
|
Приняв приглашение на съемки в первой картине, актер не мог предположить, чем все закончится. Он всегда старался вести себя честно, говорил правду в глаза, а это неизбежно порождало конфликты. В результате недоброжелатели создали ему определенную «славу»… и его перестали приглашать сниматься в кино. |
|
- Я понимал: нужно что-то делать. Вариантов, конечно, масса — можно было начать присмыкаться, делать что-то еще. Я пошел по другому пути — стал возвращаться в кино через массовку. Главное — пусть потешатся те, кому надо. Но многие, сталкиваясь со мной в такой роли, стали осознавать, кто я такой, и меняли отношение ко мне. Потихоньку, от эпизода к роли, я вернулся. И запомнил, какой ценой это было достигнуто. Вообще, необходимо периодически проводить ревизию воспоминаний. Как только чувствуешь, что забываешь прошлое, нужно моментально вернуться в те времена. Снова все пережить, переоценить, проанализировать. Иначе прогресса не будет. Всю жизнь периодически я повторяю коронную фразу Олега Павловича Табакова (а вообще это цитата из Толстого): «Не менять своих убеждений — безнравственно». Порой кто-то подходит: «Как? Ведь ты же год назад…», — а я ему: «Не менять своих убеждений, вообще-то, безнравственно». Хотя бы потому, что мы сами меняемся. Со временем мы становимся если не умнее, то просто старше. |
|
«САМЫЙ ТЯЖКИЙ ГРЕХ — ЭТО УНЫНИЕ» |
|
В театре драмы и комедии на Левом берегу актеру многое пришлось пережить. Он боролся с «ветряными мельницами» режиссера, а его пытались перевоспитать; он хотел сниматься в кино, а ему не давали роли в спектаклях. Из-за неурядиц, связанных с театром, актер впал в депрессию, запил, пытался свести счеты с жизнью. Кризис затянулся на несколько лет. И кто знает, чем бы все закончилось, если бы не любящая супруга Виктора, тоже актриса Нина Георгиевна Нижерадзе. |
|
- Мне тогда казалось, что все кончено: профессия закрыта, друзей вокруг нет. Но почему-то мысли не возникало, что есть семья, маленький сын. А ведь это — главное. Наверное, меня бы не было уже физически, если бы мы развелись. Многие ей просто говорили: «Нина, да зачем он тебе нужен? Брось его». У нее тогда очень много было работы, ее спектакли становились самыми посещаемыми. И как у нее хватало терпения, чтобы все это вынести, помочь мне выйти из этого периода? Вот это умение, да? Я вообще подвержен депрессивным состояниям, мне свойственны сомнения. Но однажды, как человек верующий, вспомнил: самый тяжкий грех — уныние. Поэтому все, что может выбить из колеи, должно сразу отодвигаться. И если произошло что-то неприятное, я либо моментально это исправляю, либо отстраняю и заполняю чем-то другим. Мне интересна любая работа, я стараюсь ей отдаться полностью, потому что только тогда буду чувствовать себя хорошо. Ведь это и есть счастье — когда все получается. Ну, а если кто-то завидует, плетет интриги, говорит, что ты бездарен — это не должно мешать работе. Наоборот, понимаешь, что чего-то стоишь. Помните у Гете: «Собачий лай дает нам знать, что скачем мы верхом». |
|
«НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ СЕБЯ СОСТОЯВШИМСЯ»
Сейчас Виктор Сарайкин играет во многих спектаклях Русской драмы. Он очень востребован в кино, популярен среди зрителей, его часто приглашают сниматься в телесериалах. - Приятно, что узнают, любят, что несколько раз на улице останавливали иностранцы — не говорю уже о своих. А если человек подошел — значит, ты задел его душу, сделал свою работу хорошо. Есть те, кто телевизор не смотрят, но знают меня по театру. Как это может быть неприятно? Но я не считаю себя состоявшимся. Как только стану окончательно успешным и состоявшимся, видимо, тогда ничего уже сделать не смогу. Поэтому, хотелось бы «состаиваться» бесконечно...
|
Сарайкин в образе брата Корчагина из эпохальной ленты «Как закалялась сталь»
| |
|
Популярный актер Виктор Сарайкин интересен не только тем, что сделал себя сам, но и своей удивительной способностью возрождаться из пепла неудач и личных трагедий, вновь достигая вершин карьеры. Известный генерал времен Второй мировой войны Джордж Паттон говорил: «Я измеряю успех человека не по тому, как высоко он поднялся по лестнице успеха, а по тому, насколько он поднялся после того, как упал». Исходя из таких критериев, достижения Виктора Сарайкина не могут не удивлять. Заслуженный артист Украины, заслуженный артист России, состоявшийся, востребованный, узнаваемый по кино («Афганец», «Женщина для всех»,«Для семейного очага», «Европейский конвой», «Как закалялась сталь» в китай-ской постановке, «След оборотня») и телесериалам («Темная лошадка», «Охотник», «Леди Мэр», «Русские лекарства», «День рождения буржуя-2», «Развод и девичья фамилия») актер, любимый многими киевлянами по спектаклям театра Русской драмы им. Л. Украинки…
Тем не менее, актеру известно много факторов успешной карьеры. Он считает, что без привнесения чего-то своего спектакль будет мертвым — и постоянно импровизирует; что нужно идти в ногу со временем — и заполняет свой ирабочий график до предела; что самопрезентация является элементом профессии — и постоянно держит себя в форме…
- Внешность тоже должна располагать — встречаем-то по одежке. Но все впечатление может испортить отсутствие внутренней культуры. Периодически обращаюсь к тому, что сказано давно: «Душа обязана трудиться, и день и ночь, и день и ночь». Есть масса вещей, которые уже сказаны до нас. Бери лучшее.…А Булгаков? «Разруха не в клозетах, а в головах»… Почему бы каждому не начать с себя? | |