Красота, причем, как физическая, так и душевная. Внешность дает представление о профессиональных качествах, а хорошее настроение и неподдельное радушие притягивают уставших от серых будней клиентов. Одним из таких ярких лучиков профессионализма стала для многих киевлян наша сегодняшняя гостья — косметолог Центра лазерной косметологии «Фабрика красоты» Наргиза Нигматова. |
Если своим внешним видом можешь внушить, что у тебя все отлично, то и бизнес твой будет продвигаться»
| |
— Наргиза, ты — косметолог с именем и стажем. Поделись секретом, как состояться в этой профессии? — Прежде всего, потребуется неуемное желание работать. Клиент не пойдет к косметологу, если видит, что тому не нравится дело его жизни. Мы должны быть хорошими психологами, уметь мгновенно почувствовать, о чем хочет поговорить клиентка. Это помогает понять, какую процедуру предложить. Скажем, оставленные мужьями жены чаще всего нуждаются в подтяжке лица и тела. Вообще, клиенты делятся на три категории. Первые, удачливые в личной жизни, приходят поддержать форму. Вторые обращаются в поисках решения проблем с внешностью. Третьи — те, кого оставили, или у кого семья на грани развала — бросаются к косметологу как к последнему средству в надежде что-то исправить. Кстати, таких клиентов очень много.
— Видимо, для них косметология — своеобразная терапия? — Точно. Уже сам факт беседы с ними можно считать одновременно и консультацией психолога. Правильно говорят: «Поход к косметологу — отдых для души и тела». Мы ведь берем на себя всю нездоровую энергетику клиента, поэтому эстетистов и парикмахеров, у которых проблемы со здоровьем, немало. Нам, кстати, помимо прочего, нужно еще и уметь «ставить психологическую стену» — не принимать все близко к сердцу.
— Получается, важнейшее качество косметолога — коммуникабельность… — Да, и улыбка до ушей… Клиент не должен даже догадываться о твоих проблемах (ты устала? У тебя что-то болит?): он должен видеть только, что ты его любишь и ждешь. Лучше всего оставаться другом для клиента. Тогда он к тебе будет расположен и станет больше доверять. Когда человек приходит впервые, он всегда напряжен — на подсознательном уровне он тебе не доверяет и даже испытывает агрессию.
— Много клиентов переходит в категорию друзей? — У меня — много, так складывается. Я никогда не раскручиваю людей на ненужные процедуры. Но это, честно говоря, — мой большой минус. Косметология должна не только нравиться — она должна еще и приносить деньги… Большинство из нас работают на процентах: сколько сделал — столько и получил. Я предпочитаю потерять в деньгах, но не допустить, чтобы клиент во мне разочаровался.
— Давай поговорим о деньгах. Сколько зарабатывают твои коллеги? — В среднем, в зависимости от уровня салона, косметолог может зарабатывать двести долларов, в хорошем центре — и две тысячи... Это без чаевых. А размеры благодарности —разные. Их может и вообще не быть. Тут знаешь, какая ситуация — в салонах красоты каждый клиент оставляет чаевые, а в медицинских центрах это большая редкость. Чаще всего «благодарность» эквивалентна сумме процедуры. Косметологи, официально зарабатывающие в салонах 200-400 долларов, ровно столько же, если не больше, получают чаевыми.
— Значит, сумма зарплаты зависит, в первую очередь, от уровня салона? — Трудно сказать, от чего именно… Когда я работала в средненьком салоне, то зарабатывала ничуть не меньше, чем в элитном, — столько было клиентов. Люди идут не в клинику красоты, а к конкретному мастеру. Они готовы переходить за тобой из салона в салон, терпеть неудобства с переездами, дальней дорогой. Потому что они к тебе привыкают… Ведь стоматолога и парикмахера тоже тяжело поменять, верно? Так же дело обстоит и с косметологом, а по совместительству, и личным психотерапевтом.
— А вообще трудно устроиться на работу в элитный салон? — Ничего сложного: раз-два — и ты «в дамках». Но, во-первых, нужна полная, стопроцентная уверенность в своей победе. Во-вторых — умения. Поначалу смотрят на твой внешний вид. Если косметолог в прыщах, шрамах и морщинах — вряд ли «на него» люди пойдут. Ты, когда приходишь к парикмахеру, выбираешь ту девочку, которая лучше причесана или пострижена, правильно? Точно так же выбирают и косметолога. Как правило, люди записываются к тебе на консультацию не для того, чтобы получить информацию, а чтобы посмотреть на тебя.
— Что может помешать успеху в работе? — Главная преграда в том, что не все руководители салонов красоты понимают специфику нашего дела и неохотно инвестируют в будущий успех. Скажем, на сегодняшний день весьма актуальны грязевые обертывания — дорогостоящая процедура, но очень рентабельная… Хорошо, если руководство это понимает. Ведь предприятие никогда не будет развиваться, если в него не вкладывать деньги. Сначала ты работаешь на имя, а потом имя — на тебя. Например, когда я начинала, имя «Наргиза» никому ни о чем не говорило, зато сейчас его знают многие и приходят именно ко мне. Для того чтобы имя заработало, потребуется не один год. Нужно болеть этим, постоянно учиться…
— Случаются ли у тебя несовпадения с клиентами во взглядах на процедуру? — Да, и нередко. Вот недавно пришла девушка: «Я делала чистку в другом центре, мне парили лицо полтора часа». Но ведь это в принципе запрещено! Есть же вапоризаторы, и пар подается именно на ту часть лица, над которой работаешь в данный момент. А она привыкла, что ей голову в кастрюлю засовывали и парили, и она хочет точно так же. Но у меня этой кастрюльки нет! В таких случаях я стараюсь переубедить клиента, рассказываю, что существуют различные школы и методики. Не могу же я запятнать честь и имя того косметолога, который совершил ошибку?
— А если клиентка настаивает на процедуре? — Если знаю наверняка, что не будет хуже, могу согласиться. Но случается, что прочтут какую-то книжку и решат, что именно эта процедура жизненно необходима, а я вижу, что повредит — тогда вынуждена отказывать. Не буду также работать с пьяными или невменяемыми.
— Поделись секретами общения со сложными клиентами. — Есть две «тяжелые» категории — совсем молодые девочки, вышедшие замуж за состоятельных мужей, и женщины в период развода. Со вторыми проще — их эмоции управляемы, им можно дать установку: инвестируя в себя, можно получить «прибыль» в размере обручального кольца. Опять-таки, психология! А иногда приходится поддерживать разговор, в котором ничего не понимаешь…
— О чем ты говоришь с незнакомыми людьми? — У косметолога всегда есть 3-4 минуты, чтобы понять клиента. Важно поймать этот момент. Если видишь обручальное кольцо и черные круги под глазами — четко знаешь, что в семье младенец. Спросишь такую клиентку: «У вас маленькие детки?» — и завязывается разговор о детях. Если студентка, можно посочувствовать насчет сессии, выяснить, какая у нее будет профессия, и повосторгаться: «Вау, да ты будешь ментом! Как это здорово — женщина-мент!».
— Наргиза, скажи — ты не жалеешь о своем выборе? — Что ты! Косметология — это диагноз. Я очень люблю свою профессию и все, что с ней связано — бесконечное общение и результаты работы. Особенно, когда после лечения (например, после угревой сыпи) клиенты уходят от тебя красивыми. Когда благодарят — это даже большая награда, чем чаевые. Деньги потратил — и все, а когда тебя встречают на улице и благодарят, до слез приятно… |