«И кто же придумал эти курсовые?!» — довольно часто приходится слышать от старшекурсников в преддверии сессии. Мало экзаменационной напасти — нет, еще пиши и курсовик! Как правило, такой вариант большинство «мучеников от учебы» не устраивает, и студенческая братия любым способом пытается упростить этот болезненный процесс. |
Будьте в боевой готовности, бесстрашно защищая выстраданную курсовую или дипломную работу
| |
Есть ли у вас план? Как правило, выбор конкретной темы остается за студентом, как говорится, на его вкус (страх и риск), и здесь очень важно «не проколоться». Нужно внимательно ознакомиться со списком предложенных тем и продумать, какую вы сможете раскрыть наиболее полно. Если самим разобраться в этом сложно, посоветуйтесь с преподавателем. Следующий этап — грамотное составление плана работы, который может включать теоретическую и практическую часть. В разделе «теория» следует разместить введение в рассматриваемую проблему, проанализировать ее основные аспекты, ознакомить с направлениями и перспективами развития. В «практику» можно занести методы исследования, рассмотреть их применение на конкретных примерах и отобразить в графиках, таблицах и диаграммах. В заключение не забудьте добавить выводы и обязательно — список использованной литературы (книги, справочники, статьи, публикации в газетах и журналах). Все это сделать не так сложно, тем более, что требования к содержанию и оформлению курсовиков детально изложены в специальных методичках, которые должны быть на каждой кафедре вуза. Гораздо труднее подыскать хорошие источники информации, ведь иногда нужную литературу не удается найти даже в библиотечных каталогах. Тут-то на горизонте и появляется спасительная панацея «Интернет». Но и во Всемирной паутине часто можно просто запутаться. — Большая часть Интернет-рынка образовательных услуг — «позаимствованные» литературные источники или уже готовые опусы, «кочующие» с одного сайта на другой, — комментирует специалист по написанию работ Украинского межрегионального творческого союза Евгений Анатольевич ТОЛЫКИН. — И на выискивание среди «информационного мусора» реально полезных сведений можно потратить еще больше времени, чем на штудирование книг! Хорошо, что сегодня доступен заказ выдержек из литературных источников. Такой материал — существенное подспорье в написании грамотной работы. На нашем сайте www.pravoved.com.ua мы предлагаем студенческую электронную библиотеку «ВЕДА», с помощью которой можно заказать литературу, не выходя из дома или из компьютерного клуба — просто оформив заказ, как в обычном Интернет-магазине. Стоимость — 10-15 копеек за лист информации (такая же, если делать ксерокопии с оригиналов). Это не ударит по карману студента, тем более, что заказ выполняется в течение одного-двух дней. Я считаю, что на сегодня это самая эффективная помощь в написании курсовых и дипломных работ. …Вспоминается поучительный случай из студенческой жизни, когда третьекурсников филологического факультета озадачили рефератом по далекому от профильной темы предмету. Учащиеся отнеслись к заданию несерьезно, решив скачать заветный файл с искомой работой с какого-либо образовательного сайта. Последствия этого «мудрого» решения выплыли на зачете. Как оказалось, педагог часами просиживал в Интернете, где и «отследил» все до единого «сочинения». Понятно, что к такому повороту событий мало кто оказался готов, — и группа на зачете потерпела полное фиаско. Мораль сей истории такова: никогда не используйте в «первозданном» виде скачанные из Интернета готовые работы!
Я не сдамся без боя!
Не менее актуальный вопрос — грамотно защитить написанную работу и получить заслуженную положительную оценку. Ведь часто бывает довольно сложно вызвать у членов экзаменационной комиссии искренний интерес к новоиспеченному творению. И хотя вы приводите остроумные изречения и массу умных мыслей — ВАС НИКТО НЕ СЛЫШИТ! — Письменная речь, какой бы увлекательной она ни казалась на бумаге, сильно отличается от устной, и я рекомендую не читать курсовик, а рассказывать его, — советует психолог-практик Антон КОРНЕЕВ. — Вот здесь-то и возникает основная проблема — в нескольких словах сформулировать основную идею работы (тем более, если она была написана накануне сдачи). Поэтому постарайтесь закончить курсовик за три-четыре дня до выступления. Поставив точку, перечитайте написанное и составьте развернутый план в виде тезисов, содержащих наиболее важные мысли. Выпишите выразительные примеры, выводы, вспомните интересные пословицы и поговорки (обязательно — в тему!). Прорепетируйте перед родителями, друзьями, приятелями, в конце концов, потренируйтесь перед зеркалом. Действенный маневр для привлечения внимания к вашему выступлению — риторические (с оттенком бесспорной убежденности в правоте) вопросы к слушателям по типу «А вы согласны с этим?». Очень важно следить, чтобы изложение не превратилось в монотонный доклад или, наоборот, в невнятную скороговорку. Уместные умело отрепетированные паузы (только не длинные!) и выразительность интонации только улучшат восприятие. Не робейте, смело смотрите преподавателю в глаза, и не теряйтесь, если он начнет задавать вопросы по содержанию курсовой. Если не можете ответить сразу, заявите, что это задание требует дополнительной подготовки. Можно потянуть время и сообщить, что в науке по этому поводу существует несколько противоположных точек зрения, ваше же мнение существенно от них отличается. Расскажите о своем видении проблемы, используя развернутые фразы и выражения, специальные понятия и термины. Для окончания выступления заранее продумайте заключительное слово: оно должно быть кратким, ярким и запоминающимся.
Итак, ваше основное психологическое оружие — спокойствие и уверенность в себе. Помните, что оценка за курсовую зависит не только от качества ее выполнения и количества бессонных ночей, но и от того, насколько уверенно вы ее защитите. |