«КТО НА НОВЕНЬКОГО?»
Примите поздравления! Вы приняты на работу и можете приступить к своим обязанностям с понедельника. Но вздыхать с облегчением рановато, впереди — испытательный срок. |
|
Согласно всезнающей статистике, наибольшее количество персонала увольняется в период испытательного срока: в течение первых трех месяцев. Основная причина — несовпадение ожиданий с реальностью и трудности адаптации в новом коллективе. Поговорим о последнем.
НЕ ЖДИТЕ ФАНФАР
Доказано, что в период адаптации в новом коллективе человек расходует не меньше нервных клеток, чем при разводе. С той разницей, что при разводе окружающие сочувствуют и всячески жалеют вас, а на новом месте — настороженно присматриваются. «Любой коллектив обладает свойством отторжения новичка, вспомните, как достается новеньким ученикам, пришедшим в класс в середине учебного года, — комментирует психолог-практик Наталья Размологова. — Так уж устроена психика: в отношении любого незнакомца включаются защитные механизмы, сильно тормозящие взаимодействие. Например, в вас могут увидеть потенциального конкурента либо вы можете невольно ассоциироваться с вашим не очень коммуникабельным предшественником, возможно, на вашем месте ранее работал яркий, любимый всеми человек, а вот чего ждать от новичка, неизвестно. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что все как один ринутся помогать новому сотруднику. Скорее, коллектив станет внимательно наблюдать, «выплывет» ли. Но осуждать никого не стоит. Через какое-то время (при условии «правильного» поведения и по мере возникновения доверия к новичку) отношения стабилизируются».
В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ…
…со своим уставом не ходят. Памятуя об этой старой пословице и применяя ее хотя бы поначалу, вы с меньшими потерями добьетесь результатов. Спросите, почему? Дабы никого не обидеть и для пущей наглядности, обратим взоры к братьям нашим меньшим. Как у них происходит процесс формирования норм группового поведения, а, главное, какая роль отведена новичкам? В ходе известного эксперимента обезьян, мирно живущих в клетке, при каждой попытке достать банан обдавали ледяной водой. Это продолжалось до тех пор, пока не осталось желающих полакомиться. Впоследствии они атаковали каждую новенькую обезьяну, приближавшуюся к «запретному плоду». Постепенно заменяя всех особей, пришли к ситуации, когда в клетке оказались только новые обезьяны, которых водой никто не поливал, но ни одна из них уже не позволяла другим доставать банан. Почему? Да потому, что здесь так принято! Но вернемся к гомосапиенсам. В формировании корпоративной культуры отличия не слишком-то велики. Отсюда правило первое: именно новичок вливается в коллектив, а не наоборот. Если вы примитесь сходу устанавливать новые порядки, это вряд ли кому-то понравится. Тем же, в ком особенно силен дух реформаторства, желательно (хотя бы на первых порах) забыть об этом. Если хотите остаться внутри системы, вначале попытайтесь принять ее, и как минимум, вписаться.
«ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ»
Жанна Серкис: «Лучший способ завоевать доверие — искреннее и доброжелательное отношение к окружающим» Жанна Серкис, кандидат психологических наук, руководитель отдела развития персонала ООО «КВИЗА-трейд», выделяет три этапа вхождения в коллектив: «На первоначальном этапе (примерно первых 3 дня) следует строить общение по сценарию «в тылу врага», и не привлекать «огонь» на себя, то есть занять наблюдательно-выжидательную позицию. Если вас спрашивают — отвечайте, хотят познакомиться — знакомьтесь. Первым стремиться к новым коллегам с объятиями, рукопожатиями и поцелуями не стоит. Но кандидату на руководящую должность рекомендуется занять более активную позицию, желательно познакомиться и пообщаться с каждым, в первые дни, не принимая судьбоносных решений, «не рубить с плеча». Второй этап — «наведение мостов»: формальных и неформальных контактов с членами коллектива. Узнавайте интересы и увлечения, обсуждайте темы, которые им интересны. Кстати, не опасайтесь обращаться к коллегам за советом или с вопросом. От простого «Куда обычно ходят обедать?», до «Как принято обращаться к руководству?» или классики жанра — «Как пройти в библиотеку?». Не столь важно, что именно вы хотите узнать. Людям всегда приятно осознавать себя экспертами в чем-либо, предоставьте им такую возможность. Больше слушайте, чем говорите — прослывете хорошим собеседником, а это большой плюс. На третьем — главном — этапе можно проявить себя, как личность, поведать о своих собственных интересах. К этому времени настороженность, с которой принимают новичка, должна рассеяться, как дым».
ПОБУДЬТЕ СЫЩИКОМ
Розалия Кирилюк: «Старайтесь всегда улыбаться. Это нетрудно: чтобы нахмуриться, нужно задействовать72 мускула, а для улыбки — только 14!» Большинство общих рекомендаций по врастанию в новый коллектив с первых дней общения, по сути, можно свести к одной. Сформулировал ее семилетний мыслитель так: «Природа дала человеку два уха, два глаза, две ноздри — и только один рот: для того, чтобы он в два раза больше слушал, в два раза больше видел, в два раза больше чуял — и в два раза меньше говорил!». Так что, присматривайтесь, прислушивайтесь и даже принюхивайтесь. Ведь пострадать можно практически без вины, как один сотрудник фирмы, уволенный за то, что любил частенько пить чай, не отрываясь от работы на компьютере. Несправедливо? Возможно. Но, как говорил персонаж всенародно любимого кинохита Глеб Жиглов: «Наказаний без вины не бывает». Руководство расценило посуду на рабочем столе, как признак неаккуратного отношения к документам. Мораль сей басни такова: «смотрите в оба» и не пытайтесь изменить ранее сформированную корпоративную культуру организации в одиночку. И еще несколько полезных советов. — Изучайте режим работы и внутреннюю культуру организации. Обратите внимание на стиль общения и форму одежды сотрудников, «неписаный» режим рабочего дня, время перекуров, обеда, содержание рабочего места и т. д. Если не станете соблюдать этих норм, коллектив может вас отторгнуть. — Познакомьтесь с основными подразделениями и ведущими специалистами. — Не забывайте старую, но вечную, как мир, английскую мудрость: «Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». В норме человек склонен отвечать на это взаимностью. — При случае не стесняйтесь предложить и свою помощь. — Избегайте резких слов и интонаций. Не торопитесь критиковать порядки в новой организации. И уж тем более не сравнивайте их с вашим прежним опытом, если это сравнение не в пользу нового места. — Еще один надежный и проверенный путь для новичка: постарайтесь найти неформального наставника, пользующегося уважением в коллективе. Если сумеете установить хорошие отношения и сблизиться, он во многом поможет вам решить проблему адаптации. Фактически этот человек выступит в роли локомотива, прицепившись к которому, вы сможете быстро и безболезненно «въехать» в новый коллектив. — Никогда не сплетничайте! Более того, сразу пресекайте попытки новых коллег пооткровенничать, какой бы заманчивой ни казалась перспектива разобраться в отношениях в офисе. В этом рано или поздно вы разберетесь, а вот от репутации сплетницы избавитесь с трудом. — Старайтесь всегда быть в хорошем настроении: большинство предпочитает общество смотрящих в будущее с оптимизмом, но, отнюдь, не нытиков. — Попробуйте разобраться, как и кем принимаются решения. Часто определяющее мнение высказывает тот, кто держится в тени, но имеет влияние на руководство. — Обязательно разберитесь в неформальной структуре организации, ведь именно неформальные связи и «неуставные взаимоотношения» во многом определяют жизнь фирмы. Главное — ощутить, какой в коллективе психологический климат. «Чем быстрее вы в этом разберетесь, тем больше пользы вам это принесет, — комментирует Розалия Кирилюк, заместитель руководителя рекрутинговой компании «Пропоную роботу». — Многое будет зависеть и от выбранного курса: если вы в первую очередь стремитесь завоевать расположение начальства, и будете держаться особняком от коллектива, рискуете с первых дней заработать репутацию подхалима, что никак не способствует сближению с сослуживцами. Очень важно не только определить каковы интересы, цели и задачи у коллектива, в котором вам предстоит работать, но и сопоставить их со своими. Если обнаружите полное или хотя бы частичное совпадение — у вас есть все шансы влиться в коллектив. В противном случае, лучше сразу подыскивать новое место работы: ведь с фирмой вы будете двигаться в разных направлениях».
Дата публикации: 02.12.2005 |