Вывоз продукции за границу и закупка товаров у зарубежных производителей — сегодня это значительная статья доходов многих отечественных компаний, сумевших наладить связи с иностранными партнерами. Но получать гарантированную прибыль за пределами страны невозможно без расширения горизонтов общеобразовательной и профильной подготовки «специальных» кадров — менеджеров внешнеэкономической деятельности, компетенция которых не ограничивается знанием законов импорта и экспорта.
Цікава і, безперечно, важлива інформація прозвучала з вуст міністерки соцполітики Оксани Жолнович. Так, в інтерв’ю виданню «Інтерфакс-Україна» вона повідомила, що накопичувальна пенсійна система в Україні може запуститися вже з 2024-го року.
Если, встретив на распутье камень с надписью «Налево пойдешь…», вы, подобно витязю из народных сказок, не впадете в состояние, близкое к замешательству, а напротив, непременно стараетесь узнать, куда ведет каждая из дорог, то ваш путь — в маркетологи. Возможно, вы тот человек, который сам пишет инструкции на путеводных камнях.
КЛЮЧИ К УСПЕХУ
В отличие от персонажа А. Райкина, который знал, «что, когда и скока» только 5-го и 20-го, то есть в день аванса и получки, маркетолог — это гуру, знающий о товаре все, спроси его в любое время дня и ночи. Иными словами, круг задач маркетолога описывается, как проведение исследований рынка, изучение продукции конкурентов, анализ полученных результатов, определение потребностей покупателей и способов их реализации: разработка нового товара, придание улучшенных характеристик уже существующему, изменение имиджа. Всезнающая статистика говорит о том, что в развитых странах в сфере маркетинга, трудятся от 25 до 30% всех работников сектора экономики. В Украине спрос на таких специалистов пока не столь высок, но набирает обороты: на сегодняшний день существует более 20 специализированных маркетинговых компаний, предоставляющих услуги по изучению рынка, причем, доля шести крупных операторов занимает 40–50%. По данным Украинской Ассоциации Маркетинга, рынок маркетинговых исследований в 2003 году составил 14,6 млн у.е., в 2004 году — более 17,5 млн у.е. Темпы роста рынка подобных услуг достаточно высоки — свыше 20% в год. Специалисты прогнозируют, что на протяжении ближайших 5–7 лет его емкость увеличится в 2–3 раза. Однако для многих компаний заказывать проведение масштабных исследований невыгодно — дорого, да и носят они эпизодический характер, поэтому большинство компаний предпочитают иметь в штате собственного маркетолога. В небольших фирмах эти функции могут быть возложены на одного сотрудника, в крупных компаниях существуют службы маркетинга. «Маркетинг в наше время становится очень перспективной областью, — говорит Тамара Лузгина, руководитель отдела маркетинга ОАО «Рекорд». — Потому что маркетинг — это не профессия и тем более — не образование. Это образ мышления: руководители понимают, что нет смысла производить то, что никто никогда не купит. Следовательно, необходимо изучать потребности покупателей, а лучше всего с этой задачей справятся профессионалы».
КОГО ИЩУТ РАБОТОДАТЕЛИ
Несмотря на то, что украинские вузы ежегодно выпускают дипломированных маркетологов, работодатели отмечают дефицит специалистов. На рынке труда выделяют две основные тенденции. С одной стороны, спрос на профессионалов непрерывно растет, что сопровождается постоянным увеличением зарплат — на 10–15% в год. В условиях растущей конкуренции руководители возлагают больше надежд на результаты деятельности маркетинговых отделов. С другой стороны, работодатели ужесточают требования к кандидатам. Общие положения таковы: на должности маркетолога хотят видеть соискателя с высшим образованием, чаще всего маркетинговым (как вариант — экономическим или социологическим). Во многих компаниях предпочтение отдают кандидатам с успешным опытом и рекомендациями с предыдущего места работы. Более того, представители кадровых агентств утверждают, что работодатели грамотного специалиста готовы взять даже без диплома. И связано это с тем, что до недавнего времени в вузах этой профессии просто не обучали. Кроме знаний по специальности, необходимы знания в смежных областях, связанных с профилем деятельности компании. Поскольку профессия маркетолога предполагает обработку большого количества информации, обязательно знание специальных компьютерных программ: сейчас в моде безбумажный стиль работы. Как правило, необходимо умение создавать большие базы данных и работать с ними. Средний возраст кандидатов — до 35 лет. Преимущество в трудоустройстве — мужчинам: «мужских» вакансий около 20%, тогда как «женских» — чуть более 5%. Но для большинства (74%) работодателей это значения не имеет. В некоторых фирмах требуется знание иностранного языка (около 30%). Заработная плата сотрудников отдела маркетинга зависит от опыта работы, способностей специалиста, образования, специализации, ответственности и объемов производства предприятия.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Наивысшим спросом пользуются квалифицированные маркетологи-аналитики (см. диаграмму). Они определяют стратегию ведения бизнеса фирмы в целом, поэтому требования к ним предъявляются весьма серьезные: опыт работы не менее 3–5 лет, высшее образование (желательно экономическое, математическое или социологическое) и высокая результативность. В отдельных случаях работодатели готовы принять выпускников вузов в возрасте 22–27 лет без опыта, при условии, что они смогут позиционировать себя как амбициозных, способных на нестандартные решения и риск. imgs/article/p5_47_graph_big.jpg Этим специалистам необходимо обладать аналитическим складом ума и даром прогнозирования ситуации на рынке. Требования работодателей к претендентам на должность маркетолога-аналитика содержат знание математических методов обработки информации: кластерного, факторного, регрессивного анализа, представление о программировании. Такие программы, как Word, Excel, Access, SPSS, Statistik — это их хлеб. В 30% вакансий приветствуется знание «1C», MS Project. Необходимо владение качественными методами сбора информации: глубинными интервью, фокус-группами, наблюдением. Можно сказать, что обязательно и присутствие доли гениальности. Минимальный уровень зарплаты: от 800 у.е. Спрос на вакансии специалистов второго (менеджеры-маркетологи) и третьего (телемаркетологи) порядка также значителен. Их деятельность в основном состоит из сбора и частичной обработки информации. Для этих специалистов требования ниже (опыт работы — не менее года, необязательно и профильное образование), и, соответственно, ниже предлагаемая заработная плата — от 500 у.е. Четвертое место разделяют специалисты-преподаватели и руководители отдела маркетинга.
ПУТЬ В МАРКЕТОЛОГИ
Для реализации желания стать высокооплачиваемым специалистом, недостаточно иметь соответствующее образование, пусть даже полученное на специализированном факультете. Необходимо освоить маркетинговые технологии на практике, участвуя в сложных проектах, и учиться непосредственно у корпоративных мэтров. Лучшей школой профессионализма может стать работа в службах крупных организаций. Поэтому для первичного трудоустройства следует выбрать компанию, в которой отдел маркетинга успешно функционирует уже несколько лет, где сложилась своя школа такой деятельности, работают опытные специалисты-маркетологи. Это позволит не только освоить проверенные технологии, но отслеживать развитие рынка, внедрение продукции на разных этапах и увидеть изнутри, как маркетинг влияет на производство, создание и удовлетворение спроса. Много возможностей для изучения профессии изнутри предоставляют агентства, специализирующиеся на маркетинговом консалтинге, там можно начать, например, с участия в опросе потенциальных покупателей. Эта кропотливая работа поможет познать азы маркетинга и понять, является ли он вашим призванием. Конечно, сразу рассчитывать на топ-позицию в маркетинговой службе не придется, реально — начать с должности помощника маркетолога. Хороший специалист может «дорасти» до должности начальника отдела или заместителя генерального директора по маркетинговой политике и, наконец, самые успешные и готовые к риску специалисты — открывают собственное дело. По-моему, перспективы более чем заманчивы.