Живопись плюс сопромат
Работам архитектора предначертано «прожить» если не века, то десятки лет. И выполнить их грамотно нельзя без прогнозирования будущего, представления того, как здание «впишется» в контекст нового времени. К тому же, в проектах должен прослеживаться индивидуальный стиль автора, отражаться его богатый внутренний мир, глубокое философское понимание социальных проблем общества. Стать таким профессионалом своего дела сегодня невозможно без качественной вузовской подготовки. |
Декан архитектурного факультета КНУСА Александр Владимирович Кащенко: «Настоящий архитектор должен быть личностью»
| |
При высших учебных заведениях нашей страны открыто тринадцать архитектурных факультетов, ведущий из которых находится при Киевском национальном университете строительства и архитектуры и является базовым в подготовке «начальников строительства». Возглавляет факультет его бывший выпускник, ныне — заведующий кафедрой рисунка и живописи Александр Владимирович Кащенко. Как глава авторского коллектива по составлению государственных программ обучения архитекторов он считает, что сегодняшний градостроитель должен сочетать в себе качества строителя, художника и даже… философа.
Три кита архитектуры
- Преподаватели нашего факультета стремятся подготовить специалистов, способных художественно обогатить архитектурную среду, к техническому проектированию «подключить» художественный образ — декоративный, монументальный, колористический. Ведь для градостроителя творчество и техника должны стать неотъемлемыми частями одного целого! Сделать это очень сложно, поэтому теоретический материал изучается параллельно с методами реализации той или иной идеи. Для овладения профессией архитектора большое значение имеет прикладной аспект. И после общей теоретической подготовки студенты обучаются в творческих мастерских наших преподавателей, которые делятся с ними своими секретами и премудростями профессии. Потом талант шлифуется в процессе более углубленной индивидуальной работы, когда будущие градостроители самостоятельно разрабатывают какие-то идеи. По окончании каждого курса проводится практика — геодезическая, измерительная, художественно-ознакомительная, строительная или проектная. Получив диплом «бакалавра», студенты могут заниматься архитектурным проектированием и работать в проектных бюро. Но многие предпочитают продолжить образование по одной из трех специальностей — «Градостроительство», «Архитектура зданий и сооружений» и «Дизайн архитектурной среды». Первая включает три специализации. Так «Региональное планирование» учит оперировать большими территориями. Собственно «Градостроительство» рассматривает проектирование городов, их центров, новых районов, реконструкцию исторической застройки. «Ландшафтная архитектура» охватывает проектирование больших парковых комплексов. «Архитектура зданий и сооружений» — традиционное направление, где студентов обучают проектированию помещений, разработке интерьеров, малых архитектурных форм и благоустройству территории вокруг них. Относительно новая специальность — «Дизайн архитектурной среды». Выпускники овладевают методами комплексного проектирования архитектурной среды, включая малые архитектурные формы, колористику, элементы благоустройства, знаки визуальной информации, интерьера и экстерьера. Этот курс пользуется особой популярностью и конкурс на него довольно большой.
Пять ступенек к поступлению
- Стать студентом архитектурного факультета довольно непросто, ведь каждый абитуриент должен показать уровень знаний по пяти дисциплинам: рисунку, композиции, черчению, математике и украинскому языку. Кстати, наш вуз давно борется с идеей, что студенты, которые платят за обучение, имеют право быть плохо подготовленными. Поэтому условия приема одинаковые как для «бюджетников», так и для «контрактников». Все без исключения проходят конкурс, и право на учебу получают только лучшие. Могу смело утверждать, что у нас получают хорошую подготовку: дипломные проекты защищают перед компетентной государственной комиссией, состоящей из известнейших столичных архитекторов. Овладев солидным багажом знаний, наши специалисты не знают проблем с трудоустройством. Многие начинают работать с 4-5 курсов и к моменту окончания учебы приобретают неплохой опыт. Среди выпускников факультета разных поколений много успешных архитекторов, имеющих и свои авторские работы, и творческие мастерские.
Спрос на архитекторов постоянно растет, а вместе с ним — и требования к архитекторам. Соответствие духу времени, умение проектировать новые типы зданий, создавать неповторимые интерьеры… Лишь благодаря таким качествам имя градостроителя останется на устах не только его современников, но и будущих поколений |