Художник как состояние души
Можно ли в нашей стране быть художником в традиционном понимании этого слова — материально независимой творческой личностью, свободной в выборе тем и сюжетов. При этом ощущать себя востребованным и защищенным от жизненных неурядиц. Или творчество само по себе — непозволительная роскошь, а занятия живописью невозможны без твердой почвы — профессии, позволяющей художнику зарабатывать на жизнь (картины-то можно писать и в свободное от работы время, не отрываясь от реальной жизни).
|
|
Настоящий прорыв живописца из делового мира в мир иллюзий и грез замечательно изобразил в произведении «Луна и грош» Соммерсэт Моэм. Главный герой, в котором без труда можно узнать Гогена, решил для себя этот вопрос необычным образом: скопил денег и поехал творить на Таити, где жизнь островитян напоминала первозданный рай. А куда податься нашим современникам-художникам, в смятении ищущих свой рай на земле? Андрею ЛИСОВУ, молодому художнику, представителю современной школы живописи сейчас 28 лет. В 17 он еще не очень представлял, чем хочет заниматься в жизни, поэтому ему было все равно где продолжить образование и чему учиться. Родители помогли сделать выбор, решив, что он должен обязательно получить престижную профессию юриста. На 3 курсе университета пришло призвание. Захотелось рисовать. Начал с натюрмортов, пейзажей, пытался писать красками, работать в графической технике, но учебу продолжал… Престижный университет имени Тараса Шевченко он все же окончил, в 1999 году получив диплом юриста. Попробовал даже работать судебным исполнителем. Но без рисования уже не мог. Пошел учиться в художественную студию при Доме художника. На первых порах было трудно найти средства к существованию, поэтому плыл по течению (пришлось даже жарить орешки на небольшой фабрике). Жил впроголодь, но со временем ситуация изменилась.
|
- |
Андрей, а что для тебя главное в рисунке, как рождается замысел, композиция? |
- |
У художника почти всегда идей больше, чем возможностей их реализовать. Не всегда позволяет уровень техники, а иногда просто не получается воплотить идею с помощью красок, образ живет лишь в сознании, а на бумаге появляется его бледная тень. Приведу простой пример. Допустим, вы смотрите на свинцовое предгрозовое небо, которое пронизывает закатное ярко-красное солнце, объемный свет проходит сквозь нависшие тучи. Вам хочется это запечатлеть на бумаге, а не выходит. То есть вы фиксируете: цвета, краски, а вот передать все эмоции природы, затаившейся в ожидании стихии, не удается. Значит, есть еще над чем работать, нужно пытаться и пытаться воплотить задуманное.
|
- |
В твоих графических портретах лица людей подчеркнуто строги и серьезны, ты не думаешь, что они излишне реалистичны? |
- |
Художники-портретисты, подрабатывающие на Майдане Незалежности, приукрашивают людей, грубо говоря, привирают, чтобы продать свои работы. Я же стараюсь рисовать правду, насколько это у меня получается. Результат… К сожалению, не всегда получается изобразить именно то, что хочется, да и карандаш требует большого умения, им сложнее передать объем объекта, сохранить формы рисунка. Возможно, я озвучу избитую мысль, но мне кажется, что художник должен работать над формированием своего стиля, почерка. Но создать «свое лицо» не так-то просто. Общеизвестно, что трудности закаляют, поэтому я полагаю, что настоящая личность обретает прочность только в борьбе, проходя горнило испытаний. Лучше, конечно же, когда достаток и творчество идут рука об руку, но иногда приходится делать выбор в пользу чего-то одного. Я свой выбор сделал. Хочется надеяться, что со временем наладятся и бытовые проблемы, а пока я живу творчеством и ни о чем не жалею.
| |