Каждый учебный год перед директорами школ остро встает проблема подбора кадров. Да и с критериями отбора не все просто: к сожалению, ученые пока не придумали, как выяснить, способен ли человек учить других. А вот директорам школ приходится решать эту задачу постоянно, принимая на работу новые кадры.
«Я люблю тебя и хочу, чтобы все любили тебя так, как люблю тебя я. И преклоняюсь перед твоим благословенным именем — ШКОЛА…» Валентина ВЛАСЮК, сборник поэзии «Я не боюсь быть с вами откровенной».
«В школе не должны работать безразличные люди. Это самое главное условие. Но детей мало просто любить, надо чувствовать ответственность перед ними», — рассказывает Валентина ВЛАСЮК, директор средней образовательной школы №140, педагог-новатор и автор сборника стихов.
-
Школы во многих регионах страдают от нехватки кадров. Существует ли подобная проблема в Киеве?
-
Сложно говорить обо всех, но в нашей школе проблемы нехватки кадров нет. В этом плане Киев занимает преимущественное положение. Например, молодые специалисты получают по 1000 грн. «подъемных», проездные билеты, бесплатную подписку на методические издания. Победители конкурсов молодых учителей — компьютеры. Киевская администрация прибавляет по половине оклада директорам и завучам школ, учителя получают 10% надбавки. С апреля 2005 года введены надбавки за заведование кабинетом и проверку тетрадей, даже надбавки за методические комиссии выплачивают. Этих денег недостаточно, но материальный стимул присутствует и чувствуется опека. А вот регионам, действительно, приходится значительно хуже.
-
Получается, что проблемы с кадрами у Вас отсутствуют?
-
Не совсем так. Но они касаются не открытых вакансий, а профессионализма преподавателей. Ошибки педагогов стоят слишком дорого, может быть, никого из нашего детства мы не вспоминаем с такой теплотой, как хорошего учителя, и с такой болью, как плохого. Современные требования к учителю очень высоки: недостаточно, чтобы преподаватель просто дублировал учебник. Он должен постоянно развиваться: в совершенстве владеть компьютером, быть настолько эрудированным, чтобы детям было с ним не скучно. Многие учителя удивляются, почему дети их не воспринимают, а ответ прост: нужно, чтобы ты был им еще и интересен.
-
Скажите, Валентина Николаевна, преподавателей каких учебных курсов сегодня не хватает в школах?
-
Учителей информатики, физкультуры и трудового обучения для мальчиков. Как правило, это мужчины, а они избегают работы в школе из-за низкого уровня зарплаты.
-
Какие у Вас требования к сотрудникам при приеме на работу?
-
Кроме профессионализма обязательны лидерские качества и высокая креативность. Хотелось бы принять на работу учителя с авторскими программами, со своим видением процесса обучения. Сегодня догматик уже не может идти в класс к детям. Мне очень нравятся талантливые личности, которые что-то умеют делать: играть на гитаре, петь, рисовать или писать стихи. Но самое важное условие — чтобы человек был счастливым, никому не завидовал, не раздражался и не злился. Ведь «счастливый учитель — счастливый ученик». Формальные характеристики меня мало интересуют. Заинтересовать может неординарная личность. Как это ни странно звучит, учителя должны ориентироваться в своей области знания лучше, чем практики, потому что готовят будущее науки. Прогресс возможен лишь в том случае, если новое поколение специалистов подготовлено лучше предыдущего.
-
Какими путями осуществляется поиск сотрудников в системе образования?
-
Как правило, в начале календарного года школы подают заявки в районо. Чаще всего, кандидатов направляют оттуда, но за нами остается право выбора. Ищем сотрудников, используя личные связи, но не отказываем и тем, кто обратится по собственной инициативе.
-
На что Вы обращаете особое внимание на собеседовании с кандидатом? Какому кандидату откажете?
-
Справедливо полагают, что глаза — зеркало души. Людей «видно» сразу. Очень помогает интуиция. Как правило, задаю вопрос: «А что Вас не устраивало на предыдущем месте работы?». Настораживают «летуны», сменившие за короткий срок несколько мест работы, отрицательное впечатление остается о человеке с большим стажем работы, но имеющим низкую категорию.
-
Как объяснить, что при несдотаточно комфортных условиях работы и низкой зарплате, подавляющее большинство учителей все же любят свою работу?
-
Это потому, что наши учителя настоящие энтузиасты своего дела. А это — подлинное народное достояние. Хочется, чтобы вспоминали об этом не только в канун праздника.