Какой бы скучной была бы наша жизнь без рекламных огней… |
Институт рекламы в Киеве существует шестой год. В этом году его первые выпускники получили дипломы бакалавра, а, значит, можно смело говорить о первых успехах в сфере рекламного образования в Украине. Мой собеседник — проректор Института рекламы Сергей ЛИФИНЦЕВ.
— Насколько профессия рекламиста престижна в нашей стране? — Говорить о том, что эта профессия в Украине модная и престижная еще рано. Далеко не все понимают смысл и значение предмета этой деятельности. Пожалуй, только те специалисты, которые непосредственно работают в рекламной отрасли. За всю историю института был только один случай, когда к нам пришел молодой человек, и на вопрос: «Понимает ли он, что такое реклама?» ответил: «Да, я ждал, пока появится такой институт, и я хочу учиться именно здесь».
— Что вы можете сказать о ваших конкурентах… — Рекламное образование в Украине — ровесник нашего института. Наш институт — первый в Украине специализированный вуз в сфере рекламы, и сегодня, к сожалению, остается единственным высшим специализированным учебным заведением, готовящим специалистов для рекламной отрасли в Украине. Есть много компаний и учебных центров, которые предлагают курсовую подготовку. И некоторые работают на достаточно высоком уровне. Меня больше беспокоит не конкуренция. Я опасаюсь пирожковых кооперативов начала перестройки: два-три месяца — и специалист готов. Нередко случается, что абитуриенты, узнав, что в институте второе высшее образование можно получить через два года, удивляются: «А почему так долго? На курсах можно за 3 месяца получить ту же специальность…»
— Тем не менее, многие успешно работают в рекламной отрасли, не имея базового специализированного образования… — Да, но эти люди потратили немало времени и сил на самообразование. Они работают в рекламной отрасли давно и потому достигли серьезного уровня, другое дело, что отсутствие системного образования часто не позволяет им продвигаться в этом бизнесе быстрее.
— Рекламное образование — отрасль молодая, как вы решаете вопрос с преподавателями? — Эта проблема актуальна не только для Украины, но и для стран СНГ и Европы. Рекламисты давно поняли, что, привлекая к учебному процессу только практиков, формируют у студентов лишь навыки. Сформировать логику мышления можно только, основываясь на мощной теоретической базе. А вообще реклама как наука в нашей стране находится на начальном этапе своего развития. Многие высококвалифицированные специалисты-практики просто не умеют излагать свои методы работы, многие могут рассказать, но не могут написать об этом. Точнее, могут, но это будут лишь воспоминания…
— Как обстоят дела с рекламным образованием в России? — В России профессия рекламиста внесена в Классификатор профессий, существует образовательный стандарт в сфере рекламы на государственном уровне. Правда, они не могут решить, куда отнести новую специальность «реклама»: к искусству или к экономике. В Украине такого стандарта пока нет. Только в прошлом году мы утвердили в Министерстве образования и науки Украины две специальности: «маркетинг рекламы» и «менеджмент рекламы».
— Выпускники вузов часто сетуют на то, что нелегко устроиться на работу, найти практику…. — У нас другая проблема. С 15 сентября, уже с первого курса, у наших студентов начинается практика, и уже после первой практики, которая длится месяц, мы начинаем задумываться: как вернуть всех студентов обратно в аудитории. После третьего курса, когда студенты стажируются уже в течение учебного года, а на занятия приходит по вечерам и в субботу, эта проблема нарастает. Есть и печальные прецеденты: ребята, попав в рабочую атмосферу, бросали занятия. Их заверили, что они гении, пообещали огромные деньги, а в результате совершенно «зеленых» выжимали как лимон и безжалостно выбрасывали на рынок труда. А ведь они как специалисты еще ничего не стоили. У них были только идеи. Те же ребята, которые знают чего хотят и умеют учиться, уже со второго-третьего курса находят стабильную работу. Ведь это нонсенс, если хороший специалист регистрируется на бирже труда.
|