«Мелочей в таком деле не бывает: любая деталь, которой вы, возможно, даже не придадите значения, может сыграть определяющую роль в принятии решения работодателя», — утверждает
Ирина Лапко, менеджер по персоналу торговой компании «Агора».Готовясь к собеседованию, желательно узнать, к какому стилю общения относится ваш собеседник (работодатель). Постарайтесь предварительно собрать сведения о человеке, с которым предстоит встреча. Если такой возможности не представится, попытайтесь сориентироваться «на местности»: по первому же заданному вопросу и по тому, в какую сторону смещаются акценты в беседе. Определить стиль общения работодателя, возможно, поможет следующая классификация.
СТИЛЬ: «Основное внимание — действиям» Как распознать собеседника этого стиля? Он склонен обсуждать: достижения, результаты, конкретные вопросы, эффективность изменений, ответственность, опыт преодоления препятствий… Люди этого стиля прагматичны, прямолинейны, решительны, энергичны, быстро переключаются с одного вопроса на другой.
Как лучше построить беседу?
- Изложив позицию, сформулируйте вывод;
- четко изложите предложения;
- будьте, по возможности, лаконичны;
- подчеркните практическую направленность ваших предложений;
- используйте для убедительности не только слова, но и документы, рекомендации.
СТИЛЬ: «Основное внимание — процессу».Приверженцы этого стиля, как правило, расставляют акценты на: процедурных вопросах, планировании, организации контроля и проверок, апробации нововведений. Ориентированы на установление причинно-следственных связей, склонны систематизировать информацию. Последовательны, честны, многословны, малоэмоциональны, методичны.
Построить деловое общение нужно таким образом:
- излагая информацию, опирайтесь исключительно на факты;
- придерживайтесь логического порядка повествования: раскройте предысторию вопроса или ситуации, опишите современное состояние, спрогнозируйте исход;
- разбейте рассказ на составные части;
- предлагая альтернативы, укажите положительные и отрицательные последствия;
- не торопите вашего собеседника;
- упорядочьте ваши предложения (1,2,3…).
СТИЛЬ: «Основное внимание — проблемам взаимоотношений»] Собеседникам этого стиля характерно обсуждение: проблем общения, взаимопонимания и саморазвития, потребностей и мотиваций, работы в команде, сотрудничества, ожиданий. Они: спонтанны; способны к сопереживанию; психологически восприимчивы и эмоциональны.
Целесообразнее построить беседу таким образом:
- предварите разговор небольшим вступлением (не начинайте сразу о деле);
- подчеркните связь между вашими предложениями и нуждами и проблемами людей;
- проиллюстрируйте на конкретных примерах действенность ваших предложений;
- укажите, что вас поддерживают (или поддержали бы) многие уважаемые люди;
- при деловой переписке используйте неформальный стиль.
СТИЛЬ: «Основное внимание — оптимизации творческого потенциала работников» Характерно: обсуждение концепций, нововведений, творческих подходов, возможностей, вероятностей, методов улучшения, решения проблем, потенциала, альтернатив. Эти собеседники полны идей, харизматичны, эгоцентричны, малореалистичны, но при этом оказывают стимулирующее влияние на других.
С ними наиболее эффективно строить общение по такой схеме:
- подчеркните уникальность вашей идеи;
- выделите ключевые понятия предложений;
- не раздражайтесь, если ваш собеседник будет «ходить вокруг да около» проблемы;
- начинайте с общих позиций, плавно переходя к частностям.
Если удастся с первых минут правильно оценить стиль общения работодателя и избрать верную тактику поведения, ваши шансы успешно пройти собеседование значительно возрастут.