Все дороги ведут в автосервис
Рано или поздно каждый автолюбитель обращается к услугам автосервисных предприятий. Верный железный «коняшка» на протяжении жизни всегда будет требовать, как минимум, профилактического осмотра. Но иногда устранение неполадок становится серьезной проблемой, решение которой немыслимо без квалифицированных специалистов СТО. Это как раз тот случай, когда вспоминаются слова из культового кинофильма: «Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать». |
|
Автобум
Один из показателей насыщенности рынка услуг автосервиса — количество автомобилей на одну станцию техосмотра (СТО). На сегодняшний день в Украине их насчитывается чуть более 5000, на каждую из которых приходится почти по 1350 легковых автомобилей (для примера, в Европе — не более 1000). Экспертами подсчитано, что каждая появляющаяся на украинских дорогах тысяча авто (в большинстве своем состоящая из машин «бэушного» происхождения), требует создания новой СТО с 5–30 штатными специалистами.
|
В противном случае, в недалеком будущем значительная часть мужского населения будет вынуждена коротать свободное время под капотами или днищами своих авто. Развитию автоуслуг препятствует не только перегрузка фирменных станций, но и высокая стоимость предлагаемых ими работ. Сегодня на СТО не всегда можно попасть в день возникновения проблемы, что при нынешнем ритме деловой жизни, в принципе, неприемлемо для занятого человека, не мыслящего себя без автомобиля. | Поэтому определенной части самых активных потребителей услуг СТО (владельцам иномарок возрастом до пяти лет) приходится прибегать к услугам не фирменных станций, а частных универсальных. Но, к сожалению, не все из них могут гарантировать высокое качество работ из-за отсутствия необходимого оборудования и низкой квалификации персонала. За последнее десятилетие в Украине численность работающих в автосервисе возросла более чем в 8 раз — с 20 до 160 тыс. человек. Причем, столь интенсивный рост шел в основном за счет увеличения числа непрофильных специалистов, составляющих, особенно на периферии, до 90% и более общего числа работающих. На диаграмме 1 показан спрос на работников автосервиса по данным еженедельника «Пропоную роботу».
Профессии в автосервисе
Современный автосервис насчитывает полтора десятка специальностей. Распределение количества вакансий в этой сфере представлены на диаграмме 2. «Наиболее дефицитные, — по словам начальника цеха автосервиса Сергея Лапинского, — электронщики и инжекторщики: специалисты, которые должны иметь специальное образование. Причины нехватки данных специалистов в том, что учебные заведения просто их не готовят. Большим автосервисным станциям приходится направлять людей на обучение за границу или готовить самостоятельно. У малых станций такой возможности, как правило, нет». Основную часть работников автосервиса составляют автомеханики и автослесари. Обычно в автосервисе есть еще и жестяной цех и малярный. Жестянщики выправляют, шпаклюют и готовят к покраске разбитую машину. «Доводкой» и покраской автомобиля занимаются маляры. «Доводка» — процесс трудоемкий и длительный, требующий терпения (качества, более присущего женщинам). Кстати, маляр — единственная профессия в автосервисе, которая, по мнению специалистов, подходит женщинам. Приходится тщательно зашпаклевывать поврежденный участок кузова, причем, до тех пор, пока его поверхность не станет идеально ровной, и не будет выделяться на общем фоне. На серьезных станциях обязательно оборудован пост диагностики. Механики-диагносты особенно востребованы в сервисе импортных автомобилей и современных отечественных марок (на каждую точку положено иметь 1-2 специалиста). Растет потребность и в специалистах по микроэлектронике, так как все больше машин оснащаются бортовыми компьютерами. Многие идут в эту профессию ради высоких заработков: в среднем хороший автомеханик зарабатывает не меньше 2500 грн. Но для того чтобы достичь подобного уровня профессионализма, нужны «светлая» голова и умение работать руками. Самая низкооплачиваемая профессия в автосервисе — мойщик, оклад — от 500 до 1000 грн. Как постоянную такую работу рассматривать, наверное, нельзя, но как вариант подработки (для студентов и др.) — вполне.
Требования и обязанности
|
Автомаляр Требования: опыт работы: от 1 года. Возраст: 18-40 лет. Образование: среднее специальное. Мужчина/женщина, практический опыт работы по окраске и восстановлению лакокрасочного покрытия транспортных средств, обработке антикоррозийными составами, полировке; опыт работы с материалами 3М, Spies Hecker, DuPont, Sikkens, умение красить Спецтребования: владение аэрографией. переходом. | Автомеханик. Обязанности: ремонт и контроль технического состояния легковых автомобилей, работа с автосервисами и страховыми компаниями. Требования: опыт работы — от 2 лет. Возраст — от 18 до 45. Образование: среднее специальное или высшее. Мужчина, права категории B, опыт работы с иномарками и (или) отечественными автомобилями, знание слесарного дела, электрики, механики. Автожестянщик. Обязанности: реставрация кузовов автомобилей. Требования: опыт работы — от 3 лет. Возраст: от 25 до 40. Образование: высшее, среднее специальное. Мужчина, опыт работы с отечественными и (или) иностранными автомобилями, знание электро-, газосварки, умение работать на различных стапелях. Спецтребования: знание арматурных работ. Диагност. Обязанности: диагностика и ремонт всех электрических систем автомобилей. Требования: образование — среднее специальное. Опыт работы — от 2 лет. Возраст — 20-45 лет. Мужчина. ПК — знание систем компьютерной диагностики (DIS, WIS, VAG, Star Diagnosis). Автослесарь. Собственно, эта группа объединяет несколько специальностей: мотористов, электриков, ходовиков, шиномонтажников и потому их функциональные обязанности взаимосвязаны со специализацией. Требования: опыт работы — от 1 года. Предпочтительный возраст — 25-45 лет. Образование: среднее специальное или высшее. Мойщик автомашин. Обязанности: мойка и автомойка, химическая чистка салона. Требования: знание химсоставов средств химической чистки и шампуней для мойки. Возраст: от 18 до 40 лет.
Нюансы поиска
Во многих объявлениях о вакансиях указывается, что при приеме на работу предпочтение отдается универсалам. Считается, что чем универсальнее специалист, тем более он востребован, поскольку один и тот же сотрудник в состоянии выполнить и ремонт ходовой части и устранить мелкие неполадки. Всегда ли это так? «Напротив, лучшими являются «узкие» специалисты, — считает Сергей Попов, мастер СТО «Ситроэн». — Если человек специализируется, например, на ремонте карбюраторов, то он будет знать их досконально, поэтому как специалист он более ценен». Почему же одни работодатели хотят видеть на рабочем месте универсалов, а другие — приглашают только узких специалистов? «Практика показывает, что на определенных этапах развития компании требуются разные сотрудники, — рассказывает Ирина Киндрась, менеджер по персоналу ООО «Автомир». — Только начинающие работать автосервисные предприятия предъявляют особые требования к сотрудникам. Например, подыскивая автомеханика-универсала с большим опытом работы c разными марками автомобилей, способного выполнять функции 2–3 специалистов, которых еще нет смысла нанимать, для которых еще нет соответствующего объема работы и, следовательно, возможности платить им достойную зарплату. Если же руководство давно существующего и стабильного автосервисного предприятия ставит целью постепенно готовит кадровый резерв компании, то выдвигает совсем другие требования к соискателям на должность автомеханика. Например, возраст до 35 лет, способность к обучению, активность, так как главное, что потребуется от кандидата, — это быстро и качественно обучиться особенностям профессии и долго работать в компании, окупая затраты на обучение, и принося прибыль». Итак, «на каждый товар есть свой купец». А это значит, что у специалистов разной квалификации есть равные шансы найти работу. |