Принято считать, что известная поговорка: «У вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление» относится только к человеку, претендующему либо недавно занявшему ту, или иную должность. Но ведь прием на работу, период адаптации и последующая трудовая деятельность — это вопрос, в равной степени волнующий как нового работника, так и руководство компании, Это экзамен не только для одной стороны...
ИТАК, первый шаг приема нового сотрудника — собеседование, и чаще всего — многоэтапное. Цель собеседования — выявить профессиональные и личностные качества соискателя, опыт, знания и способности, а также определить, насколько эти критерии соответствуют стратегии компании в целом, и вакантной должности, в частности. Во многих организациях, учреждениях и фирмах стало традицией проводить многочисленные собеседования: интервью в жесткой форме, сложные многоуровневые тесты, деловые игры с тщательным разбором выявленных недостатков претендентов на должность и пр. Однако профессиональная практика свидетельствует о том, что такие собеседования не всегда оправданы и не соответствуют конкретной цели отбора соискателя. Более того — вредят имиджу компании в целом. Многие работодатели не учитывают того, что, проводя первую встречу в агрессивной и жесткой манере, они создают неблагоприятное впечатление. Самое время задаться вопросом: «Захочется ли грамотному специалисту с адекватной самооценкой продолжать сотрудничество с компанией, которая с первых же шагов продемонстрировала пренебрежение этическими нормами, и отнеслась к новому человеку недоброжелательно».
Чтобы таких проблем не возникало, специалисты в сфере управления советуют создать приемлемый стандарт правил приема на работу на основе принципов корпоративной культуры. Уже первые моменты пребывания кандидата на должность в стенах фирмы должны быть комфортными и беспроблемными. К примеру, при входе соискателя должен встретить администратор или менеджер, назначавший встречу, и проводить до места собеседования. Существенно облегчает общение наличие у менеджера компании бэйджа или настольной таблички с указанием его имени и должности. Для создания благоприятной обстановки во время тестирования, деловых игр или интервью целесообразно повесить на дверь табличку с просьбой не беспокоить. Само собой разумеется, стиль этого общения не должен противоречить нормам этикета. Постоянное отвлечение интервьюера от темы беседы, переключение на другие разговоры и телефонные звонки не способствуют установлению делового контакта с потенциальным сотрудником фирмы. Поэтому специалисты советуют в данном случае или предупредить секретаря или диспетчера о времени проведения интервью и заранее попросить не переключать звонки, либо включить автоответчик. Первое мнение о компании, фирме формируется из самых, казалось бы, незначительных, фрагментов. Обстановка кабинета, уют в офисе, внешний вид сотрудников, услышанные реплики — эти факторы играют весомую роль в формировании мнения об имидже компании и соответственно — желания, или не желания работать в ней.
Но первое впечатление о новом сотруднике и компании очень часто бывает обманчивым. Именно поэтому широко распространена адаптационная программа, направленная на плавное вхождение нового сотрудника в структуру компании, знакомство с документооборотом, функциональными обязанностями и корпоративной культурой.
Прием на работу нового персонала — важный шаг развития организации. Поэтому уже во время собеседования, и особенно — во время адаптационного периода, руководитель, наблюдая за работой «новичка», должен часто задавать себе один и тот же вопрос: «Какие бы чувства вызывал тот факт, что этот человек работал бы на конкурента?»
|