Професії, згадані в цій статті – важливі і потрібні суспільству. Але це не означає, що вони не спричиняють певний вплив на мозок людини, і з цим впливом потім буває важко боротися. Розберемо на прикладі конкретних професій, яку саме шкоду вони можуть завдати з роками мозку і як цьому, власне, запобігти.
Если вам посчастливилось пройти стажировку за рубежом, радуйтесь: усовершенствуете не только свое мастерство, но и научитесь иной культуре делового общения.
Знание чужой культуры помогает в общении
Американцы — индивидуалисты, им нравится действовать самостоятельно, не оглядываясь на руководство. Соответственно они не любят людей, которые все время спрашивают разрешения. Ведь если не запрещено — надо действовать! Они очень мобильны и легко идут на риск. Американцы грубоваты, и если не согласны с чем-то — просто говорят об этом. У них отсутствует интерес к другим культурам, так как абсолютно уверены — они намного лучше других наций. Не смотря на это, жители Америки неплохо относятся к иностранцам.
Англичане очень консервативны и спокойны. У англичан не принято заговаривать с незнакомцами в поезде, они предпочитают почитывать газеты. Когда англичанин с чем-то не согласен, он может это высмеять в свойственной только этой нации манере: жестко и бесцеремонно. Жители Туманного Альбиона, в отличие от американцев, не любят спешить.
Австралийцы разговаривают на сленговом английском языке (ему уже больше 200 лет!), который очень тяжело понять без подготовки. Австралийцев считают и образованными людьми, и «мужланами» одновременно. Если у вас завязался разговор с незнакомым австралийцем на улице, точно сказать, чем он закончится (распитием спиртного в баре или «мордобоем»), заранее не знает никто.
Финны очень добросердечные люди, страдающие комплексом неполноценности. Они называют себя «тугодумами» и «невеждами». Финны очень любят одиночество, поэтому, если у вас во время стажировки в Финляндии завяжутся с кем-то отношения, вам придется долго ждать ответного письма, если, конечно, вы вообще его получите.
Французы верят в уникальность своей нации. Они оберегают свой язык и свою культуру: они — часть Европы, но совершенно другая и, конечно же, самая лучшая. Если думаете, что английский вам поможет найти общий язык с французами, вы глубоко заблуждаетесь: в этой стране даже по радио крутят исключительно национальную музыку. Французы очень логичны, у них отсутствует интуиция. Они подозрительны, упрямы, быстро мыслят, но не любят, когда их торопят.
Дисциплинированность немцев — не миф. Они никогда не опаздывают и следят за соблюдением иерархии в обществе и субординации на работе. Немцы бесхитростны, они искренне верят, что и остальные люди такие же.
Итальянцы самые коммуникабельные люди Европы: они обожают и разговаривать, и слушать. Причем обсуждают абсолютно все: начиная проблемами собственной семьи и заканчивая политикой. Итальянцы экспансивны, даже театральны. Они не особенно чувствительны и потому могут, не подумав, обидеть других людей. Итальянцы не просто всегда (!) опаздывают — они никогда не приходят на назначенное время. Существует даже специальная квота задержки, при которой никто ни на кого не обижается: в Милане она составляет 20 минут, в Риме — полчаса, на юге Италии — 45 минут. То же и с выплатой зарплаты: обычное дело, если ее задержат на каких-то полтора — два месяца.
Португальцы хорошие ораторы и писатели. Они очень дорожат дружественными связями и предпочитают все решать «по знакомству». Португальцы делают вид, что понимают собеседника, даже если вообще ничего не понимают. Свои тре6ования они аргументируют окольными путями.
Россияне во многом похожи на нас, но не всегда. Например, попадая в тупиковую ситуацию, считают, что лучший выход: «утро вечера мудренее». Россияне заботятся о своем реноме, статусе, об уважении к своей нации, хотя и часто за счет других наций. Их легко обидеть, плохо отозвавшись о «чисто» русских привычках.
У арабов единицей общества является семья. Если у нас принято ценить человека по его делам, то у арабов — по сословной принадлежности. Они не любят путешествовать. Арабы очень милосердны (считают, что каждого слабого нужно защитить, а нуждающегося покормить, одеть, дать кров), потому они очень гостеприимны.
Японцы не индивидуалисты, они сосуществуют вместе с компаниями, фирмами, сообществами. Японцы не отдают приказы, они просто говорят: «Неплохо было бы сделать то-то и то-то», — и ожидают, что все будет сделано в срок. Японцы очень вежливые и никогда не «теряют свое лицо». Также они никогда не говорят «нет», хотя и японское «да» не всегда является «да».
Главные китайские ценности — скромность и терпимость, а также порядочность. Если американец, которого уличили в бесчестном поступке в Нью-Йорке, уже через неделю может начать все с начала в Калифорнии, то китайцу, «потерявшему свое лицо», придется возвращать свою репутацию не менее сорока лет в той же самой общине, на том же рабочем месте и в том же окружении. Находясь в Китае, важно помнить: то, что для нас — смешные предрассудки, для них — реальность, которую нельзя игнорировать.
Леся КОСТИВ
Коллаж Екатерины ТОЛМАЧЕВОЙ
В статье использовался материал из книги Р.Д. Льюиса «Деловые культуры в международном бизнесе».