Как показывают исследования, менее 30% покупок запланированы, в остальных 70% случаев решение о приобретении покупатель принимает непосредственно у полки с товаром.
Мы попросили прокомментировать некоторые вопросы по мерчендайзингу Руслана Овчаренко, старшего мерчендайзера сети магазинов «СОЮЗ» (г. Чернигов), сети дискаунтеров «КВАРТАЛ» (национальная франчайзинговая сеть).
-
Насколько профессия мерчендайзер популярна в Украине?
-
Отвечая на этот вопрос, я всегда уточняю: «Вы хотите повышения продаж? Вы хотите добиться лучшего представления товара на полках магазина?». И, что характерно, все с уверенностью отвечают: «Да». Этот ответ и свидетельствует о популярности и востребованности этой профессии. Так, в сети магазинов «Союз» и «Квартал» существуют свои стандарты мерчендайзинга, следуя которым, работники, начиная от продавца и заканчивая директором магазина, организовывают и стимулируют процесс продаж.
-
Что входит в сферу деятельности мерчендайзера?
-
Мерчандайзер прописывает стандарты эффективного использования торговой площади и оптимального размещения товара. Разрабатывает планограмму магазина и возможности ее изменения с вводом новых товарных позиций. Проводит обучение персонала.
-
Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать этот специалист?
-
Профессионал должен владеть необходимыми знаниями основ мерчендайзинга и вспомогательных программных продуктов. Особых требований к личностным качествам, вероятно, нет. На мой взгляд, эта профессия требует внимательности, аналитических способностей и внутреннего стремления к постоянным улучшениям, ориентации на результат.
Где готовят таких специалистов?
-
Помимо курсов, очень ценится практический опыт, приобретенный в крупных иностранных и украинских компаниях с высоким уровнем менеджмента и организацией розничных продаж. Безусловно, многие предпочитают «выращивать» кадры, продвигая и обучая тех, кто готов и хочет реализоваться в данной профессии. Моя же школа обучения — это книги, специализированные тренинги, консультации и опыт, опыт, опыт.
Их очень много. Правила могут быть разными, в зависимости от формата магазина, приведу некоторые классические принципы. Принцип «Левого глаза». Мы читаем слева направо, соответственно, основную часть внимания покупатель обратит на продукцию, которая находится в средней левой части стеллажа. Принцип «Правой стороны». В силу того, что у большинства людей правая рука развита лучше левой, передвигаясь по магазину, покупатели придерживаются правой стороны. Там же располагаются товары импульсного спроса (т.е. незапланированные для покупок). Принцип «Середины». Покупатели уделяют внимание средней части стеллажа. Этот участок и считается приоритетным. Симптом «Газона». Посетители сокращают свой путь к нужному товару. Чтобы избежать привыкания к размещению продуктовых групп, в магазине необходимо менять их расположение, побуждая заново присматриваться к ассортименту.
Как часто мерчендайзеру необходимо повышать свою квалификацию?
-
Всегда! Такой вопрос когда-то я задал директору на своей первой работе. Ответ я запомнил навсегда: «Учение — свет, а неучение — чуть свет и на работу». Вот так.
Как часто приходят новинки по мерчендайзингу с Запада?
-
В режиме on-line: Интернет, специализированные журналы и книги, выставки, тренинги. Недостатка в информации нет — главное, правильно ее применять. Каждая компания индивидуальна. Важно не принимать все как панацею, а анализировать и вырабатывать свои пути реализации новых знаний. Но очень оперативно! Чтобы всегда быть первыми.
Как часто мерчендайзеры проходят квалификационное тестирование?
-
Результаты работы этих специалистов всегда на виду. Необходимости в периодическом тестировании нет. Оценка профессиональных знаний может проводиться привлеченными консультантами. Кроме того, оценка знаний и результатов проводится в рамках аттестации персонала компании.