pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
Про видання pro-robotu.ua Контакти pro-robotu.ua Розміщення оголошення
в тижневику
pro-robotu.ua Вакансії та
оголошення
pro-robotu.ua Пошук
по сайту
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua
pro-robotu.ua Підписка на
видання
pro-robotu.ua КЗпП України pro-robotu.ua Інтерв'ю та
статті
pro-robotu.ua Класифікатор
професій

Онлайн журнал


Поради з працевлаштування

Как повысить свою квалификацию без затрат

 Квалификация без затрат чаще всего основывается на самообучении, саморазвитии, ведь специалист должен самостоятельно без лишних затрат подобрать себе ресурсы для этих целей. Где искать ресурсы для саморазвития и повышения квалификации и как выбрать подходящий?

• докладніше

Чергове збільшення мінімальної зарплати в Україні

 З 1 січня 2021 року, розмір мінімальної заробітної плати має збільшитися на 1 000 (одну тисячу) гривень

• докладніше

Зверніть увагу:

Робота кухарем в Києві

Робота водієм в Києві

Робота вантажником в Києві


Інтерв'ю та статті |

Александр Мурашко


АЛЕКСАНДР МУРАШКО


Во второй половине ХІХ века Киев активно застраивался. В архитектурном облике кварталов, примыкающих к Владимирской улице, важную роль должен был играть Владимирский собор. «Долгострой» возводили тридцать четыре года.

А. Мурашко. Похороны кошевого
А. Мурашко. Похороны кошевого

Во второй половине ХІХ века Киев активно застраивался. В архитектурном облике кварталов, примыкающих к Владимирской улице, важную роль должен был играть Владимирский собор. «Долгострой» возводили тридцать четыре года. Первоначальный проект архитектора И. В. Шторма — грандиозный храм с 13 куполами — так и не был утвержден: чересчур дорого. Архитектор П. И. Спарро оставил в проекте только семь куполов. Закладка собора состоялась в 1862 году. Руководство строительными работами поручают А. В. Беретти, который на ходу меняет проект… В стенах возведенных до купола, появляются трещины, и строительство прекращается на десять лет. Сплошная головная боль. Пришлось даже делать проект достройки. Расписывать собор пригласили В. Васнецова, М. Нестерова, М. Врубеля, Н. Пимоненко и других известных художников, работающих под руководством профессора Адриана Прахова, историка искусств, археолога и критика. Именно Прахов привлек к оформлению собора Александра Ивановича Мурашко, столяра и резчика по дереву. Получив подряд на грунтовку стен и позолотные работы, Мурашко-старший перенес из Чернигова в Киев свою мастерскую. У него было чутье настоящего коммерсанта: за первым подрядом последовал и второй — на изготовление церковной мебели.

Так совсем юный и застенчивый мальчик Саша Крачковский, пасынок Александра Ивановича Мурашко, вернулся в родной город. До семи лет он воспитывался у бабушки, простой крестьянки, которая своими рассказами о героических временах казачества и прекрасными народными сказками зажгла в душе мальчика романтический огонек и разбудила воображение. Часто мальчик бегал из мастерской отчима на строительство, наблюдал за великими живописцами и их работой. Раем ему казалась рисовальная школа дяди Николая Ивановича Мурашко. Но парнишку, который всерьез мечтал стать художником, отдали в гимназию. Учился он весьма неважно, поэтому рассерженный отчим забрал Сашу из гимназии и отдал в ученики работавшему в его мастерской иконописцу. В худом, высоком и нескладном подростке, который немного заикался и был очень застенчив, В. Васнецов и А. Прахов рассмотрели Божью искру таланта. Васнецов позволил пятнадцатилетнему подростку копировать лики, написанные на стенах Владимирского собора.

У подростка была мечта — дерзкая и труднодостижимая. Саша мечтал учиться в Петербургской академии художеств. Отчим же был непреклонен: столярное ремесло и «малевание» иконописных ликов — самая что ни на есть подходящая профессия. Скандал получился громким, строптивый мальчишка решил перейти на собственные хлеба и сбежал из дому. Ночевал с босяками на плотах и баржах, на днепровских склонах, в недостроенном соборе и рисовал. Набрасывал портреты колоритных киевских босяков, жанровые сценки на подольских базарах. Кочевая жизнь привела к тому, что Саша сильно простудился и обратился за помощью к отчиму. Но Александр Иванович был, что называется кремень, и, желая вернуть строптивца и ослушника домой, проигнорировал просьбу. Тогда дерзкий мальчишка обратился за помощью к А. Прахову: «Мне бы немного денег, поживу в деревне, поправлю здоровье, поработаю, а осенью поеду поступать». Прахов дал юноше денег и попытался «разрулить» семейный конфликт. Виктор Васнецов, Николай Мурашко, родной брат Александра Ивановича, и Адриан Прахов уговорили Мурашко обвенчаться с матерью Саши (брак не был освящен церковью), усыновить юношу и более не противиться его желанию стать художником.

Теперь Александр Мурашко-младший мог учиться в частной рисовальной школе дяди, впоследствии ставшей городской, финансировавшейся меценатом Н. И. Терещенко. Здесь преподавали известные художники, школу поддерживали выдающиеся деятели культуры — Репин, Крамской, Поленов, Ге, Чистяков и Мясоедов. Профессора Киевского университета вели историю искусств, анатомию и перспективу. В 1894 году Александр Мурашко отправился штурмовать северную столицу, имея рекомендательные письма В. Васнецова и А. Прахова, а также наброски, портреты и жанровые сценки, написанные им в деревне под Киевом, где он жил, готовясь к поступлению в класс И. Репина. Попытка слету покорить академию не удалась. Мурашко поступает в Высшее художественное училище, открытое при академии, и через два с половиной года как один из лучших учеников становится вольнослушателем учебного заведения, о котором он мечтал.

А. Мурашко. Девочка с таксой
А. Мурашко. Девочка с таксой
Мурашко плодотворно работает в жанре портрета — «Портрет девушки», «Портрет юноши, читающего книгу», «Портрет Зинаиды Евдокимовой», «Портрет художника Николая Петрова». Рядом с ним учатся друзья-соперники Б. Кустодиев и Ф. Малявин. Заканчивая академию, выпускники представляли на конкурс картину. А. Мурашко представил «Похороны кошевого». Тема, без сомнения, была выбрана под влиянием репинских «Запорожцев…» Запорожцы Мурашко провожают в последний путь своего предводителя, гроб накрыт красной тканью, каждый держит в руках горящую свечу. Фоном служит темный лес, из которого выходит похоронная процессия. Сумрачная картина, сумрачные чувства. Это единственное полотно художника на историческую тему. Мурашко обошел своих друзей-соперников: ему досталась золотая медаль и право обучения за границей за счет академии. Особо значительным для него было пребывание в Париже и Мюнхене (1901-1903), где он усваивает уроки импрессионизма.

В начале ХХ века импрессионисты уже превратились из бунтарей в знаменитых художников. Главное для импрессионистов — цвет, их уроки усваивает Мурашко. На его полотнах появляются отсветы парижских фонарей, переливы тканей, из которых сшиты платья кокетливых парижанок. «Мазила из Саши выйдет великолепный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант», — считал А. Прахов, его поддерживал и Н. Мурашко. Как известно, Париж — город-праздник, с дисциплиной здесь туго, ведь богема ее не признает. По совету старших друзей и наставников Александр Мурашко перебирается в Мюнхен, который в то время был центром искусства модерна. Среди знаменитых мюнхенцев, выставлявшихся на престижной ежегодной выставке — Мюнхенском сецессионе — был и знаменитый художник Валентин Серов. Мурашко совершенствует рисунок, осваивает некоторые приемы, характерные для модерна, но навсегда остается приверженцем реализма в искусстве.

В 1904 году в Петербург возвращается зрелый мастер. Своеобразным итогом ученичества стала картина А. Мурашко «Карусель». Две юные крестьянские девушки, впервые попавшие в город, катаются на карусели. «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, смущение и радость простых деревенских девушек…», — писал А. Мурашко. Картина экспонировалась на Мюнхенской международной выставке 1909 года и получила золотую медаль. «Карусель» купили для Музея изобразительных искусств Будапешта, у нас остался только эскиз… Это было уже международное признание. Художник получает приглашения принять участие в выставках и посетить Берлин, Париж, Вену, Амстердам, Венецию, он на равных соперничает с русскими и европейскими художниками, представляя украинское искусство, которое становится частью европейского художественного процесса.

А. Мурашко. Крестьянская семья
А. Мурашко. Крестьянская семья
Но ни Петербург, ни европейские столицы не могли соперничать с родным городом, в 1907 году художник возвращается в Киев: «Тут солнце, тут чудесная природа, тут своя культура». На родине написаны такие шедевры — «Солнечные пятна», «Благовещение» (единственная картина на религиозную тему), портреты Веры Дитятиной и Веры Епанчиной. Увидев в Национальном художественном музее Украины последний портрет, известный меценат и коллекционер барон Э. Фальц-Фейн узнал свою матушку, которая в эмиграции сокрушалась, что ее любимый портрет сгинул в огне гражданской войны. Теплые родственные отношения с семьями Н. Мурашко и А. Прахова художник пронес через всю жизнь: он и Николай Прахов, сын А. Прахова были женаты на сестрах. Замечательные портреты Н.Мурашко («Старый учитель»), его жены Е.Мурашко, А. Прахова и его дочери, а также жены художника Маргариты Мурашко можно увидеть в Национальном художественном музее Украины. Там же находится и самая, пожалуй, известная картина живописца — «Крестьянская семья».

Стремясь превратить Киев в значительный художественный центр, А. Мурашко открывает свою студию живописи, где одновременно обучается до ста человек. Он преподает в Киевском художественном училище, открытом на базе школы Н. Мурашко. Студия играла большую роль в художественной жизни города. Александр Александрович мечтал поднять ее до уровня академии. Мастер стоял у истоков создания «Нового общества художников», выставки которого с успехом проходили в Киеве, Петербурге, Вологде и других городах России до 1915 года. «Мне нужна украинская Академия художеств в родном городе Киеве, где столько света, столько красоты», — говорил А. Мурашко. Несмотря на бесконечную смену властей, Мурашко и его единомышленники своего добились.

Он жил на Лукьяновке в небольшом частном доме. Не боялся ходить поздно вечером — в городе его знали. Теплой июньской ночью 1919 года он возвращался с женой из гостей. Его остановили трое, жену заставили уйти. Неподалеку от дома художника убили по-бандитски — выстрелом в затылок. А. А. Мурашко открыл скорбный реестр «случайных» смертей: ученый Лев Симиренко, художник-график Георгий Нарбут, композитор Николай Леонтович. Отстрел цвета украинской интеллигенции… Студенты и преподаватели несли покрытый красной тканью гроб с телом А. А. Мурашко на руках от академии до Лукьяновского кладбища. Ему было только сорок четыре года. Первая известная картина художника «Похороны кошевого» оказалась пророческой.

Одна из последних работ мастера — «Автопортрет» 1918 г. Гордая посадка головы, разворот плеч, уверенный в себе человек, состоявшаяся личность. Пристальный взгляд художника направлен на зрителя. Он пристально и оценивающе всматривается в нас сегодняшних.
 
Елена ШАНСКАЯ











Зверніть увагу: Знайти роботу в Києві - на Jobs.ua!


Jobs.ua рекомендує переглянути:

Наші проекти:

Jobs.ua - Робота в Україні Srochno.ua - Терміново Потрібні Training.ua - Тренінги в Україні
Vakansii.ua - Вакансії в Україні Resume.ua - Резюме в Україні Personal.ua - Пропоную Роботу
Profi.ua - Посадові Інструкції Jobsite.com.ua - Знайти Роботу ArendaZala.com.ua - Конференц зали


Робота водієм в Києві - Робота поваром в Києві - Робота продавцем в Києві - Робота менеджером в Києві - Робота касиром в Києві - Робота прибиральником в Києві - Робота перукарем в Києві - Робота вантажником в Києві

© 2002-2021 "Пропоную Роботу" | Мапа сайту