Во второй половине ХІХ века Киев активно застраивался. В архитектурном облике кварталов, примыкающих к Владимирской улице, важную роль должен был играть Владимирский собор. «Долгострой» возводили тридцать четыре года. Первоначальный проект архитектора И. В. Шторма — грандиозный храм с 13 куполами — так и не был утвержден: чересчур дорого. Архитектор П. И. Спарро оставил в проекте только семь куполов. Закладка собора состоялась в 1862 году. Руководство строительными работами поручают А. В. Беретти, который на ходу меняет проект… В стенах возведенных до купола, появляются трещины, и строительство прекращается на десять лет. Сплошная головная боль. Пришлось даже делать проект достройки. Расписывать собор пригласили В. Васнецова, М. Нестерова, М. Врубеля, Н. Пимоненко и других известных художников, работающих под руководством профессора Адриана Прахова, историка искусств, археолога и критика. Именно Прахов привлек к оформлению собора Александра Ивановича Мурашко, столяра и резчика по дереву. Получив подряд на грунтовку стен и позолотные работы, Мурашко-старший перенес из Чернигова в Киев свою мастерскую. У него было чутье настоящего коммерсанта: за первым подрядом последовал и второй — на изготовление церковной мебели.
Так совсем юный и застенчивый мальчик Саша Крачковский, пасынок Александра Ивановича Мурашко, вернулся в родной город. До семи лет он воспитывался у бабушки, простой крестьянки, которая своими рассказами о героических временах казачества и прекрасными народными сказками зажгла в душе мальчика романтический огонек и разбудила воображение. Часто мальчик бегал из мастерской отчима на строительство, наблюдал за великими живописцами и их работой. Раем ему казалась рисовальная школа дяди Николая Ивановича Мурашко. Но парнишку, который всерьез мечтал стать художником, отдали в гимназию. Учился он весьма неважно, поэтому рассерженный отчим забрал Сашу из гимназии и отдал в ученики работавшему в его мастерской иконописцу. В худом, высоком и нескладном подростке, который немного заикался и был очень застенчив, В. Васнецов и А. Прахов рассмотрели Божью искру таланта. Васнецов позволил пятнадцатилетнему подростку копировать лики, написанные на стенах Владимирского собора.
У подростка была мечта — дерзкая и труднодостижимая. Саша мечтал учиться в Петербургской академии художеств. Отчим же был непреклонен: столярное ремесло и «малевание» иконописных ликов — самая что ни на есть подходящая профессия. Скандал получился громким, строптивый мальчишка решил перейти на собственные хлеба и сбежал из дому. Ночевал с босяками на плотах и баржах, на днепровских склонах, в недостроенном соборе и рисовал. Набрасывал портреты колоритных киевских босяков, жанровые сценки на подольских базарах. Кочевая жизнь привела к тому, что Саша сильно простудился и обратился за помощью к отчиму. Но Александр Иванович был, что называется кремень, и, желая вернуть строптивца и ослушника домой, проигнорировал просьбу. Тогда дерзкий мальчишка обратился за помощью к А. Прахову: «Мне бы немного денег, поживу в деревне, поправлю здоровье, поработаю, а осенью поеду поступать». Прахов дал юноше денег и попытался «разрулить» семейный конфликт. Виктор Васнецов, Николай Мурашко, родной брат Александра Ивановича, и Адриан Прахов уговорили Мурашко обвенчаться с матерью Саши (брак не был освящен церковью), усыновить юношу и более не противиться его желанию стать художником.
Теперь Александр Мурашко-младший мог учиться в частной рисовальной школе дяди, впоследствии ставшей городской, финансировавшейся меценатом Н. И. Терещенко. Здесь преподавали известные художники, школу поддерживали выдающиеся деятели культуры — Репин, Крамской, Поленов, Ге, Чистяков и Мясоедов. Профессора Киевского университета вели историю искусств, анатомию и перспективу.
В 1894 году Александр Мурашко отправился штурмовать северную столицу, имея рекомендательные письма В. Васнецова и А. Прахова, а также наброски, портреты и жанровые сценки, написанные им в деревне под Киевом, где он жил, готовясь к поступлению в класс И. Репина. Попытка слету покорить академию не удалась. Мурашко поступает в Высшее художественное училище, открытое при академии, и через два с половиной года как один из лучших учеников становится вольнослушателем учебного заведения, о котором он мечтал.
А. Мурашко. Девочка с таксой
|
Мурашко плодотворно работает в жанре портрета — «Портрет девушки», «Портрет юноши, читающего книгу», «Портрет Зинаиды Евдокимовой», «Портрет художника Николая Петрова». Рядом с ним учатся друзья-соперники Б. Кустодиев и Ф. Малявин. Заканчивая академию, выпускники представляли на конкурс картину. А. Мурашко представил «Похороны кошевого». Тема, без сомнения, была выбрана под влиянием репинских «Запорожцев…» Запорожцы Мурашко провожают в последний путь своего предводителя, гроб накрыт красной тканью, каждый держит в руках горящую свечу. Фоном служит темный лес, из которого выходит похоронная процессия. Сумрачная картина, сумрачные чувства. Это единственное полотно художника на историческую тему. Мурашко обошел своих друзей-соперников: ему досталась золотая медаль и право обучения за границей за счет академии. Особо значительным для него было пребывание в Париже и Мюнхене (1901-1903), где он усваивает уроки импрессионизма.
В начале ХХ века импрессионисты уже превратились из бунтарей в знаменитых художников. Главное для импрессионистов — цвет, их уроки усваивает Мурашко. На его полотнах появляются отсветы парижских фонарей, переливы тканей, из которых сшиты платья кокетливых парижанок. «Мазила из Саши выйдет великолепный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант», — считал А. Прахов, его поддерживал и Н. Мурашко. Как известно, Париж — город-праздник, с дисциплиной здесь туго, ведь богема ее не признает. По совету старших друзей и наставников Александр Мурашко перебирается в Мюнхен, который в то время был центром искусства модерна. Среди знаменитых мюнхенцев, выставлявшихся на престижной ежегодной выставке — Мюнхенском сецессионе — был и знаменитый художник Валентин Серов. Мурашко совершенствует рисунок, осваивает некоторые приемы, характерные для модерна, но навсегда остается приверженцем реализма в искусстве.
В 1904 году в Петербург возвращается зрелый мастер. Своеобразным итогом ученичества стала картина А. Мурашко «Карусель». Две юные крестьянские девушки, впервые попавшие в город, катаются на карусели. «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, смущение и радость простых деревенских девушек…», — писал А. Мурашко. Картина экспонировалась на Мюнхенской международной выставке 1909 года и получила золотую медаль. «Карусель» купили для Музея изобразительных искусств Будапешта, у нас остался только эскиз… Это было уже международное признание. Художник получает приглашения принять участие в выставках и посетить Берлин, Париж, Вену, Амстердам, Венецию, он на равных соперничает с русскими и европейскими художниками, представляя украинское искусство, которое становится частью европейского художественного процесса.
А. Мурашко. Крестьянская семья
|
Но ни Петербург, ни европейские столицы не могли соперничать с родным городом, в 1907 году художник возвращается в Киев: «Тут солнце, тут чудесная природа, тут своя культура». На родине написаны такие шедевры — «Солнечные пятна», «Благовещение» (единственная картина на религиозную тему), портреты Веры Дитятиной и Веры Епанчиной. Увидев в Национальном художественном музее Украины последний портрет, известный меценат и коллекционер барон Э. Фальц-Фейн узнал свою матушку, которая в эмиграции сокрушалась, что ее любимый портрет сгинул в огне гражданской войны.
Теплые родственные отношения с семьями Н. Мурашко и А. Прахова художник пронес через всю жизнь: он и Николай Прахов, сын А. Прахова были женаты на сестрах. Замечательные портреты Н.Мурашко («Старый учитель»), его жены Е.Мурашко, А. Прахова и его дочери, а также жены художника Маргариты Мурашко можно увидеть в Национальном художественном музее Украины. Там же находится и самая, пожалуй, известная картина живописца — «Крестьянская семья».
Стремясь превратить Киев в значительный художественный центр, А. Мурашко открывает свою студию живописи, где одновременно обучается до ста человек. Он преподает в Киевском художественном училище, открытом на базе школы Н. Мурашко. Студия играла большую роль в художественной жизни города. Александр Александрович мечтал поднять ее до уровня академии. Мастер стоял у истоков создания «Нового общества художников», выставки которого с успехом проходили в Киеве, Петербурге, Вологде и других городах России до 1915 года. «Мне нужна украинская Академия художеств в родном городе Киеве, где столько света, столько красоты», — говорил А. Мурашко. Несмотря на бесконечную смену властей, Мурашко и его единомышленники своего добились.
Он жил на Лукьяновке в небольшом частном доме. Не боялся ходить поздно вечером — в городе его знали. Теплой июньской ночью 1919 года он возвращался с женой из гостей. Его остановили трое, жену заставили уйти. Неподалеку от дома художника убили по-бандитски — выстрелом в затылок. А. А. Мурашко открыл скорбный реестр «случайных» смертей: ученый Лев Симиренко, художник-график Георгий Нарбут, композитор Николай Леонтович. Отстрел цвета украинской интеллигенции…
Студенты и преподаватели несли покрытый красной тканью гроб с телом А. А. Мурашко на руках от академии до Лукьяновского кладбища. Ему было только сорок четыре года. Первая известная картина художника «Похороны кошевого» оказалась пророческой.
Одна из последних работ мастера — «Автопортрет» 1918 г. Гордая посадка головы, разворот плеч, уверенный в себе человек, состоявшаяся личность. Пристальный взгляд художника направлен на зрителя. Он пристально и оценивающе всматривается в нас сегодняшних.