БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ — БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ
о легендах мирового бизнеса
Человек — существо ленивое и потому изобретает все новые и новые вещи, которые могут обеспечить ему максимальный комфорт. Совершить открытие способен каждый, независимо от наличия или полного отсутствия образования. Причем, вовсе необязательно часами просиживать под близрастущими яблоневыми деревьями, ожидая озарения («Эврика!») от удара падающих плодов. Главное — преодолеть стереотипность мышления, отказаться от незыблемого, поставить под сомнение привычное, и, добавив чуточку авантюризма, непоколебимо верить в свою мечту. Открытия совершаются целенаправленно или случайно, причем некоторые из них увековечивают в истории имена своих авторов, а об остальных известно совсем немногим.
|
|
Например, мало кто знает, что первым копировальным аппаратом был «Ксерокс 914», созданный нью-йоркским адвокатом Ричардом Карлсоном, не удовлетворенным качеством копий, сделанных мимеографом — чудом техники того времени.
Отправляясь в дорогу, мы часто прихватываем с собой привычную баночку консервов. А между тем, чуть более 200 лет тому назад проблема сохранения пищевых продуктов была чрезвычайно актуальна, особенно в жаркое время года. Продукты солили, вялили, сушили, добавляли в них масло — ничто не приносило желаемого эффекта. Тогда во Франции объявили конкурс, который выиграл повар Николя Франсуа Аппер, предложивший хранить приготовленную еду в герметичных емкостях. За что и был награжден государственной премией «Благодетель человечества». Несколько позже усовершенствовал технологию англичанин Питер Дюран, придумавший и запатентовавший для хранения жестяную тару, а уж предприимчивые американцы тут же стали выпускать станки для изготовления жестяных банок.
Многие любители водных процедур мечтают иметь дома ванну джакуззи с встроенным мышечным релаксатором и находящимся сзади источником подачи воды. Между тем, автор этого изобретения Кандидо Джакуззи даже не помышлял о мировой известности, а лишь хотел облегчить страдания маленького сынишки, больного ревматоидным артритом.
Первые в истории джинсы появились на свет в 1853 году и по виду напоминали комбинезон. Шились они из палаточного брезента коричневого цвета, который доставляли из Генуи. Американцы прочли надпись на ткани Genes как «джинс» и проблема с названием была исчерпана. Позже их создатель Леви Страус стал покупать плотную саржу во Франции, и брюки приобрели свой классический сине-голубой цвет, и уж потом «в них выросла вся Америка» и многие другие страны мира.
Необразованному продавцу мороженого Рею Кроку пришла идея создания ресторанов быстрого питания, вскоре превратившихся во всемирно известные «Макдональдсы». Что характерно, Крок не имел не только образования, но и средств для реализации своей задумки, однако, его всепоглощающий оптимизм привел к тому, что сеть ресторанов быстрого питания работает много лет в сотнях стран мира.
Когда молодому инженеру Давиду Коллинзу надоело заниматься сортировкой вагонов на железной дороге, он придумал вести учет вагонов не только цифрами, но и специальным кодом из синих и красных полос, нарисованных на стенках вагонов в виде прямоугольника. Для быстроты распознавания Коллинз предложил освещать их прожекторами и считывать при помощи фотоэлементов. Придуманная система заработала даже при большой скорости движения вагонов, однако требовала больших энергетических затрат, поэтому в 1968 году инженер заменил прожектор на лазерный луч. Чуть позже окрыленный изобретатель решил применить ее на обычных товарах, предварительно усовершенствовав и уменьшив ее габариты. Так родилась система штрихового кодирования товаров.
Мало кому известен философский труд «Дрейф человечества», написанный простым моряком Кинг Жилеттом, мечтающим о построении модели справедливого человеческого общества. Зато его фамилия прекрасно известна, как минимум, мужской половине человечества, пользующейся бритвенными приборами, потому что фирма Жилетт уже более 90 лет не имеет равных на рынке лезвий. Кинг Жилетт не только предложил создать бритву со сменными лезвиями, но и стал продавать бритвенный станок по сниженным ценам, а сами лезвия пустил в продажу по ценам, превышающим их себестоимость. Таким образом, он вошел в историю не только как изобретатель сменных лезвий, но и как первооткрыватель бизнеса по продаже расходных материалов к стационарному оборудованию.
Изобретению чая в пакетиках способствовала случайность. Ранее чай неукоснительно упаковывался в металлические банки, надежно защищающие продукт от попадания влаги, воздуха и пересыхания. В качестве эксперимента нью-йоркский коммерсант Том Салливан в 1904 году упаковал столь нежный товар в шелковые мешочки, а его покупатели, не долго думая, опустили их прямо в кипяток… и чай заварился. Еще через 15 лет чай в пакетиках поступил в серийное производство, постепенно меняя свою «одежку»: дорогой шелк уступил место практичной, но обладающей специфическим привкусом марлей, которую сменила специальная бумага с пористой структурой.
А как много можно сказать о людях, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю мирового бизнеса: о Генри Форде, Андре Ситроене, Луи Рено, Фердинанде и Ферри Порше…
Мечтайте, дерзайте, творите, и, может быть, этот список продолжите именно вы.
|