Когда бизнес создается с нуля, как правило, темпы и динамика его роста очень интенсивны, и, следовательно, основатель предприятия бывает полностью погружен в работу. В итоге, размеренный ритм нарушается, личная жизнь рушится, а страдают от этого самые близкие люди.
Что касается жизни большинства высших руководителей, то она, как утверждают ученые С. Шекшни и А. Михайленко, вряд ли может быть отнесена к категории высшего качества. Виной тому, по их мнению, стрессы, высокая эмоциональная и физическая нагрузка, колоссальная ответственность, рваный рабочий ритм, частые командировки и многое другое. Достаточно посмотреть на статистику сердечно-сосудистых заболеваний, нервных расстройств (ими страдают 20% высших руководителей развитых стран мира), алкоголизма, чтобы убедиться в искусственности образа всегда улыбающегося топ-менеджера. Ученые выделяют несколько специфических синдромов, которыми страдают руководители. Рассмотрим некоторые из них.
Синдром стратегии «отложенной» жизни. Подверженные ему руководители убеждают себя: сейчас они сосредоточатся на работе, а остальным — семьей, друзьями, собой — займутся потом («с понедельника», «по завершении проекта», «когда появится первый миллион» — варианты бесконечны).
Синдром организационной алекситимии (от греч. «отсутствие эмоций»). Алекситимикам свойственна эмоциональная стерильность. События, вызывающие у большинства людей заметную эмоциональную реакцию, — понижение в должности, потеря близких — оставляют их беспристрастными. У них значительно снижена эмпатия (способность сопереживать), они механичны в своих действиях, лишены воображения и любознательности. К сожалению, сегодня многие руководители вынуждены становиться манекенами: чем выше по служебной лестнице они поднимаются, тем большего контроля над своими чувствами ожидает от них компания.
Еще один синдром — агедония (или антигедония). У агедоников снижена способность получать удовольствие. Организационным агедоникам почти недоступно позитивное восприятие каких-либо сторон жизни. Диапазон устойчивых негативных состояний, в которых они пребывают, очень широк — от повышенной раздражительности до депрессивного погружения в себя.
Психологи отмечают и снижение сексуальной активности у руководителей-трудоголиков. И, несмотря на жалобы женщин, социологические опросы показывают, что большинство представительниц прекрасной части человечества считают «постоянную занятость» мужа не слишком большим недостатком.
А для того, чтобы сохранить и собственное здоровье, и психологическое равновесие в семье, психологи рекомендуют:
Контроль времени. Приступая к работе, составьте четкий график проведения переговоров, приема для подчиненных. Определитесь, с которого часа приступаете к выполнению обязанностей, в котором часу заканчиваете. Относитесь к процедуре планирования времени ответственно, ведь только таким образом окружающие будут ценить ваше время и уважать вас за пунктуальность и ответственность.
Нельзя «жениться» на работе. Возьмите за правило, возвращаясь домой, отстраняться от мыслей о работе и не вести переговоры по телефону, не нагружать родных своими производственными проблемами, проводить выходные в кругу семьи.
Качество жизни — это радость, которую получаешь от жизни, и не важно, в офисе или дома. Научитесь жить так, чтобы вам не пришлось выбирать между успехами на работе и счастливой семейной жизнью.