Знакомо? Давайте делиться опытом.
Дело принципа. Итак, свершилось - ты первый день в новом коллективе. Даже если тебе уже далеко не 18, и ты привычно меняешь работу не реже чем раз в полтора года, все равно такие моменты будут вызывать у тебя душевный трепет. Теперь 2-3 недели, а, может, и больше, ты будешь ходить по офису, впитывая в себя то, что называется корпоративной культурой и сложившимся психологическим климатом; тебе нужно быть предельно внимательной, чтобы как можно скорее ухватить и запомнить все: от расположения дамской комнаты до того как, когда и с какими вопросами обращаются к руководству, а какие принято решать самостоятельно. Помимо внешних атрибутов существуют еще и замысловатые хитросплетения человеческих отношений, в паутину которых по неопытности и незнанию можно не просто попасться, но и сильно запутаться. В конце концов, есть просто милые традиции, которые поддерживаются в этой фирме: совместные обеды, походы в боулинг, вечеринки или выезды на пикники. Все это нужно познать, оценить, сопоставить со своими вкусами и привычками и выбрать правильную линию поведения. Здесь, внимание!, можно действовать тремя разными способами:
1. Я принимаю все: от утренней чашки кофе с коллегами до веселого куража в баре, знаменующего собой окончание трудовой недели. С одной стороны, ты очень быстро вольешься в коллектив и, скорее всего, даже станешь основной заводилой. С другой стороны, тебе придется отказаться от своего привычного образа жизни. Весьма вероятно, что ты не пьешь кофе, особенно по утрам, или как раз в пятницу вечером хотела заехать к родителям, позаниматься английским или сходить с другом в кино. Тем не менее, если ты не "насилуешь себя", такие развлечения тебе в радость, они в целом не портят твои взаимоотношения с семьей и любимым, то почему "нет"? Однако здесь нужно быть все время начеку и если ты почувствуешь, что коллектив начинает убивать твою индивидуальность, не стесняйся и бегом меняй свое поведение, спасая свое неповторимое лицо.
2. Я не принимаю ничего. Тоже вариант и я, кстати, знаю людей, которые весьма успешно продвигают эту идею в жизнь. Такой человек врывается в коллектив с лозунгом: "Пусть этот мир прогнется под нас!" - и …. коллектив во главе с руководством либо принимает его таким, какой он есть … либо … полностью отвергает. Причем здесь будут играть роль также квалификация (вдруг этот чудак незаменимый специалист), связи (или сын Генерального директора) и многое другое. Немаловажно, в чем именно проявляется твое неприятие сложившихся традиций: если ты принципиально не ходишь с коллегами обедать, это еще половина беды, но если ты принципиально называешь начальника отдела Васенькой, хотя он тебе в отцы годится, а все остальные не иначе, как Василий Иванович к нему не обращаются, это уже хуже.
3. Иду навстречу. Для того чтобы действовать таким (на мой взгляд, лучшим) способом, нужно внимательно приглядеться и отобрать из корпоративной культуры то, что для тебя приемлемо. Ты с удовольствием останешься на вечеринку, но обедать предпочитаешь с друзьями; ты можешь одеваться в деловом стиле, но не намеренна скрывать при этом свои стройные ноги; ты не прочь поболтать с коллегами за кружкой пива, но не сегодня, сегодня тебе надо уйти ровно в шесть.
Поверь, если ты будешь доброжелательна и приветлива, если не будешь выражать недоумение или неудовольствие теми традициями, которые не можешь поддержать, в скором времени коллеги будут воспринимать тебя абсолютно адекватно. Все будут знать, что Лена не обедает в столовой, носит мини и не всегда составляет другим компанию в баре, но никто не усомнится в твоей лояльности или хорошем отношении к себе. Просто Лена вот такая, имеет право!
Когда прийти, когда уйти. Вопрос не только традиций и этики, но и условий твоего контракта. Не секрет, что там, где много получают, много работают. Если при приеме на работу тебя предупредили, что рабочий день обычно затягивается до 8-9 часов, то, вероятно, придется работать допоздна. Но бывают и другие варианты, например, сотрудники приходят на работу попозже, чтобы попыхтеть на глазах у начальства во второй половине дня и даже задержаться; или никто не уходит раньше шефа, хотя работы уже нет и тебе приходится бесцельно бродить по Интернету, думая о том, что ребенок под руководством бабушки уже, наверное, покушал и ложится спать, так и не дождавшись от мамы сказки на ночь. Здесь можно действовать способом № 3. Если ты успеваешь сделать все вовремя и хорошо, если начальник сам не требует от сотрудников ночных бдений, то, скорее всего, твое желание вернуть себе законное свободное время будет воспринято начальством и коллегами адекватно. Ведь ты просто не можешь уходить с работы в половине восьмого, потому что как раз в это время у тебя начинаются занятия на курсах.
Пить или не пить. Тема очень неприятная, особенно для тех, кто приходит не просто на новое, а на первое место работы. Коллективы бывают разные. Где-то на день рождения принято приносить пару бутылок шампанского, которое не пользуется особенным спросом под пристальным взором начальника; а где-то не грех выпить пивка во время обеденного перерыва, а уж отметить пятницу - просто святое. Такие места могут быть ловушками для слабых сердец, мягких характеров и юных созданий. Если у тебя от алкоголя болит голова и тебе страшно возвращаться после одиннадцати одной домой на электричке, поверь мне, лучше прямо сказать об этом, нежели болеть или всю дорогу трястись от страха.
Через пару месяцев все привыкнут, что ты пьешь сок и покидаешь спитый коллектив ровно в восемь; главное, не "выносить сор из избы", то есть не рассказывать и не обсуждать, кто что сказал или сделал в состоянии легкого алкогольного опьянения. Уверяю тебя, лучше найти в себе силы и выступить против коллектива, чем через некоторое время всерьез задумываться над проблемами лечения женского алкоголизма.
Сомнительные развлечения. Обычно менее опасны, чем алкоголь, но, тем не менее, могут принести несколько напряженных минут объяснений и косых взглядов. А что поделаешь, одни любят ходить с коллегами обоих полов в баню, а для других такая идея просто неприемлема. Часть беды, когда инициатива исходит из низов, а вот когда от начальства… Тут уж можно придумать множество "отмазок", начиная от грозного и ревнивого супруга, заканчивая плохим самочувствием, повышенным/ пониженным давлением или критическими днями. Опять же помни, что даже если на твой взгляд такие развлечения аморальны (хотя в действительности они могут быть весьма невинными) не нужно объявлять об этом во всеуслышание. Лучше просто спокойно откажись, не высказывая негативных оценок.
|