Его имя известно далеко за пределами Украины, «короля мужского костюма» знают, уважают и ценят во многих странах мира. Одежда марки Voronin сегодня символизирует стабильность, респектабельность и стремление к вечным ценностям. Чтобы добиться такого мирового признания, Михаилу Воронину пришлось приобрести не только профессиональные знания и умения, но и пройти нелегких путь проб и ошибок, укрепивших в нем три основных жизненных правила…
Она узнаваема — никаких лишних деталей, гармония силуэтных форм, четкие пропорции.
Что в вашей жизни определило выбор профессии?
Я не мечтал о дизайне и моде с детства. В четвертом классе, желая подражать девочке, которая мне нравилась и умела вышивать, вышил крестиком подушечку и подарил маме... Это был мой первый неосознанный опыт. Кстати, портных в моем роду не было. А всерьез началось все с желания одевать себя и других в красивую одежду. С 14 лет стал учиться работать с иголкой, и не расстаюсь с ней до сих пор.
Когда впервые смогли себе сказать: «Я — мастер»?
После профтехшколы швейников, меня, как одного из лучших выпускников, оставили при школе работать мастером в ателье. За одним большим столом сидели 8 человек — и я у каждого учился. У одной хорошо получались борта, у другой — рукава. И я ставил себе четко задачу — научиться делать так же хорошо и так же быстро, как они. Для этого мне понадобился год. Потом с закройщиками работал по индивидуальному пошиву. В 8.00 приходил, до 17.00 трудился, а потом дома до 12 ночи шил заказы. Как сейчас помню: комната, утюг с углем, ножная швейная машинка «Зингер». С улыбкой вспоминаю свой первый костюм. Я с гордостью стал, руки в карманы и думаю, какой я молодец, какой сотворил шедевр, какой я специалист! (смеется). Это сейчас-то я понимаю, как мало знаю, но для этого мне понадобилось 50 лет. Из всего пережитого вынес урок: поставив перед собой задачу, не думай, что ты уже король. На мой взгляд, наша жизнь — горизонт, к которому мы вечно стремимся.
Кого считаете своими учителями?
Лет тридцать тому назад в Киеве жил очень известный портной Маев. Именно он научил меня профессиональной точности, требуя все рассчитывать до миллиметра. Он закончил академии в Германии и Париже, и мне удалось попасть к нему в ученики, хотя он никого не хотел брать.
В то время выставки различных уровней проходили по определенной схеме: вначале демонстрировалось изделие, затем выставлялась оценка, и лишь после этого вызывали автора. Когда оценивали изделия Маева, необходимости называть автора не было: никаких лишних деталей, силуэтная форма с очень четкими пропорциями.
Много интересного и полезного я почерпнул от дружбы с Владимиром Несмияном, великолепным художником и творцом.
А были ли в вашей карьере «поучительные уроки»?
Безусловно, многое пришлось пережить. Чтобы добиться признания, работал день и ночь, и каждый день чему-то учился… В годы приватизации стал владельцем фабрики «Желань», которая досталась мне с долгами и балластом в виде 30 000 костюмов старого образца. Надо признать, что в первые годы несколькими своими ошибками я буквально посадил фабрику на дно: чтобы освободить склад и чуть заработать, я в течение двух лет под своим уже известным именем, которое приобрел еще будучи закройщиком, продавал старые запасы оставшейся продукции. Четыре года потребовались на восстановление имени. Были и другие проблемы: воровство, переоборудование… Но самым сложным оказалось изменить «совковую психологию». Люди просто не желали работать. Второй серьезной ошибкой, помешавшей сразу поднять фабрику, стала моя нерешительность. Для повышения эффективности нужно было из 600 работающих уволить 100. В течение двух лет я думал, что можно обойтись без таких мер, но дело не улучшалось. И только после увольнения балласта появилась возможность развиваться.
Качество для меня стоит на первом месте, и давно вошло в ранг принципа. Сейчас мы сделали резкий рывок вперед и подняли качество продукции на высокий уровень. Изменили технологию, ткани, конструкцию, расширили ассортимент. Долгие 12 лет я шел к тому, чтобы дать фабрике свое имя и сейчас фабрика «Желань» переименована в международный швейный концерн «Voronin». Сегодня это уже крупнейшее предприятие, которое вошло в тройку лучших швейных предприятий мира. Ежегодно мы совершенствуемся, приобретаем современнейшие новейшие технологии и оборудование, позволяющие постоянно повышать уровень качества.
Сегодня под торговой маркой Voronin продается уже столько разных изделий, что, кажется, ваш творческий потенциал безграничен…
Дизайнеры живут во сне, живут каждым днем, смотрят фильмы, журналы, наблюдают за всем, что происходит в жизни — это отражается и развивается в одежде. Сейчас мы пришли к серьезной классике. Появилось много людей, которые уже умеют красиво и грамотно одеваться. Поэтому сегодня наша одежда приближается к английскому варианту, где есть очень четкие линии и пропорции. Каждый элемент подчеркивает индивидуальность, и собственно говоря, создает ваш образ.
Вы прошли все этапы пути, от закройщика столичного ателье до кутюрье мирового уровня, в чем секрет успеха Михаила Воронина?
Не останавливаться на достигнутом! Это мое главное правило. Я вечно недоволен собой, тем, что знаю, и что сделал. Постоянно стараюсь совершенствовать свою работу, делать ее интереснее и лучше.
Думаю, что у меня получилось создать «народный костюм». Так же, как у Фердинанда Порше — сконструировать «народный автомобиль», «Фольксваген Жук».
Сейчас каждый дизайнер выбирает свой стиль, в котором он работает с одеждой для той или иной фигуры, в определенных размерах, а фигуры, как известно, у всех разные: широкие плечи, высокие плечи, маленькая талия и т. д. Например, Armani — это покатые плечи, Zegna — среднее плечо. И на Западе дети с 7 лет уже знают об этих особенностях. А что происходит у нас? Только единицы понимают действительную разницу между тем или иным дизайнером. В основной своей массе покупается просто имя. И самое главное, что не все еще поняли, что одеваться красиво и модно — это разные вещи. Я стараюсь донести эту мысль до людей, и мне кажется, что у меня получается.
В Концерне «Воронин», в наших магазинах может одеться человек с любой фигурой! Разнообразие моделей достигает более 150 вариантов. Изделие проходит долгий путь: сначала создается базовая конструкция, после чего изготавливают 15 размеров в 5 ростах и 6 полнотах (450 конструкций) для тканей верха, столько же конструкций для подкладки и различных прокладок. Только на одну модель разрабатывается более 5000 конструкций-лекал. Мы стараемся сегодня сохранить доступную цену. И сейчас, когда в моих костюмах ходит больше половины украинских мужчин, я очень рад.
У вас столько почетных наград, какими из них больше всего дорожите?
Если бы я, ничего не умея делать, думал только о деньгах и славе, у меня никогда их не было бы. Ведь такие мысли отвлекают от работы. Даже когда я стал известным мастером, я продолжал учиться. И сейчас понимаю: в мире столько всего интересного, а я так мало знаю. Наше предприятие одно из немногих в украинской fashion-индустрии, которому удалось перейти от единичного пошива в формате ателье к серийному производству. При этом модели не утратили эксклюзивность и индивидуальный стиль. Благодаря этому, мы получили большое количество международных и украинских престижных наград — «Лучшая торговая марка» (Италия), Международная золотая Звезда Качества «Золотая Арка Европы» (Испания), «Золотая медаль» Ассоциации содействия промышленности Франции и др. К тому же, занесены в «Книгу Рекордов Гиннеса» за пошив самого большого в мире смокинга.
Хотелось бы услышать совет профессионала, как нужно одеваться на собеседование.
Для начала нужно задать себе всего два вопроса: Кто я в данной ситуации и как хочу, чтобы меня воспринимали? Где нахожусь и на кого именно хочу произвести впечатление? Ведь у претендента на работу есть только 10 минут, чтобы произвести нужное впечатление на нанимателя. Не зря говорят, одежда — это 60% вашего успеха, 20% — умение общаться, и 20% — ваш ум. Поэтому рекомендован более универсальный образ — строгие линии силуэта в сочетании с классическими цветами одежды. Пусть ваша одежда помогает вам нести образ лаконичности, собранности и успешности.
При этом не обязательно быть в дорогом костюме, достаточно быть элегантным, что не одно и то же. Разница между богатой, но не соответствующей вашей фигуре, и элегантной одеждой очень большая. Над богатым костюмом часто смеются, а перед элегантностью — преклоняются.
Главное правило — не теряться в океане контрастов, где многие тонут, желая чем-то выделиться. Одежда не должна обращать на себя внимания, каждая деталь призвана очень осторожно дополнять другую.
Как оцениваете тенденции современной моды?
Для огромного количества занятых делом мужчин классический костюм принципиально важен. Он символизирует стабильность, респектабельность и стремление к вечным ценностям. Все эти качества акцентируются современной мужской модой.
Тенденции современного костюма: силуэт подчеркнуто элегантный, с акцентом на талии, без лишнего объема. Зауженные брюки придадут моложавый и актуальный вид. Модные декоративные приемы — полоска и клетка. Очень популярными станут двубортные костюмы. Не менее модными обещают быть вельветовые костюмы и пиджаки из бархата. Благородные темные тона подойдут приверженцам элегантного стиля, а яркие и броские — эпатажной молодежи. Основные цвета: все оттенки серого, индиго, темно-синий, черный.
Как удалось создать такой большой коллектив единомышленников? Что цените в сотрудниках и как поддерживаете дух творчества и сплоченности?
Умение и мастерство в работе швей, портных, технологов, художников и конструкторов приходит не сразу. Чтобы сделать из специалиста с высшим образованием хорошего технолога или художника, мне требуется еще 2 года, конструктора — целых 5. Сейчас уже все знают, что если работник трудится у Воронина, значит, это очень хороший специалист. В Украине только на нашей фабрике «ВОРОНИН» можно на практике освоить ту технику, о которой лишь слышали, ведь на предприятии постоянно обновляется оборудование. Чтобы работать на такой технике, нужны соответствующие знания. Даже опытным специалистам приходится постоянно совершенствовать свой уровень. Стараемся учить так, чтобы рабочий знал как можно больше процессов, пытаемся привить желание совершенствовать свой профессиональный уровень.
Чем выше квалификация, тем больше специалист может заработать. На нашей фабрике действует система бонусов: прибавки к зарплате в размере 10 — 50%, в зависимости от квалификации, сложности выполняемого процесса, производительности труда. При ухудшении качества надбавку могут уменьшить.
К работе над каждой новой моделью я отношусь, как к творчеству. Воспитываю так и работников. Привожу видео с записью рабочих операций на известных заграничных швейных фабриках, отрабатываем каждое движение. И в скором времени у наших рабочих получается не хуже.
Что касается общих социальных программ, иногородним работникам предоставляется общежитие. Питание и медицинское обслуживание на фабрике — бесплатно для всех сотрудников. Оказывается дополнительная материальная поддержка пенсионерам и больным, предоставляются путевки для оздоровления детей.
Большое внимание уделяется сплочению коллектива — организации досуга и развитию личности. На нашем предприятии постоянно действует школа «Леди совершенство», где лучшие специалисты обучают основам этикета, дефиле, макияжа, проводят фотосессии. Действует школа современных и бальных танцев, другие секции. Такие занятия — стимул для наших сотрудников, а мы гордимся и радуемся их достижениям.
Жизненное и творческое кредо Михаила Воронина?
У меня есть три правила. Первое — честность. Второе — порядочность. И, наконец, время, чтобы доказать то и другое. Не останавливаться на достигнутом! Лозунг наших сотрудников «Сегодня я знаю мало, но я буду продолжать учиться». В этом наш главный успех.
В одном из интервью вы рассказывали, что в детстве мечтали стать артиллеристом. Никогда не сожалели, что мечта не осуществилась?
Радом с Павловским садиком, где я жил, есть улица Некрасовская, там находилось подготовительное артиллеристское училище. В него и поступил. При этом, что конкурс тогда был большой. Но я его выдержал. Прозанимались мы не долго – 3-4 месяца. После этого последовал приказ Сталина расформировать все подготовительные училища. Я вернулся в школу.
Очень часто в жизни приходилось ощущать на себе пренебрежительное отношение ко всему, что производилось в бывшем Советском Союзе. С тех пор стремление делать одежду, отвечающую высоким мировым стандартам, передовым технологиям и современным тенденциям стало для меня смыслом жизни.
И если когда-то мы начинали с того, что у нас работало 25-30 человек, то сегодня работают уже 2500 человек. Если раньше у нас не было ни одного бутика, то сейчас только на Украине – 65 фирменных магазинов, наша продукция также распространяется во многих странах мира, включая Америку, Европу и страны СНГ. Когда-то мы начинали с простых швейных машинок и обычного утюга, а сегодня мы работаем на самом современном оборудовании. Если когда-то все могло разместиться в 2-х комнатах размером по 25 м2, то сегодня фабрика занимает уже 11500 м2. За это время мне нужно было полностью изменить психологию людей и сейчас, к большому счастью, люди стали работать уже совсем с другим мышлением.
Знаете, мне давно говорили о том, что наш костюм фартовый. Я не верил, думал – сочиняют. Как-то общался с Павлом Глобой - спросил его, а правда ли, что костюм особенный. И он мне сказал, что в создание нашей одежды вкладывается столько «души», что она сама начинает аккумулировать положительную энергию.
Я убежден, что за бренд, за свое имя нужно бороться. Свою репутацию я зарабатывал всю жизнь и мне приятно уважение и доверие людей. Поэтому я отношусь со всей серьезностью к процессам на всех этапах производства и популяризации, стараясь возродить культуру и искусство одеваться
Искусство одеваться - это большое искусство. Одежда говорит о вас, вашем положении в обществе до того, как вы начнете говорить. Одежда – та же визитка, которая помогает нам преуспеть. Костюм на своем языке информирует окружающих о Вашем ранге, достатке, социальном положении, сфере Вашего бизнеса и принадлежности к определенным кругам. Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить.
|