Многим людям (да и компаниям) попросту не хватает мужества действовать в соответствии с составленными ими же планами и добиваться намеченных целей. Им не хватает мужества из-за отсутствия уверенности в собственных возможностях.
Впервые я столкнулся с проблемой следования собственной стратегии несколько лет назад, когда решил поставить перед собой вполне определенную цель – стать консультантом по вопросам стратегии и выполнять заказы международных компаний по оказанию профессиональных услуг. Некоторое время спустя ко мне обратилась одна компания с просьбой провести проект, подразумевавший составление программы обучения навыкам продаж и маркетинга для своего персонала.
Предложение было более чем заманчивым: огромный объем привычной, несложной, интересной работы, которая, предположительно, могла значительно улучшить мое финансовое положение. При этом я прекрасно понимал, что, потратив большую часть года на подготовку персонала в области продаж, я едва ли смогу реализовать свои стратегические планы. К концу года вместо того, чтобы стать консультантом по вопросам стратегии, я превращусь в специалиста по развитию навыков продаж.
Никому из нас (мне в том числе) не удастся заработать репутацию специалиста в какой-то области, если тратить все доступное время на выполнение заказов по совсем другому направлению.
Пойди я по простому пути (согласиться на эту работу и отложить свои карьерные притязания), ничего критического не случилось бы, однако я совершенно точно не добился бы тех преимуществ, которые могла принести реализация намеченной мною стратегии. Более того, если бы я делал аналогичный выбор каждый раз, то никогда не смог бы и близко подобраться к реализации своей стратегии.
Никто не спорит, отказаться идти по легкой и, несомненно, выгодной тропе очень сложно. Приходится делать над собой немалое усилие и заставлять себя верить в свое же видение цели. Нужно научиться находить мужество поверить в собственные убеждения.
Но одно дело – поверить в преимущества, которые принесет достижение желаемой цели; совсем другое дело – выдержать тяготы «диеты», без которой невозможно достижение этих целей.
Итак, чего же я хотел? Легких денег или реализации амбициозной стратегии, которая требует немалых усилий? Хотелось ли мне провести целый год, занимаясь удобной во всех отношениях (в том числе в денежном плане) работой или же пытаться в течение всего года брать на себя тяжелые заказы и пытаться провести аналогичное число дней за «настоящей» работой, которая действительно позволила бы приблизиться к стратегической цели, а заодно и принесла бы хоть какую-то прибыль?
Я решил придерживаться составленной стратегии и отказаться от возможности заработать «легкие деньги». Клиента я передал своему другу, а сам долго, упорно (и небезуспешно) трудился на другом фронте, выполняя задачи, которые укладывались в рамки обозначенной мною стратегии.
Ситуации подобные моей встречаются сплошь и рядом. На самом деле, они просто неизбежны. Все стратегии в тот или иной момент требуют сделать выбор между быстрыми деньгами (выполнением выгодных заказов) и следованием стратегическому плану (жизнью в соответствии с тем видением совершенства, которое вы сами для себя определили). Если вы собираетесь следовать стратегии, то должны настроиться на необходимость совершать непростой выбор (причем неоднократно) и действовать так, как ведет себя человек, искренне верящий в свою стратегию.
Короче говоря, для реализации стратегии необходимо мужество. Вы должны иметь непреклонное желание действовать в соответствии со своими взглядами на жизнь, когда это удобно и (что гораздо важнее) когда это неудобно.
Многим компаниям удается вычислить, что необходимо сделать для совершенствования их деятельности. Все полки и шкафы завалены умными планами, стратегиями и методиками действий, которые, при условии их реализации, способны поднять компанию на совершенно иной уровень. Однако самая большая проблема в стратегии заключается не в том, чтобы высказать какую-нибудь умную мысль. Скорее, сложности начинаются в тот момент, когда необходимо найти в себе достаточно самодисциплины, силы воли и настроя, чтобы всерьез действовать в соответствии с определенной вами же стратегией.
Жизнь делового человека наполнена ежедневными соблазнами, краткосрочными выгодами и превосходными оправданиями тем действиям, которые не позволяют именно сегодня и сейчас приступить к реализации стратегии. Соответственно запланированная новая статья остается ненаписанной, полномочия передаются другим людям только в случае крайней необходимости (вместо того, чтобы делать это при первой возможности), за младшим персоналом следят «вполглаза», а маркетинговый принцип звучит так: «Нам еще не попадался ни один честно заработанный доллар, который оказался бы не к месту!»
Ничего плохого в том, чтобы сделать именно такой выбор, нет, но не стоит вводить себя в заблуждение. Если вы собираетесь пожертвовать несколькими граммами качества ради лишней сотни долларов, вам не удастся создать себе на рынке репутацию компании с высоким качеством продукции (а именно этого вы стремитесь добиться, по вашим же словам). Нужно немалое мужество, чтобы поверить, что совершенная репутация стоит, в конечном счете, гораздо больше, чем сегодняшний прирост прибыли. В своем изложении видения, задач и стратегии компании говорят, что нацелены на достижение совершенства, но их деятельность не соответствует этим словам.
Из личного блога davidmaister.com Перевод: Илья Перевезенцев